Метод конгруэнтной коммуникации.
Метод конгруэнтной коммуникации.
Метод К.К. в системе отношений и взаимодействия «взрослый-ребенок» базируется на идеях гуманистической психологии. Основная цель – обеспечение системы психологических условий позитивного личностного развития ребенка.
Задачи:
1. установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, доверия и сотрудничества, уважения на основе эмпатического принятия ребенка.
2. формирование позитивного «образа Я» у ребенка на основе адекватного представления о своих качествах и возможностях.
3. обеспечение ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях.
4. стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемных ситуаций.
Данные задачи решаются через использование ряда коммуникативных техник:
1.Техника эмпатийного (активного) слушания.
2. Техника использования !Я-высказывания».
3. Техника разрешения конфликтных ситуаций.
Неэффективные техники общения:
1. 1.Приказания, распоряжения, команды –содержат прямую оценку того, что и как должен делать ребенок. Повелительное наклонение – не делай, садись есть, убери и т.д.
1. 2.Угроза, предупреждение ребенка о возможных негативных для него последствиях невыполнения приказа или команды взрослого. «Если…., то……».
Приказания и угрозы вызывают у ребенка страх, тревогу, чувство незащищенности. Могут привести к возникновению сопротивления и агрессивности, раздражения и злости к взрослым.
3. проповедь, нотация, морализирование – высказывание, апеллирующее к власти высших авторитетов : морали, закона, долга, совести. «должен, обязан, надо».
Вызывают чувство вины и стыда.
4.советы и разьяснения содержат подробную информацию, описание того, что и как делать ребенку (несомненно важная коммуникация, но ее систематическое употребление с ограничением кооперации с ребенком и совместной выработки решений проблемы может привести к зависимости ребенка от взрослого, неспособности к самостоятельной деятельности).
5. Наставления, поучения – помимо описания желаемого образца поведения, они содержат аргументацию, почему нужно делать так, а не иначе.
Формируют некомпетентность, так как взрослый выступает как носитель мудрости и жизненного опыта, а ребенок мало успешным исполнителем.Формирует даже чувство неадекватности и неполноценности.
6. Негативная оценка, осуждение, приговор – это прямая негативная оценка личности ребенка. Формирует низкую самооценку и «эффект Пигмалиона».
7. Наклеивание ярлыков , обзывание, ругань – наиболее резкая и грубая форма.Оказывает разрушительное действие – агрессия, вражда.
8. Похвала – может стать причиной негативных эффектов, если расходится с реальностью. Может сделать ребенка зависимым от соцмального одобрения, увеличивает тревожность.
9. Утешения, успокаивание – высказывание на устранение эмоционального дискомфорта.»Не переживай», «Из-за этого не плачут». Ребенок может переживать из-за эмоционального отвержения взрослых.
10. 10. Отвлечение внимания, уход – «Не стоит об этом говорить», «дело выведенного яйца не стоит», «Это ерунда». Ребенок может в дальнейшее отказаться от контакта со взрослым при разрешении трудных и конфликтных ситуаций.
Техника активного слушания.
Включает в себя вербальные и невербальные компоненты.
Вербальные –
- установление перцептивного контакта с ребенком, контак на уровне глаз, заинтересованность во взгляде;
- теплая улыбка взрослого;
- мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;
-дистанция между ребенком и взрослым в пределах 50-70 см.
Вербальные – повторение «слово в слово» высказываний ребенка и парафразирование , предполагающее более полное описание чувств и переживаний ребенка взрослым.
- нужно хотеть слушать ребенка, а не прерывать его на полуслове (используем, когда достаточно времени);
-Нужно желать быть полезным ребенку в решении его проблемы
- нужно быть готовым принять чувства ребенка такими, какие они есть, не оценивать их и не осуждать, даже если они вступили в противоречие с моральными ценностями.
Техника эффективной похвалы.
- Похвала не должна быть оценочной, не должна содержать в себе прямых оценок личности.
- Похвала не должна содержать в себе сравнения успехов, результатов и личностных качеств ребенка с достижениями сверстников.
- Похвала содержит в себе объективное описание действий ребенка, его усилий, результатов действий.
Техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний».
«Ты-высказывания» используются в ситуации активного слушания. Позволяет ребенку осознать и отразить в речи его чувства и переживания.
«Я-высказывания»
Содержат в себе 4 компонента.
1.Точное и корректное описание эмоций взрослого, которые он испытывает по отношению к поведению ребенка. ( Я расстроен, Мне не нравится, Я не люблю).
2.Точная характеристика того поведения ребенка или той ситуации, которая вызвала ранее описанные чувства взрослого. (Мне не нравится, когда в меня бросают мячом; хватают за волосы; брызгают водой), поскольку использование местоимения Ты может создать у ребенка впечатление, что такое поведение вызывает неприязнь взрослого только в том случае, когда оно исходит от него и может вызвать чувство обиды.
3. описание причин возникновения негативной реакции взрослого. Используем оборот «потому что». (Мне не нравится, когда в меня бросают мячом, потому что мне больно) Важно не «соскользнуть» на оценку и осуждение поведения ребенка.
4.описание возможных последствий и эффектов поведения ребенка в том случае, если такое поведение будет продолжаться. Четкость необходима, чтобы не перейти к прямым угрозам в адрес ребенка.
«Мне не нравится, когда в меня бросают мячом, потому то мне больно, и я уберу мяч в шкаф». Или « я отберу у тебя мяч; ты больше никогда не будешь играть в мяч».
Дети не сразу слышат «Я-высказывания» и их приходится повторть.
Ограничения и запреты.
Выполняют ряд важных функций:
1. Открывают возможность управлять деятельностью детей, сохраняя ее творческий характер.
2. Они регламентируют поведение ребенка и его взаимодействие со сверстниками и создают основу для партнерских отношений и равные возможности.
3. Формируют способность произвольно регулировать свою деятельность и общение (саморегуляция и самодисциплина).
4. Структурируют ситуацию занятия, создают систему ориентиров.
5. Обеспечивают сохранность оборудования.
Итак, базовые требования-
1.Физическая и личностная безопасность ребенка и сверстников.(нельзя кусаться, драться, дразнить, плевться, брызгать краской, швырять песок).
2. Физическая безопасность самого взрослого.
3.Сохранность имущества.
Ограничения должны быть незыблемыми и не пересматриваться в зависимости от обстоятельств. Они предъявляются в момент его фактического нарушения, не подвергаются дискуссии или обсуждению.
(Проводится на первых занятиях или в начале деятельности).
Если ребенок нарушает запреты, используется техника «Я-высказывания». Ребенку предлагается альтернатива запрещенному действию.
Если запрет нарушается и его нарушение приобретает угрожающую форму – прерывание действий ребенка путем лишения его предмета, принудительное лишение активности (обнять, прижать к себе), временная изоляция ребенка в пределах игровой комнаты или в специальное помещение, разведение конфликтующих детей.
Эмоциональное отреагирование ребенка на запрет- использовать мячи, подушки, боксерскую грушу.
Вербализация, т.е. словесное объектирование чувств ребенка, обьяснение запрета.
Крайний метод – удаление ребенка.