"Оптимизм и юмор повышают эффективность общения"
Чувство юмора, смех — одно из средств общения между людьми. Оптимизм и юмор помогают справиться с серьезным конфликтом, пережить стресс, сохранить самообладание.
Чувство юмора является свойством личности, одной из управленческих способностей, а также важнейшим условием психологической совместимости людей. Способов воздействия на подопечных много, но одно из самых эффективных средств – юмор. В народе говорят, что смех действует на того, на кого уже вообще ничего не действует. Хотя и установлено, что в образовательно-воспитательной работе трудно переоценить роль и возможности оптимизма и юмора, применяется то и другое в нашей работе редко, и многие педагоги не знают психологических требований к юмору, не владеют его приемами, не верят в его эффективность, не знакомы с яркими примерами использования шутки в работе выдающимися педагогами прошлого и настоящего. Педагог, склонный воспринимать мир и свою работу с юмористической стороны, как правило, терпим к окружающим, снисходителен к слабостям коллег и подопечных, не выходит из себя, столкнувшись с поведением, которое расходится с его взглядами на жизнь, не рассматривает жизненную неудачу как непоправимую катастрофу. И это прекрасная жизненная позиция, если при этом не теряется принципиальность, человек не становится терпимым ко злу.
Видеть комическое, находить противоречия в поведении воспитанников – показатель зрелости педагога. Иногда, действительно, не легко пошутить, улыбнуться, но тот, кто способен это сделать, заслуживает глубокого уважения: он показывает этим самоконтроль и свое превосходство.
ТРЕБОВАНИЯ К ЮМОРУ:
Чтобы шутка не привела к конфликту, важно не перейти допустимую границу. Для этого необходимо знать и соблюдать основные психологические требования к юмору:
1. Нельзя подвергать осмеянию личность человека. Можно посмеяться над отдельной чертой характера, над грубостью, бестактностью, ленью или над конкретным поступком ученика.
2. Нельзя смеяться над тем, что человек не может исправить. Недопустима даже улыбка по поводу необычной фамилии, физической слабости, неловкости, излишней полноты.
3. Не надо сердиться на шутку ребенка. Используя, юмор, надо и самому быть готовым ответить на шутку, не бояться первому посмеяться над собой. Позволить смеяться над собой можно только при условии, что ребенок не переступит ту границу, за которой его смех перейдет в издевательство, в насмешку над педагогом.
4. Не рекомендуется первому смеяться над собственной шуткой. Рассказывая смешное, целесообразно оставаться сдержанным. Смех педагога над своей шуткой нередко вызывает противоположную ожидаемой реакцию. Педагог может предстать перед детьми в карикатурном виде. «Если хочешь вызвать слезы, плачь, но желая насмешить, самому смеяться нельзя» - говорит итальянская пословица.
5. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах ребенка, его неловкость. Такая шутка может больно ранить, вызвать конфликт с детьми или друзьями.
6. Совершенно недопустимы грубая пошлая шутка, кривляние, зубоскальство. Они – следствие низкой культуры старшего, недооценки и неуважения личности воспитанника, результат назидательности, ничего общего не имеющей с остроумием.
ПРИЕМЫ ЮМОРА.
Рассмотрим классификацию приемов, разработанных А.Н. Луком.
Ирония.
Ирония в переводе с греческого языка – притворство. Этот прием позволяет, сохранив идею притворства и благородность мотива, не оскорбить человеческого достоинства. В иронии смысл фразы противопоставляется ее форме. Способность иронически относиться к себе и к своей профессии – одно из свойств по-настоящему сильного человека.
Намек
Суть этого приема – факт, сходный по смыслу с тем или иным поступком человека или ситуацией, используемый для того, чтобы слушатели самостоятельно могли сделать нужные выводы, разобраться в событиях, о которых идет речь, взглянули на себя как бы со стороны. Окончательный вывод, разъяснение ситуации при этом не делается. Нередко намек бывает достаточно прозрачным, но он необходим, потому что назвать вещи своими именами – значить обидеть людей.
Парадокс
В этом приеме стандартная фраза, привычная формулировка незначительно видоизменяется и вместо ожидаемой концовки слушатель получает нечто неожиданное. Именно в неожиданном повороте мысли заключается комизм ситуации.
Двойное истолкование
Наиболее часто используется простейшая разновидность двойного истолкования – каламбур. Это игра слов, острота, создающаяся с помощью языковых средств. Используются одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова. Каламбур может быть сердитым и даже злым.
Псевдоконтраст
В этом приеме заключительная часть фразы или суждения по форме как будто противоречит началу, но по существу она усиливает его.
Обратное сравнение
В этом приеме выражению, которое обычно используется в прямом смысле, возвращается его первоначальное значение.
Гротеск
Прием представляет собой один из способов деформации явлений. Преувеличение или приуменьшение может затрагивать внешность, поведение, черты характера объекта осмеяния, ситуацию. Часто применяется, например, при высмеивании рассказов охотников, рыболовов или при описании внешности героев.
Остроумие нелепости
Остроумие кроется в ситуации, противоречащей здравому смыслу и нашему повседневному жизненному опыту.
Сравнение по отдаленному или случайному признаку
В разных вариантах этот прием используется в педагогической деятельности довольно часто. Применяя этот прием, сопоставляют совершенно несравнимые, непохожие один на другой предметы или явления.
Повторение как прием остроумия
Комическое достигается путем повторения одних и тех же элементов речи или слов. Причем эффект приема тем сильнее, чем повторение неожиданней, неестественнее, нелепее. Или, если оно совершается в обстановке, когда реальные условия не требуют его.
Смешение стилей
Юмористическую ситуацию создает употребление в одном рассказе, стихотворении, предложении разной по стилю речи. Например, просторечной и книжной, военной и гражданской, деловой и обиходной, житейской.
Доведение до абсурда.
В этом приеме сначала как бы соглашаются с мыслью собеседника, а затем краткой оговоркой изменяют смысл произнесенной фразы.
Юмор – сильнейшее средство воздействия. Недаром народная пословица утверждает: «Острое словечко ранит сердечко». Каждый педагог может и должен работать с улыбкой и шуткой, хотя подготовка к такой работе требует определенного труда. Смех делает детей доброжелательными по отношению к педагогу и друг к другу. С помощью различных приемов юмора легче убедить, опровергнуть, разъяснить что-либо. Шутка поддерживает активность воспитанников на занятиях, повышает образность и наглядность воспитательной беседы, делает любое занятие более ярким, запоминающимся.
Комментарии
"Оптимизм и юмор повышают эффективность общения"
Это очень важно иметь чувство юмора и использовать это качество в нужный момент.
Уже и под юмор подвели
Уже и под юмор подвели научную базу.