Презентация

Ченксева Галина Александровна

 

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_10.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Методическая разработка раздела Образовательной программы Дошкольного образования «Социализация». («О сюжетно- ролевых играх») Выполнила Воспитатель Детского сада Ченксева Галина Александровна 2013г.

Слайд 2

Пояснительная записка Образовательная область «Социализация» основной образовательной программы дошкольного образования занимает важное место среди образовательных областей, обеспечивающих обучение и воспитание граждан Росси. Обучение детей основам сюжетно-ролевой игры рассматривается как одно из основных инновационных направлений воспитания и образования детей. Авторы основной образовательной программы дошкольного образования ставят своей целью комплексное решение задач, стоящих перед образовательной областью «Социализация»; а именно освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Программа выдвигает на первый план развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности, что соответствует научным концепциям дошкольного воспитания о признании самооценки дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Слайд 3

Цели и задачи раздела . Основной целью является освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Задачи: Общеобразовательные: - Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, литературных произведений; -Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с 2-3мя действующими лицами в индивидуальных играх, с играми заместителями использовать роль за себя и игрушку; - Способствовать развитию у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий . Развивающие: - Развивать познавательную активность , навыки связной речи , внимание , мышление, память . - Развивать необходимость действовать в воображаемом плане -Развивать умение ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений - Развивать интерес к различным видам игр Воспитательные: -Воспитывать умения взаимодействия и согласования действий в совместной игре -Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил игры

Слайд 4

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» («Сюжетно-ролевые игры») ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей . Дошкольный возраст – это важнейший период формирования личности. Дети в игре по собственной инициативе вступают в общение между собой , самостоятельно строят свои отношения, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Игра, её сюжет оказывают влияние на формирование нравственных отношений между детьми, как партнерами по поводу её организационно-деловой стороны. Наличие роли, сюжета, правил, взаимосвязанных с ними представляет благоприятные условия в детской среде для приобретения дошкольником социальной компетентности , опробования себя, определения границ своих возможностей. Создание полноценных психолого-педагогических условий, обеспечивает личностное здоровье детей, предлагает широкое применение диагностических и развивающих возможностей сюжетно-ролевой игры. Знакомить детей с сюжетно-ролевыми играми, развивать умение выбирать роль, формировать умение взаимодействовать в сюжетах с несколькими лицами необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила и действия усвоенные ребенком, в последствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Слайд 5

Актуальность Актуальность проблемы освоения сюжетно- ролевой игрой состоит в том, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно ролевые игры. Их больше занимает телевидение, компьютер, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера. Детство без игры и в не игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики- это лишение его главного источника развития : импульсов, творчества, признаков и примет социальной практики, богатство и микроклимата, коллективности отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра- это продолжение жизни. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра. Для успешного воспитания и развития ребенка- дошкольника необходимо создать такие условия, которые обеспечивают всестороннюю детскую деятельность. Все это делает актуальной работу по рациональному построению, организации и применении сюжетно- ролевой игры в процессе воспитания.

Слайд 6

Ожидаемые результаты освоения раздела программы При освоение раздела программы «Социализация». «Сюжетно- ролевые игры». Дети должны научиться: - Принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. - Объединять несколько игровых действий в целую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Дети должны быть: - Активными, любознательными - Эмоционально отзывчивыми - Способными управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения - Способными решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Слайд 7

Технология и формы организации деятельности При освоении образовательной области «Социализация», используются технологии: 1. Здоровьесберегающие педагогические технологии. 2. Технология проектной деятельности. 3. Технология исследовательской деятельности. 4. Технология личностноориентирования , взаимодействия педагога с детьми. Формы организации деятельности: 1. Непосредственно образовательная деятельность (Занятия, экскурсии, тренинги, беседа, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, продуктивная деятельность, тематические досуги, ситуации, наблюдения). 2. Самостоятельная деятельность детей (Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность). 3. Совместная деятельность взрослых и детей (Наблюдения, чтение художественной литературы, труд, развлечения, драматизация сказок). 4. Совместная деятельность с семьей (Беседы, собрания, консультации, выставки художественной продуктивной деятельности детей и взрослых, конкурсы рисунков и кроссвордов).

Слайд 8

Диаграмма усвоения детьми материала по разделу «Социализация»

Слайд 9

Создание предметно-развивающей среды. Предметная среда должна развивать детскую игровую деятельность, отвечать ее задачам. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям: Проблемность , состоящая в том, что ребенок действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него часто по ходу деятельности; Обобщенность, т.е. нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность. Сомасштабность элементов игровой среды, позволяющая сочетать ее элементы в любых комбинациях. Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми заданиями.

Слайд 10

Картотека сюжетно-ролевых игр: В магазине возле касс продавец встречает вас. Парикмахер непременно пострижет вас современно. Выпей дочка не спеша, кружка чая хороша. Я и строю и пилю, все для дома починю. Я хозяйка хоть куда, глажка, стирка без труда.

Слайд 11

Список литературы, используемой для обучения детей основам социализации: 1. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «От рождения до школы», авторы Н.Е. Веракса , Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2010 год. 2. «Воспитателю о детской игре», автор Д.В. Менджритская , 1982 год. 3. «Игра дошкольника», автор С.Л. Новоселова, 1998 год. 4. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», автор М.А. Васильева, 1986 год. 5. «Сюжетно-ролевые игры в детском саду», автор Н.А. Короткова, 1985 год.

Слайд 12

Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе Задачи: Закрепить ранее полученные знания о труде врача, знакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей; Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия; Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия; Способствовать становлению эмоционального контакта с каждым ребенком, вызвать интерес к совместной деятельности сл взрослым и сверстниками; Поддерживать интерес к участию в игре и девочек, и мальчиков, выполняя определенные роли: (девочки - мамы, аптекари; мальчики- водители, таксисты) Подготовка к игре:

Слайд 13

Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлений Обучение игровым действиям Взаимодействие с родителями октябрь Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлений Обучение игровым действиям Взаимодействие с родителями октябрь Изготовление рецептов, медицинских карт, талонов, сбор коробочек из-под лекарств Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду; наблюдение родителей с детьми за работой аптекаря; Чтение: А, Крылов «Заболел Петух ангиной», К.Чуковский «Айболит», « Бармалей », В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». Беседа, рассматривание картин Прослушивание песни «Кукла заболела» (муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной). Разыгрывание игры-ситуации «Зайка заболел» (воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой-пациентом); научить пользоваться инструментами, упаковывать лекарства, Презентация родителям продуктов деятельности, показ сюжетно-ролдевой игры «Больница». Методические рекомендации: « Сюжнтно-ролевые игры дома», участие родителей в проведении конкурсов рисунков «Мы играем во взрослых», выставка совместных работ детей и родителей «Кем я буду». Календарно-тематическое планирование по разделу «Социализация». «Сюжетно-ролевые игры».

Слайд 14

Ход игры: Воспитатель предлагает нескольким незанятым игрой детям поиграть в игру «Больница». Воспитатель сообщает детям, что в больнице открылся аптечный киоск. Поэтому игру можно обогатить новой ролью – продавцом аптечного киоска. Воспитатель достает атрибут, рассматривает его с детьми, оговаривает действия с ним (баночки или коробочки из-под лекарств, оклеенные цветной бумагой). Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет «работать» в больнице. Воспитатель вверяет себя в детские руки и берет на себя роль «больного». Воспитатель жалуется «доктору» по телефону, что с утра сильно кашляет, и просит помочь ему. «Больной» вызывает такси. Таксист: Сидит за рулем : «Куда надо ехать?» Больной: В больницу. Садится в «машину» и едет в «больницу». Таксист: Все, приехали. Больной дает деньги, выходит из машины и идет в «больницу». Больной: Здравствуйте. Скажите, доктор принимает? Регистратор: Здравствуйте. Да, принимает. Ваше фамилия, имя? Где живете? Заполняет «карту» и выдает «талон». Больной занимает очередь. Больной: Доктор, разрешите войти? Здравствуйте. Доктор: Здравствуйте, больной. Садитесь. Что у вас болит? Больной: У меня кашель.

Слайд 15

Доктор: Давайте я вас послушаю. Дышите глубже, не дышите. А теперь нужно померить температуру (подает градусник). Вам нужно пить лекарство. Лекарство можете купить в аптеке. У нас открыли аптечный киоск. Сейчас я выпишу вам рецепт. Купите микстуру (выписывает рецепт и подает). Больной: Я буду пить лекарство. Спасибо, доктор. До свидания. Больной берет рецепт и выходит из кабинета. У регистратора спрашивает, где находиться аптека. Регистратор провожает больного в аптеку. Больной: Здравствуйте. Доктор прописал мне микстуру. Показывает рецепт. Продавец аптечного киоска: Здравствуйте (читает рецепт). Доктор вам прописал микстуру. Вот она, пейте по одной ложке и вы поправитесь (дает флакон и говорит сколько стоит; выдает чек). Больной: Спасибо. До свидания ( берет флакончик, чек и вызывает такси).

Слайд 16

Спасибо за внимание!


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Хорошая презентация, очень полезна начинающим воспитателям.