Пояснительная записка к моему портфолио. Аттестация 2014 год на подтверждение высшей категории.

Говоруха Светлана Николаевна

 

Пояснительная записка

к портфолио музыкального руководителя

Говоруха Светланы Николаевны

 

      Главное назначение портфолио педагога продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

1. Оценка результатов повышения квалификации.

      Считаю одним из важнейших показателей роста профессионализма педагога – повышение профессионального мастерства и самообразование. Результатом моей деятельности служит прохождение курсов повышения квалификации (копии документов прилагаются).

2. Формы и методы музыкального образования детей, используемые музыкальным руководителем  ДОУ.

      Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

      Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей и формирование полноценной личности ребёнка. Основная форма музыкальной деятельности  ДОУ – непосредственно образовательная деятельность (музыкальные занятия), в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование способностей каждого ребёнка. По содержанию музыкальные занятия подразделяются на – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

      В своей практической деятельности использую не только традиционные методы и приёмы, но и современные технологии воспитания и обучения дошкольников музыке: театрализованные игры, ритмопластика, музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, сказки, интегрированные занятия, пальчиковая и артикуляционная гимнастика и т. д.

      В портфолио представлены следующие документы:

 - аналитическая справка об эффективном использовании форм, средств, и методов музыкального образования детей (результаты тематической проверки).

      В качестве примера прилагаю:

- конспект открытого занятия «Путешествие в волшебную страну музыкальных звуков» для детей старшего возраста с использованием

инновационных технологий и интеграции;

 

 - разработку весеннего праздника развлекательного характера «Мы Весну-красну встречаем» (сценарий праздника).

3. Соответствие уровня знаний, умений и навыков детей требованиям комплексной программы, составленной в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

      Главным критерием качества музыкальной работы является возрастающий из года в год уровень музыкального развития  детей, и, конечно, же, отношение их к музыке и музыкальным занятиям. Этот уровень выявляется в процессе проводимых музыкальным руководителем циклов индивидуальных диагностических обследований детей и наблюдений за ними на занятиях.

      Диагностика музыкальных способностей – один из самых необходимых и продуктивных разделов работы музыкального руководителя детского сада.

Чтобы отследить динамику музыкального развития ребёнка, я определяю показатели его развития в каждом виде деятельности. Показатели определяю особенностями каждого возраста и на основании программных задач. При определении уровня музыкального развития ребёнка беру за основу критерии С. Мерзляковой.

      Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее, чем в процессе обычных занятий, изучить группу детей, составить её «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года. Кроме того, диагностика помогает выявить «показатели достижений», т. е. показатели развития каждого ребёнка и группы в целом в том или ином виде музыкальной деятельности. Это позволяет проанализировать результаты работы и наметить необходимые линии её коррекции.   

      Прилагаются к портфолио:

- аналитическая справка о педагогической деятельности музыкального руководителя;

-  результаты диагностики детей по музыкальному развитию (таблицы, диаграммы).

4. Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями).

     Задачи методики музыкального воспитания не могут быть выполнены без тщательного планирования и учёта всего хода работы.

Планирование позволяет установить гармонию между всеми видами музыкальной деятельности и всем формам её организации, обеспечивает последовательность музыкального развития каждого ребёнка и продвижению детей в каждой возрастной группе. Перспективный план конкретизирует программные задачи по всем видам музыкальной деятельности с учётом всех форм их организации. А календарный план определяет задачи и цели на каждый день текущей недели.

- Аналитическая справка, отражающая уровень соответствия оформляемым музыкальным руководителем документов нормативным требованиям.   

- Перспективное планирование по «Программе воспитания и обучения детей

 

 

дошкольного возраста» под редакцией М. А. Васильевой за 2012 – 2013 учебный год по старшей  группе;

- Перспективное развёрнутое комплексно-тематическое планирование организационно образовательной деятельности на 2013 – 2014 учебный год  (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь - месяцы) для старшей группы. По примерной основной общеобразовательной программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. «Мозаика-синтез» 2012г.

 - Шаблонно-электронное календарное планирование. Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» на сентябрь, октябрь,  ноябрь, месяцы  2013 – 2014 учебного года для старшей группы.

5. Степень взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

      Успех в формировании музыкального развития ребёнка зависит как от работы педколлектива  ДОУ, так и от отношения к музыке в семье. Музыкальное воспитание семьи может проходить в различных формах: проведение совместных мероприятий, детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение детских песен, прослушивание современных произведений и классики, подготовка музыкальных номеров к утренникам и т. д.

      Большое значение для художественно-эстетического развития ребёнка является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с лучшими доступными для восприятия образцами литературы, живописи и театра. С целью просвещения родителей по этому вопросу провожу консультации, беседы, открытые интегрированные занятия. Родители охотно участвуют в театрализованных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении зала и костюмов.

      В портфолио представлены:

- аналитическая справка по результатам анкетирования родителей с приложением образца анкеты, диаграмма по итогам анкетирования родителей;

- тематика консультаций для родителей на год;

- план совместных мероприятий с родителями;

- консультации для родителей на темы: «Музыкальное воспитание в семье»; «Создание музыкальной среды дома»; «Пойте ребёнку песни».

6. Результаты участия в организационно-методической работы МБДОУ.

      Эффективностью моей работы является тесное сотрудничество с воспитателями и специалистами учреждения. Они помогают разучивать и закреплять разучиваемый материал в свободной деятельности детей, а я оказываю помощь в подборе музыкального материала к их занятиям.

      В работе с педагогами использую различные формы: выступления на педагогических советах, методических объединениях, педагогическую мастерскую (обмен творческими находками), работу в творческой группе педагогов, мастер-класс, мультимедийные презентации.

 

      В портфолио представлены следующие материалы:

- справка о результатах участия в организационно-методической работе;

- участие в семинаре-практикуме «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения» с сообщением «Искусство говорить с детьми»;

- участие в теоретическом семинаре «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с сообщением на тему  «Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с ФГТ в образовательной области «Музыка».

7. Уровень владения техникой исполнения на музыкальном инструменте.

      Владея техникой исполнения на музыкальном инструменте, на своих занятиях отдаю предпочтение живой музыке, которая способствует лучшему восприятию музыкальных произведений.

      Прилагается видеозапись исполнения трёх музыкальных произведений разного жанра и характера:

1.     Классическое произведение для слушания

2.     Произведение из раздела «Музыка и движение»

3.     Детская песня.

8. Дополнительные показатели.

      В портфолио представлены:

- грамоты управления образования, грамоты администрации ДОУ;

- грамота и справка, подтверждающая: подготовку и проведение музыкально сопровождения районной интеллектуальной олимпиады «Умники и Умницы», на которой детская команда МБДОУ «Почемучки» заняла первое место;

- справки, подтверждающие: подготовку, отбор  и запись на CD музыки для выступления педагога МБДОУ - участницы районного конкурса «Педагог года – 2012», занявшей на конкурсе второе призовое место.

- грамоты и благодарность, за участие в муниципальных творческих конкурсах и фестивалях, вместе с детьми МБДОУ.

-  благодарности от родителей.

9. Научно-методическая деятельность.

      Большое значение в своей работе с детьми придаю разделу музыкально-ритмические движения. Углублённо работаю над темой «Роль танца в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста». Занимаюсь разработкой композиций танцев для детей старшего дошкольного возраста.                                                            Танцы прекрасно интегрируются со многими образовательными  областями.

      В ходе работы над танцами в физическом состоянии детей обычно отмечаются положительные сдвиги – улучшается осанка, дети становятся подвижнее, движения становятся изящнее, пластика становится более выразительной. Танцы - это отличный способ укрепления здоровья. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку.  С помощью танца дошкольник может:

 

 

- познавать себя и окружающий мир, знакомиться с многообразием эмоций и чувств;

- обогащать свою музыкальную культуру, приобретать музыкальный вкус;

- общаться со сверстниками и взрослыми, осуществляя социальные контакты

и коммуникации;

- практиковаться в способах самовыражения, первых опытах, творчества.

В портфолио прилагаю свои методические разработки по этой теме:

Ø Методическая разработка «Танец. Составляющая часть одного из видов

музыкальной деятельности – Музыкально-ритмические движения»;

Ø Методическая разработка «Танцы для детей старшего дошкольного возраста» В разработку вошли композиции танцев: «Аист на крыше», «Майский вальс», «Будущий солдат», «Доброе утро, кошка!» и другие – всего 15 композиций.

      Занимаюсь также сочинением стихов и авторских песен для детей.

Мною были написаны песни о родном крае: «Гимн маленьких колымчан», «Колыма, ты дикая планета!», «Колымский край», «Здравствуй, здравствуй Магадан!», которые вошли в конспекты двух тематических занятий, впоследствии вошедших  в диск «Из опыта работы образовательных учреждений Магаданской области по внедрению регионального содержания образования», выпущенного в  2009 году областным  ИПКПК г.  Магадана.

В подтверждение, прилагаю два конспекта распечатанных с этого диска:

Ø Копия конспекта занятия «Папа, мама, я – спортивная хасынская семья» из публикации на диске «Из опыта работы образовательных учреждений Магаданской области по внедрению регионального содержания образования» (методические материалы). «Магаданский областной институт повышения педагогических кадров». 2009 год.

Ø Копия конспекта занятия «Моя Палатка, мой хасынский район» из публикации на диске «Из опыта работы образовательных учреждений Магаданской области по внедрению регионального содержания образования» (методические материалы). «Магаданский областной институт повышения квалификации педагогических кадров». 2009 год.  

Ø Копия публикации моих лирических стихов на поэтической страничке в информационно-образовательном вестнике «Образование в Магаданской области» № 9 - 2009 год.

 Мои публикации в электронных СМИ:

Ø Свидетельства и Сертификаты моих публикаций на образовательном интернет проекте Maaam.ru;

Ø Сертификат о создании персонального сайта в социальной сети работников образования nsportal.ru, а также

Ø Сертификаты и Свидетельства о моих публикациях в социальной сети работников образования nsportal.ru