Коррекция речевых нарушений. Взаимодействие психолога и логопеда в НОД в условиях реализации ФГТ. Совместная статья Зубковой О. В. и Гаврилуца И. Р.
Необходимым условием реализации ФГТ является психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом должно происходить тесное сотрудничество педагогического коллектива с узкими специалистами: педагогом – психологом и учителем – логопедом. Это общее взаимодействие должно быть направлено на совместную психолого – педагогическую программу помощи ребенку, реализацию или изменение методов образовательного процесса, поиск исходной причины воспитательно – образовательных затруднений, а так же выявления позитивных сторон в развитии ребенка и опоры на его сильнейшие стороны.
Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом ДОУ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Это профессиональное взаимодействие предполагает привлечение специалистов к разрешению всех проблем возникающих в группе, тесное взаимодействие при планировании, предоставление специфической информации в области современной педагогики и психологии развития всем участникам педагогического процесса.
Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное взаимодействие на ребенка педагога – психолога и учителя – логопеда дает успешную динамику речевого развития и развития нервно – психической и познавательной деятельности.
Взаимодействие психолога и логопеда должно начинаться с обследования ребенка, которое направлено на раннее прогнозирование и оценку функционального развития ребенка (физического, психического и интеллектуального), а так же представление о состоянии его здоровья. Работа будет успешной только при обеспечении комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Подобное обследование позволяет ответить на ряд вопросов:
- Есть ли у ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания специалистов и педагогов.
- Есть ли у ребенка сильные стороны, на которые можно опираться в ходе развития.
- Какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать особенностям и возможностям ребенка.
- Какие трудности в процессе обучения ребенка наиболее вероятны.
- Какие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект.
Такое обследование можно назвать интегральной диагностикой, которая позволяет развивать ребенка и обеспечивает разностороннее дальнейшее развитие: интеллектуальное, речевое, двигательное, функциональное и вообще развитие ряда интегративных функций.
Значительным и немаловажным фактором в комплексном обследовании специалистами ребенка является приобщение к этому процессу родителей. Пользуясь различными методами (анкетирование, беседы) можно получить от родителей большее количество информации необходимой для видения полной картины развития ребенка. Многие родители склонны к тому, что при понимании, что существует какая - то проблема они не пытаются вникнуть в суть и разобраться, чтобы помочь ребенку, а только напрасно раздражаются. Поэтому задача специалистов – приобщить родителей к полному разностороннему процессу и диагностики и развития, обеспечить их необходимой информацией, а главное показать пути дальнейших действий. Это позволит им увидеть ребенка с разных сторон, сделать работу специалиста более эффективной.
Из результата опыта предлагаемая совместная система заключает в себя чередование элементов и упражнений специалистами в непосредственно образовательной деятельности. В ходе этого чередования происходит многофункциональный характер, который ориентирован на успешную компенсацию психологических и речевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у ребят. Во время непосредственно образовательной деятельности используются такие приемы, как придумывание сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.
Примерная схема совместного проведения специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в группе компенсирующей направленности.
№ п/п |
Этап |
Методы |
Специалист |
Организационный момент | |||
1. |
Организационная часть |
Этюды, игры, упражнения. |
Педагог-психолог |
2. |
Закрепление речевого навыка |
Показ предметных картинок. |
Учитель-логопед |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
3. |
Психоречевая гимнастика.
|
Речевые упражнения.
|
Педагог-психолог
|
4. |
Развитие навыка связной речи. |
Сказкотерапия, игры – фантазии, персказывание, чтение, придумывание (загадок, басен, сказок, небылиц), театрализованная деятельность |
Педагог-психолог, учитель - логопед |
5. |
Лексико – грамматические задания. |
Игры и упражнения: «Составь предложение», «Назови ласково», «Что приготовим». |
Учитель-логопед |
6. |
Физкультминутка |
Упражнения. |
Учитель-логопед |
Итог непосредственно образовательной деятельности | |||
7. |
Задания в виде вопросов. |
Беседа. |
Учитель-логопед |
Благодаря такой системе совместной работы улучшается качество образовательного процесса с детьми группы компенсирующей направленности, повышается эффективность развития, в частности, уровень подготовленности детей к обучению в школе. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности и ставит своей целью не столько формирование знаний, умений и навыков, а непосредственно развитие личности.
Отсутствие системы работы при традиционном обучении не дает возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность и проявить творческую активность. Предлагаемая совместная система позволяет специалистам предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности посредством синтеза современных методов развития речи и личности дошкольника.
О. Зубкова,
педагог-психолог,
И. Гаврилуца,
учитель-логопед, старший воспитатель
МДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №2» г. Валуйки
Комментарии
Коррекция речевых нарушений
Совместная статья педагога - психолога и учителя - логопеда