Поговорим о детской самооценке.

Аникина Ираида Логвеновна

 

  В реальной жизни мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и на основе этого сравнения у человека формируется мнение о себе самом, о своих возможностях и способностях. В ходе этого сравнения  формируется наша самооценка, начиная с самого раннего возраста и,  основывается сначала на оценках взрослых, а далее - своих сверстников. Кому из нас не приходилось слышать: «Посмотри -  как сделал Лёша, а у тебя опять ничего не получилось!» или «Вот бестолочь,  я тебе который раз говорю, а ты ничего не понимаешь!» Часто родители не задумываются о том, что подобные высказывания, оценки лежат в основе отношения к себе ребёнка, его самооценки. Именно от родителей во многом зависит то, кем в будущем станет ребенок, как он будет к себе относиться, будет он ощущать себя неудачником или человеком, преуспевающем в любом деле.

Отношение к себе и окружающим основывается на убеждениях, которые условно говоря, ребёнок впитывает с молоком матери. Внутренние установки ребёнка, осознано и неосознанно внушаемые ему родителями, влекут за собой формирование его отношения к себе и окружающим. Однако самооценка ребёнка достаточно не стабильна и может изменяться с течением времени. Как же самооценка и отношение ребёнка к себе проявляется в поведении и общении? Активность, находчивость, желание общаться, умение находить контакт с людьми, характерны для людей с адекватной самооценкой. Такие дети охотно участвуют в играх, когда проигрывают, не обижаются, и не смеются над другими в случае выигрыша. Пассивность, мнительность, высокая эмоциональная чувствительность характерны для детей с низкой и заниженной самооценкой. Такие дети часто не хотят общаться с другими и участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, почувствовать себя хуже других, они часто обижаются и принимают близко к сердцу свои неудачи. Дети с завышенной самооценкой стремятся во всём быть лучше остальных. От них нередко можно услышать: «Я cамый лучший,  самый умный,  самый, сильный.  Вы все должны меня  слушаться”.Такие дети стремятся стать лидерами. Для того чтобы ребёнок овладел навыками эффективного общения, важно, чтобы он адекватно оценивал себя и результаты своей деятельности. Для этого:

·       -Не стремитесь решить за малыша все его проблемы. Пусть он сам выполняет доступные ему поручения .

·       -Ставьте реальные цели, которые он может достичь сам, не прибегая к помощи взрослого. Изначально сложное задание, которое не под силу ребенку, может уничтожить в нем уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше.

·       -Поощряйте инициативу, не забывайте хвалить, поощрять, если он того заслуживает.

·       -Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми, лучше сравнивайте его с самим собой, с тем каким он был вчера и, возможно будет завтра.