Хорошее здоровье-один из главных источников счастья и радости человека
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы Сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ozdorovleniya_detey_vdou.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы Сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Раздел 1
1.1. Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воз-
действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
1.2. Цель программы
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здравот охранении».
3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
4. Городская программа «Здоровьесберегающие технологии в обг разовании детей на 2000—2004 гг.».
5. Устав образовательного учреждения.
1.4. Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Раздел 2 Основные принципы программы
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3
Основные направления программы
Профилактическое
Г. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2. Выполнение сангигиенического режима;
3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий;
4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
3. Составление индивидуальных планов оздоровления;
4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;
2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
3. Дегельминтизация;
4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;
5. Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;
6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Раздел 4
Обеспечение реализации основных направлений программы
4.1. Техническое и кадровое обеспечение | ||
1 | Приобретение необходимого оборудования: — медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц); — технологического (духовой шкаф); — спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); — мебели (стулья) | Зав. ДОУ Зам. зав. по АХР |
2 | Осуществление ремонта: — пищеблока; — прачечного комплекса; — коридоров; — игровых площадок | Зав. ДОУ Зам. зав. по АХР |
3 | Оборудование помещений: — зимнего сада; — уголка ОБЖ; — прогулочной площадки в здании; — мини-музея; — сенсорной комнаты | Зам. зав. по УВР Специалисты |
4 | Пополнение среды нестандартными пособиями: — объемными модулями; — чудо-ковриками (тренажеры Заикина); — зрительно-телесными тренажерами (В.Ф. Базарного) | Воспитатели |
5 | Введение дополнительных услуг: — музыкально-театральной деятельности; — художественного труда; —спортивной борьбы; — художественной гимнастики; — занимательной психологии | Зам. зав. по УВР Специалисты |
6 | Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда» | Воспитатель по физо |
7 | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) | Зам. зав. по АХР |
4.2. Организационно-методическое и пснхолого-педагогнческое обеспечение | ||
1 | Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Администрация ОКГ «Взгляд» |
2 | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП | Зам. зав. по УВР |
3 | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: ' , о* — ароматерапия Г. Лавреновой; — сеансы самооздоровления B.f. Кудрявцева; — энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепе-лицина; — учебная гимнастика П. Деннисона; — спецзакаливание А. У майской; — парадоксальная гимнастика A. Стрельниковой — психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; — вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; — ВЛГДБутейко; — АФК В. Казьмина; .: — лечебные игры Галанова; — театр физического развития и оздоровления Н. Ефименко | Зам. зав. по УВР ИТГ «Поиск» |
4 | Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам | Зам. зав. по УВР |
5 | Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введшие дней радости, каникул, гибкий график занятий) | Зам. зав. по УВР |
;6 | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога) | Воспитатели |
\т | Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика) | Специалисты |
8 | Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия) | Зам. зав. по УВР |
9 | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели |
10 | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов, проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия») | Воспитатели |
11 | Налаживание тесного контакта с медико-психологическими и социальными службами города (психологический центр реабилитации и коррекции «Росток», центр досуга «Гармония») | Зам. зав. по УВР |
12 | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Зав. ДОУ |
13 | Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегаю-щих технологий в УВП ДОУ | Зав. ДОУ |
; Раздел 5
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1 | Обеспечение здорового зитма жизни | — щадящий режим (адапт. период); — гибкий режим; —■ организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; — учет лунного ритма; — учет биоритмов; — учет астрологического прогноза; — коррекция биоритмологической активности | все группы —.//— — //— ; — .//— — II— ; — II— : ср.,ст.,кл.щ. |
2 | Физические упражнения | — утренняя гимнастика; — физкультурно-оздоровительные занятия; — подвижные и динамичные игры; — профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); — спортивные игры; — занятия в спортивных секциях; — занятия аэробикой; — терренкур (дозированная ходьба); '— пешие прогулки (турпоход) | все группы — 11 — — II—' МЛ.-КЛ.Ш. ср., ст., кл.ш. —II— —II—, —II— |
3 | Гигиенические и водные процедуры | — умывание; — мытье рук; — местный и общий душ; — игры с водой; — обеспечение чистоты среды; — посещение бассейна | все группы __И__ —// — __II__ — // — СТ., КЛ.Ш. |
4 | Свето-воздушные ванны | — проветривание помещений (в том числе сквозное); — сон при открытых фрамугах; — прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); — обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | все группы — /1-7-- —II — |
5 | Активный отдых | — развлечения, праздники; — игры-забавы; — дни здоровья; — каникулы | все группы — //-,' _//__,. ___ ц__ ■ |
6 | Арома- и фитотерапия | — ароматизация помещений; ■г- сеанс фитоаэроионизации; — фитопитание (чаи, коктейли, отвары); — аромаподушки; — аромамедальоны | все группы — //г- —II— яс, мл. —//— |
7 | Диетотерапия | — рациональное питание; — индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания) | все группы — II— |
8 | Свето-и цветотерапия | — обеспечение светового режима; — цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса | все группы — II — |
9 | Музтерапия | — музсопровождение режимных моментов; — музоформление фона занятий; — музтеатральная деятельность; — хоровое пение (в том числе звуковое) | все группы __II — II — — li- |
10 | Аутотренинг и психогимнасгика | — игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; — игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; — коррекция поведения; -—учебная гимнастика | ne, гр. Ср^СГ.,Ю1.Ш. ст., кл. ш. __II__ |
11 | Спецзакаливание | — босоножье; — игровой массаж; — обширное умывание; — дыхательная гимнастика | все группы —//— ст. гр., кл. ш. все группы |
12 | Физиотерапия | — УФО общее; — люстра Чижевского; — тубус-кварц; — витафон | ЧБД яс, спец. гр. ЧБД, спец. гр. спец. гр. |
13 | Стимулирующая терапия | — адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий) | все группы |
14 | Пропаганда ЗОЖ | — эколого-валеологический театр; — периодическая печать; — курс лекций и бесед; — спецзанятия (ОБЖ) | все группы __//__ — II — ср., ст., кл.ш. |
10
План лечебно-оздоровительных мероприятий
Ме- | Наименование | Дозировка | Контингент |
сяц | мероприятий | детей | |
К | 1. Сеанс фитоаэроионизации | 15 мин 1 р. в день ежедн | Вое дети |
2. Биостимулятор «Целебный | 1 ч.л. 2 р. в день ежедн. | ||
росточек» | |||
3. Коктейль «Воздушный» (ки- | 1 чл. 1 р.вдень ежедн. | ||
слородный) | |||
X | 1. Витаминный напиток | От—ясли/1 р. в день | Все дети |
«Янтарный» (рябина красная) | |||
2. Фиточай «Лечебный» | |||
— сбор Чистяковой (корень | 0 г — сад/1 р. в день | Реконв., пневм., | |
девясила, календула, | жедн. | бронх. | |
подорожник, чабрец); | Реконв., | ||
— сбор № 6 (кук.рыльца, лист | 50 г 2 р. в день ежедн. | пиелонефрит | |
березы, толокнянка, кор.солодки, | Реконв., хр. | ||
корень пырея); | раз в день № 10 | тонзил. ЧБД | |
3. Лечебное орошение зева (р-р | |||
йодинола) | |||
XI | 1. Лечебный сеанс «Родничок» | 70 г 1 р. в день ежедн. | Сад |
(полоскание горла настоем трав — | |||
эвкалипт, шалфей, календула, | |||
ромашка) | |||
2. Лимонная долька с медом | 1 чл. 2 р. в день ежедн. | Ясли | |
«Сластена» | Все дети | ||
3. Живая вода (кремнёвая) | в неогран, кол-ве | Гр. ЧБД, | |
4. Тубус-кварц на миндалины | 1 раз в день № 10 | хр. тонзиллит | |
ХП | 1. Целебная пилюля Неболейки | 2 мг на 1 г.ж. 14 дней | Все дети |
(дибазол) | |||
2. Эликсир «Бодрость» (витамин С) | 0,05 х 1 р. в день ежедн. | ||
3. Лечебная смазка носика | 2 р. в день ежедн. | ||
(оксалиновая мазь) | |||
4. «Волшебная приправа» | обед 1 блюдо ежедн. | ||
(фитонциды — лук, чеснок) | |||
5. Физиопроцедура «Свежесть» | 30 мин ежедн. | ||
(уфопомещений в сочетании с | |||
проветриванием) | |||
I | 1. Фиточай «Лесная сказка» | 50 г—ясли ежедн. | Все дети |
(мята, мелисса, малина, | 70г—сад 1 раз в день. | ||
смородина, земляника) | |||
2. «Волшебная приправа» | обед 1 блюдо ежедн. | ||
(фитонциды — лук, чеснок) | |||
3. Физиопроцедура «Свежесть» | 30 мин ежедн. | ||
(уфопомещений в сочетании с | |||
проветриванием) | |||
4. Сеанс фитоаэроионизации | 15 мин 1 р. в день ежед. | ||
II | 1. Лечебный сеанс «Морской | 70 г 1 р. в день ежедн. | Сад |
прибой» (полоскание рта | |||
«Морской водой» — по 'А ч.л. | |||
соли, Уг ч.л. соды, 1 капля йода) | |||
2: «Свекольная капля» (в нос) | 2 р. в день ежедн. | ||
3. Физиопроцедура «Чудо-луч» | 1 р. в день ежедн. № 10 | Ясли | |
(общий кварц) | Гр.ЧБД | ||
4. Коктейль «Воздушный» | 1 ст. 1 р. в день ежедн. | Вседети | |
(кислородный) | |||
ш | 1. Коктейль «Изюминка» | 50 г—ясли | Все дети |
(крапива, шиповник) | 70г—сад | ||
2. Лечебная смазка зева (р-р | 1 р. в день ежедн. | Реконв., хр. | |
Люголя) | 1 р. в день ежедн. № 10 | тонзиллит, ЧБД | |
IV | 1. Биостимулятор «Целебный | 1 ч.л. 2 р. вдень | Все дети |
росточек» | Рекон., | ||
2. Лечебный бальзам (сбор № 7 | 50 г 2 р. в день ежедн. | пиелонефрит. | |
— петрушка, хвощ полев., | |||
подорожник, корень щавеля | Рекон., пневм., | ||
конек., землян.лист, шиповник ) | бронх. | ||
3. Целебный напиток «Золотой | 50 г 2 р. в день ежедн. | ||
букет» (сбор № 8—зверобой, мать- | |||
и-мачеха, ромашка, солодка, | Гр.ЧВД | ||
подорожник, лист березы, душица) | хр. тонзиллит | ||
4. Тубус-кварц на миндалины | 1 раз в день №10 | ||
V | 1. «Волшебная капля» (экстракт | 1 к. на 1 г.ж. 3 р. в | Гр.ЧБД |
элеутерококка) | день ежедн. | ||
2. Сеанс фитоаэроионизации | 15 мин 1 р. в день ежед. | Все дети | |
3. Зеленые салаты «Весна» | 50 г ежедневно |
Скрининг-программа обследования детей вМДОУ№25
/ этап — доврачебное обследование
Анкетный тест — опрос родителей
Проверка слуха шепотной речью
Исследование остроты зрения
Измерение артериального давления
Оценка физического развития и физической подготовленности
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
// этап — осмотр врачом-педиатром
Комплексная оценка состояния здоровья детей
7\
Выявление детей с хронической патологией
III этап — осмотр врачами-специалистами поликлиники
Диспансерное наблюдение в ДОУ
12
Модель психодиагностической работы психолога ДОУ № 25
|----- Психологический | запрос | -1 | |
Запрос заинтересованных лиц (педагог, родитель) | Запрос самому себе | ||
Психологическая проблема |
Беседы с родителями и воспитателями
т
Сбор информации
епосредственные наблюдения за ребенком
Психологический диагноз
В соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи
«ч о. о ю
X Л
52 СХ
8^
J-L
Профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка (прогноз)
Программа развития и коррекции г
I
Рекомендации
заинтересованным лицам
(педагог, родитель)
Работа педагога в соответствий с рекомендациями психолога
Коррекционная работа психолога
Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога
Модель взаимодействия педагога-психолога
и воспитателя с родителями для повышения
эффективности коррекционной работы
Профилактика | Создание условий Наглядная пропаганда | |
Чтение психологической литературы Консультативный диалог | ||
Диагностика | Беседы Тесты, анкеты Непосредственное наблюдение | |
Советы и рекомендации | ||
Коррекция | Специальные занятия с детьми В русле режимных моментов Практические занятия, тренинги, игры и прочее | |
13Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями
I / этап. Ознакомительный
Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)
Выделение группы риска (по результатам исследований)
// этап. Общепрофилактический
1
Наглядная агитация (стенды, памятки, печать)
Встречи со специалистами
\ III этап. Работа с группой риска \
X
Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы)
I
Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)
IV этап. Индивидуальная работа
Выявление, знакомство с опытом
семейного воспитания (выступление в печати, на радио)
Консультативная индивидуальная помощь (по запросам)
V этап. Рефлексивный
Выявление изменений родительских установок в группе ; риска (беседы, наблюдения)
Дополнительное обсуждение
отдельных вопросов (с привлечением специалистов)
VI этап. Интегративный
Современные мероприятия (с привлечением группы риска)
Дискуссии (совместное обсуждение проблем)
VII этап. Перспективный
±
Совместное обсуждение планов на будущее
Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в УВП ДОУ
<п
1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка
Педагогико-псиколого-
медицинская оценка
эффективности и прогноз
результативности
2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки
I
3. Создание условий и оформление необходимого материала
1
4. Включение методики в педагогический процесс
I
5. Анализ результатов использования
Мониторинг детей
I
Спецопрос родителей, педагогов
6. Показ результатов
Открытые мероприятия
Выступления
I
Наглядный материал
7. Выводы и предложения
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
В) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тете покажи.
— Надо носик очищать, На прогулку собирать.
— Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.
— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
' — Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.
— Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу».
— Надо носик нам погреть, Его немного потереть,
— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
— Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
— На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
— Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!
— Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно. Растирай, старайся и не отвлекайся.
— По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.
— Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они, Потом попробуй догони!
— Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.
Раз — сгибай, два — выпрямляй Ну, активнее давай!
— Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
— В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть.
— Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим. Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть. «Два» — обмывает левой рукой правую кисть. «Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
: «Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» — ополаскивает руки.
«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» — вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз — обмоем кисть руки, Два — с другою повтори. Три — до локтя намочили, Четыре — с другою повторили. Пять — по шее провели, Шесть — смелее по груди. Семь — лицо свое обмоем, Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.
«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа | Виды ходьбы и дозировка | |||
Теплый период | Время | Холодный период | Время | |
Ранний возраст | Ходьба и бег по одеялу и полу навеса | 5—30 мин | Ходьба и бег по ковру в носках | 5—30 мин |
Младшая группа | Ходьба и бег по теплому песку, траве | 5—45 мин | Ходьба по ковру босиком | 5—30 мин |
Средняя группа | Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту | 5—60 мин | Ходьба босиком по ковру и в носках по полу Бег босиком по полу | 5—30 мин |
Старшая группа | Ходьба и бег по земле, воде, асфальту | 5—90 мин | Ходьба и бег босиком по комнатному полу | 5—30 мин |
Шестилетки | Ходьба и бег по | От 5 мин и | Свободный бег и | 5—30 мин |
различным видам | неограни- | ходьба в группе | ||
почвы, покрытиям | ченно | |||
земли |
Типы детей с учетом биоритмологической активности
«Жаворонки» — рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. Дети быстро устают, с трудом воспринимают происходящее. К вечеру они вялы, сонливы, капризны, рано ложатся спать.
«Совы* — полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материл усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
У «голубей» отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпаний.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятия ОБЖ для детей среднего дошкольного возраста
Раздел | Тематика занятий | Основные задачи | |
1 | Ребенок и другие люди | 1. Кто нас окружает | Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними |
2. Как себя вести с незнакомыми людьми | Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок») | ||
3. Когда ты дома один | Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения | ||
4. Если тебя обидели | Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких | ||
2 | Ребенок' и природа | S. Опасные растения | Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями,: которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми |
6. Маленький, да удаленький | Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы | ||
7. Собака бывает кусачей | Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними |
8. Рядом вода | Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой) | ||
3 | Ребенок дома | 9. Наши друзья и враги | Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами |
10. Другие опасности дома | Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными | ||
11. Пожар — это страшное бедствие | Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара | ||
4 | Здоровье ребенка | 12. Изучаем свой организм | Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои, органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.) |
13. Чтобы быть здоровым | Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности | ||
14. Если ты заболел | Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью | ||
15. Врачи — наши помощники | Расширять представления детей о профессии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять | ||
16.0 роли лекарств и витаминов | Познакомить детей в доступной ферме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения '<" | ||
5 | Эмоциональное благополучие ребенка | 17. Ребята, давайте жить дружно | Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни |
18. Всегда ли добрым быть приятно
19. Я не трус, но я боюсь
20. И хорошее настроение не покинет больше нас
Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости
Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными
Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его
Ребенок на улице
21. Вот эта улица, вот этот дом
Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания
22. Мчатся по улице автомобили
Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека
23. Помнить обязан любой пешеход
Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности
жизни
24. Проезжая часть
Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей
25. Проходите, путь открыт
Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода
26. Если ты — пассажир
Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе
27. Где должны играть дети
В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части
26
Занятая О БЖ для детей старшего дошкольного возраста
№ | Раздел | Тематика занятий | Основные задачи |
1 | Ребенок и другие люди | 1. Опасные люди и кто защищает нас от них | Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции |
2. Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними | Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях | ||
3. Чем опасны малознакомые ребята | Объяснить детям, какие неприятности случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей | ||
4. Если тебе угрожает опасность | Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома | ||
2 | Ребенок и природа | 5. Сигналы опасности природы | Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности |
6. Когда съедобное ядовитое | Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи | ||
7. Контакты с животными могут быть опасными | Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить Им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами | ||
8. О пользе и вреде воды | Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде | ||
3 | Ребенок дома | 9. Наши помощники и враги дома | Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими |
10. Пожарная безопасность | Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы | ||
11. Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения | Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04 | ||
4 | Здоровье ребенка | 12. Ценности здорового образа жизни | Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним |
13. Поговорим о болезни | Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний | ||
14. Изучаем свой организм | Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем | ||
15. Прислушиваемся к своему организму | Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым | ||
16. Правила первой помощи. Уход за больными | Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным | ||
5 | Эмоциональное благополучие ребенка | 17. Конфликты и ссоры | Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие |
18. Добро и зло | Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих' | ||
19. Страхи | Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх: Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать | ||
20. Помоги себе сам | Продемонстрировать детям, как может | ||
меняться у человека настроение. Рассказать, | |||
как оно отражается на состоянии здоровья. | |||
Познакомить детей с приемами AT | |||
6 | Ребенок | 21. Город и улицы | Расширить представления детей о городе, |
на улицах | строении и разметке улиц. Закрепить | ||
городах | имеющиеся знания о правилах передвиже- | ||
ния по улицам. Познакомить с «островом | |||
безопасности» | |||
22. Виды | Дать детям представление о появлении | ||
транспорта и | первых машин. Рассказать о видах транс- | ||
спецмашины | порта (водный, воздушный, наземный, | ||
подземный) и преимуществах при движении | |||
спецмашин. Довести до сведения детей | |||
понятие «тормозной путь автомобиля» и | |||
способствовать осознанию его при пере- | |||
бежке перед едущим транспортом | |||
23. Перекресток и | Дать детям представление о перспективе. | ||
движение | Убедить их в необходимости соблюдать | ||
указания светофора. Познакомить с мили- | |||
ционером-регулировщиком и ролью его на | |||
улице | |||
24. Дорожные знаки | Продолжать знакомить детей с дорожными | ||
знаками (запрещающие, предупреждающие | |||
и т.п.), их назначением. Расширять пред- | |||
ставление о том, к чему приводит незнание | |||
или несоответствие действий дорожным | |||
знакам | |||
25. Сигнализация | Дать знания детям о световых и звуковых | ||
машин | сигналах машин, их назначении. Убедить в | ||
необходимости реагирования на них. Рас- | |||
сказать о роли знака «Подача звукового | |||
сигнала запрещена» | |||
26. Правила | Учить детей правилам поведения в общест- | ||
поведения в | венном и личном транспорте. Способство- | ||
транспорте | вать их осознанию | ||
27. Сотрудники | Способствовать осознанному восприятию | ||
ГАИ | последствий дорожных происшествий. | ||
Рассказать детям о работе сотрудников | |||
ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком | |||
«Пост ГАИ» |
«ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»
Конспект физкультурно-оздоровительного занятия в форме большой тематической игры по Н. Бфименко . ,.- для мальчиков старшего дошкольного возраста
Цель: содействовать разумному физическому развитию ребенка и естественному формированию дыхания (по Бутейко); воспитывать личностные качества будущих жителей Земли.
Ход игры
— Уважаемые мальчики! Сегодня мы продолжим изучение нашей удивительной планеты, присядьте все (звучит легкая, биоэнергетическая, приятная музыка, дети садятся в позу по-турецки).
— Давным-давно, когда жизнь только зарождалась, у Земли были непобедимые защитники — молодые, спокойные и величавые могучие деревья (сесть по-турецки, спина прямая, глаза открыты, дыхание спокойное).
— Но это было не всегда так (музыкальное сопровождение громче, активнее, звучит «Гроза» Вивальди из цикла «Времена года»).
— Когда нашей планете грозила опасность, деревья перевоплощались: они высоко поднимали свои упругие ветви (поднять руки над головой, выполнить наклоны туловища в стороны); раскачивали свой сильный ствол (наклон вперед, касаясь головой пола, наклон назад — опираясь на руки, спину прогнуть); вытягивали из земли крепкие корни (повороты туловища в стороны) ж превращались в храбрых воинов, которые никогда на забывали о связи с Землей и всегда благодарили ее за дарованную свободу (сесть на корточки, руки перед собой на полу, согнутые в локтях. Голову положить на тыльную сторону ладони, локти развести в стороны, спину округлить. Поза молящего).
— За время покоя сила защитников никогда не ослабевала. Дыхание их было всегда ровное и спокойное (положить ладонь на живот, вдох — подтянуть живот, затем резко опустить живот — выдох. Повторите еще).
— Зрение острое (поднять глаза вверх, посмотреть вверх, опустить глаза, уменьшить глубину дыхания).
— Походка неслышная, незаметная. Они были тише воды (передвигаться на одной голени с опорой на стопу противоположной ноги) и ниже травы (ходьба в полуприседании, зигзагообразно).
— Часто им приходилось стоять в дозоре (стоять на одной ноге, другая при этом согнута в колене и опирается пяткой в колено опорной ноги, затем ноги менять).
— Но еще чаще передвигаться по-боевому (ходьба с высоким подниманием колен и выпадами— врассыпную).
— И конечно же, сражаться и побеждать (ритмический танец «Натиск»).
— Враг побежден. И это свершилось благодаря великой и крепкой дружбе.
— Закончен очередной боевой поход. Воины вновь сливаются с природой, растворяясь в ней, превращаются в молодые гибкие деревья с сильными корнями.
Счастья тебе, Земля! (Хоровое прощание— пожелание.) Игра-тренинг «Я и мои друзья» (дети садятся в круг, хлопают себя по коленям, говорят: «Я», обнимают друг друга: «Мои друзья*).
* * *
Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества — недалекого дня
— И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
1941
РАССКАЗ ТАНКИСТА
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти — двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, кто в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами —не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушки. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?..
— А дайте я поеду
На танке с вами.
Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет.
—Влезай сюда, дружище!
— И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали.— Вот здесь.
— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал:— Спасибо, хлопец!
— И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
1941
Вера Инбер
ТРАМВАИ ИДЕТ НА ФРОНТ
Холодный, цвета стали,
Суровый горизонт
-Трамвай идет к заставе,
Трамвай идет на фронт.
Фанера вместо стекол,
Но это ничего,
И граждане потоком
Вливаются в него.
Немолодой рабочий
— Он едет на завод,
Который дни и ночи
Оружие кует.
Старушку убаюкал
Ритмичный шум колес:
Она танкисту-внуку
Достала папирос.
Беседуя с сестрою
И полковым врачом,
Дружинницы — их трое
— Сидят к плечу плечом.
У пояса граната,
У пояса наган,
Высокий, бородатый
— Похоже, партизан,
Пришел помыться в баньке,
Побыть с семьей своей,
Принес сынишке Саньке
Немецкий шлем-трофей
— И снова в путь-дорогу,
В дремучие снега,
Выслеживать берлогу
Жестокого врага,
Огнем своей винтовки
Вести фашистам счет..
. Мелькают остановки,
Трамвай на фронт идет.
Везут домохозяйки
Нещедрый свой паек,
Грудной ребенок — в байке
Откинут уголок — Глядит (ему все ново).
Гляди, не забывай Крещенья боевого,
— На фронт идет трамвай. Дитя!
Твоя квартира В обломках.
Ты — в бою За обновленье мира,
За будущность твою. 1941 Анна Ахматова
* * *
Памяти моего соседа,
ленинградского мальчика
Вали Смирнова
Щели в саду вырыты,
Не горят огни. Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
1942
Вадим Шефнер
ЗЕРКАЛО
Как бы ударом страшного тарана
Здесь половина дома снесена
И в облаках морозного тумана
Обугленная высится стена.
Еще обои порванные помнят
О прежней жизни, мирной и простой,
Но двери всех обрушившихся комнат,
Раскрытые, висят над пустотой.
И пусть я все забуду остальное
— Мне не забыть, как, на ветру дрожа,
Висит над бездной зеркало стенное
На высоте шестого этажа.
Оно каким-то чудом не разбилось.
Убиты люди, стены сметены
— Оно висит, судьбы слепая милость,
Над пропастью печали и войны.
Свидетель довоенного уюта,
На сыростью изъеденной стене
Тепло дыханья и улыбку чью-то
Оно хранит в стеклянной глубине.
Куда ж она, неведомая, делась
И по дорогам странствует каким
Та девушка, что в глубь его гляделась
И косы заплетала перед ним?
Быть может, это зеркало видало
Ее последний миг, когда ее
Хаос обломков камня и металла,
Обрушась вниз, швырнул в небытие.
Теперь в него и день и ночь глядится
Лицо ожесточенное войны.
В нем орудийных выстрелов зарницы
И зарева тревожные видны.
Его теперь ночная душит сырость,
Слепят пожары дымом и огнем.
Но все пройдет.
И что бы ни случилось —
Враг никогда не отразится в нем!
Не зря в стекле тускнеющем и зыбком
Таится жизнь.
Не зря висит оно:
Еще цветам и радостным улыбкам
Не раз в нем отразиться суждено!
1942
Андрей Вознесенский
БАЛЛАДА 41-го ГОДА
Партизанам Керченской каменоломни
Рояль вползал в каменоломню.
Его тащили на дрова
К замерзшим чанам и половням
. Он ждал удара топора!
Он был без ножек, черный ящик,
Лежал на брюхе и гудел.
Он тяжело дышал, как ящер
В пещерном логове людей.
А пальцы вспухшие алели.
На левой — два, на правой — пять.
Он опускался на колени,
Чтобы до клавишей достать.
Семь пальцев бывшего завклуба!
И, обмороженно-суха,
С них, как с разваренного клубня,
Дымясь, сползала шелуха.
Металась пламенем сполошным
Их красота, их божество...
И было величайшей ложью
Все, что игралось до него!
Все отраженья люстр, колонны...
Во мне ревет рояля сталь.
И я лежу в каменоломне.
И я огромен, как рояль.
Я отражаю штолен сажу.
Фигуры. Голод. Блеск костра.
И, как коронного пассажа,
Я жду удара топора!
Мое призвание — не тайна.
Я верен участи своей.
Я высшей музыкою стану
— Теплом и хлебом для людей.
I960
Сергей Васильев
НАТАША
Мы вошли в деревню с боем на рассвете.
Надрывался ветер. Обжигал мороз.
Нас встречали с плачем женщины и дети,
Белые от снега, желтые от слез.
Первая навстречу бросилась Наташа,
Худенькая девочка, продранный рукав.
— Я ждала!
Я знала!
Вот листовка ваша!
— Лепетала девочка, вдруг ко мне припав.
И рукой озябшей, крохотной и ловкой,
Отогнула девочка шубки отворот
И дала мне в руки красную листовку,
Ту, что мы бросали здесь на Новый год.
Я вошел с ней в избу.
Холодно и пусто,
Только ветер воет в дымовой трубе.
Ни краюшки хлеба, ни листа капусты
Не оставил немец в маленькой избе.
Я узнал: фашисты увели с собою
На глазах у девочки плачущую мать,
Что недавно девочку круглой сиротою
Хмурые соседи стали называть.
А еще мне девочка робко, виновато
Сообщила, голову опустив слегка,
Что похож лицом я на родного брата,
На ее любимого брата Василька.
Вася-Василечек, что с тобою сталось
За Днепром, За Доном Или у Двины!
Только помнит девочка, что она рассталась
С добровольцем-братом в первый день войны.
Я сидел с Наташей, тихий и смущенный,
Я утер ей слезы стираным платком.
Я ей хлеб намазал пожирней сгущенным
Ледяным пайковым сладким молоком.
Долго мы молчали, слова избегая,
Облитые светом жидкого огня.
А потом сказал я:
— Вот что, дорогая:
С этих пор братишкой ты зови меня!
1942
Николай Рыленков
НАВОДЧИК
Не позабыть мне ночи той короткой.
Был май. В лесу черемуха цвела.
Мы наступали, и прямой наводкой
Артиллеристы били вдоль села.
И, пробираясь меж коряг и кочек,
Когда рассвет вставал, от пепла сед,
Я слышал, приговаривал наводчик:
— Вот, в самый раз... Прости меня, сосед!
И вновь взлетало облако рябое,
И вновь шаталась от разрыва мгла..
. А мы узнали только после боя,
Что парень был из этого села.
1942
Сергей Михалков
ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЧЕЛОВЕК
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе.
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу — прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
Анатолий Софронов
ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны.
Тропою тайной меж берез
Спешили дебрями густыми.
И каждый за плечами нес
Винтовку с пулями литыми.
В лесах врагам спасенья нет.
Летят советские гранаты.
И командир кричит им вслед:
«Громи захватчиков, ребята!»
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.
1942
Евгений Евтушенко
* * *
М. Бернесу
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей,
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей.
Спросите у жены моей.
И вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.
1961
Михаил Исаковский
СЛОВО
О РОССИИ
Советская Россия,
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой великой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой
— Что ты перенесла?
В годину испытаний,
В боях с ордой громил,
Спасла ты, заслонила
От гибели весь мир.
Ты шла в огонь и в воду,
В стальной кромешный ад,
Ложилася под танки
Со связками гранат;
В горящем самолете
Бросалась с облаков
На пыльные дороги,
На головы врагов;
Наваливалась грудью
На вражий пулемет,
Чтобы твои солдаты
Могли идти вперед...
Тебя морили мором
И жгли тебя огнем,
Землею засыпали
На кладбище живьем;
Тебя травили газом,
Вздымали на ножах,
Гвоздями прибивали
Во вражьих блиндажах...
Скажи, а сколько ж, сколько
Ты не спала ночей
В полях, в цехах, в забоях,
У доменных печей?
По твоему призыву
Работал стар и мал:
Ты сеяла, и жала,
И плавила металл;
Леса валила наземь,
Сдвигала горы с мест,—
Сурово и достойно
Несла свой тяжкий крест...
Ты все перетерпела,
Познала все сполна.
Поднять такую тяжесть
Могла лишь ты одна!
И, в бой благословляя
Своих богатырей,
Ты знала — будет праздник
На улице твоей!..
И он пришел!
Победа Твоя недалека:
За Тиссой, за Дунаем
Твои идут войска;
Твое пылает знамя
Над склонами Карпат,
На Висле под Варшавой
Твои костры горят;
Твои грохочут пушки
Над прусскою землей,
Огни твоих салютов
Всплывают над Москвой...
Скажи, какой же славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой
Тот путь, что ты прошла?
Никто в таком величье
Вовеки не вставал.
Ты — выше всякой славы,
Достойней всех похвал!
И все народы мира,
Что с нами шли в борьбе,
Поклоном благодарным
Поклонятся тебе;
Поклонятся всем сердцем
За все твои дела,
За подвиг твой бессмертный,
За все, что ты снесла;
За то, что жизнь и правду
Сумела отстоять,
Советская Россия,
Родная наша мать!