ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир (С.В. Панюкова [8]).

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания и интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов,  родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса (А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт [9]).

Научно-технический  прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников. По мнению Митина В. В.  сегодня существует лишь условная граница между информационными  (ИТ) и информационно-коммуникационными  (ИКТ) технологиями. IT (ИТ) специалисты знают тесную взаимосвязь этих технологий  и  считают, что  когда говорят об информационных технологиях, почти всегда подразумевают информационно-коммуникационные технологии.

Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри педагогического сообщества. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом; другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования; а некоторые вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Информационные технологии открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании

Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационных технологий в образование создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ и заключается в личностно-ориентированном развитии всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов,  родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы (А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт).

Научно-технический  прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые, благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», активно поступают в российские образовательные учреждения.

Организованное  в ДОУ экспериментальное исследование  по оценке материально-технических средств выявило достаточное количество ИТ средств для проведения интересного и науко-насыщенного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Однако низкая ИТ-компетентность и мотивация педагогов приводит к недостаточно грамотной организации учебно-воспитательного процесса с их использованием, они применяются педагогами не в полной мере и беспланово. Это побудило организовать творческую группу педагогов «Использование ИКТ в образовательним процессе ДОУ», цель которой – создание системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с педагогами, детьми и их семьями.

Мероприятия, проводимые в рамках деятельности творческой группы, должны:

  • повысить профессиональную ИТ-компетенцию педагога в условиях информатизации современного образования;
  • изменить содержание подготовки педагогических кадров на рабочих местах;
  • создать благоприятные организационно-педагогические условия для внедрения современных информационных технологий в деятельность педагогов;
  • повысить интерес педагогических работников к применению ИТ в образовательном процессе ДОУ.

Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в    Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить объем информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет [7, с. 39].

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе сети Интернет сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.

С точки зрения И.С. Кона, самообразование представляет собой творческую работу «по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания. Оно являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную» [2, c. 176].

Особая ценность самообразования – в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Источниками этих знаний, согласно мнению И.С. Кона, могут являться телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), видео, аудио информация на различных носителях, платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, курсы повышения квалификации, путешествия, Интернет.

Все представленные источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, и  могут способствовать и тому, и другому одновременно. Когда идет речь о самообразовании, то имеется в виду не только чтение специальных профессиональных статей и книг, а также изучение широкого круга гуманитарных тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики и т.д. А также посещение лекций, семинаров, экскурсии, взаимодействие с информационными сетями и т.п. При этом самообразование становится одним из перспективных видов деятельности педагога в условиях динамичных экономических, социальных и культурных изменений общества (А.К. Маркова [2, с. 40]).

Современным и решающим фактором успеха для педагога становится сегодня непрерывное, качественное профессиональное развитие средствами информационных технологий. При этом важно, чтобы профессиональное развитие не превратилось для педагога  в дополнительную нагрузку, с которой приходится мириться. Интернет может способствовать профессиональному развитию и  обеспечивает  доступ к огромному хранилищу информации (О.В. Урсова [4, с. 5]).

Для формирования связей внутри педагогического сообщества сегодня активно используются возможности Интернет. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом, другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования, а некоторые – вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.

При таком общении у педагогов формируется

- чувство ответственности за собственные достижения;

- желание постоянного поиска лучших методов и идей, что является основой профессионализма современного педагога (Н.А. Савченко [5, с. 86]). Профессиональный рост обычно занимает много времени и требует множества встреч с коллегами. Интернет дает возможность более эффективно использовать  как время, так и профессиональные ресурсы, это новый способ совместного использования информации с возможностью диалога между людьми независимо от того, где они находятся и каково расписание их работы. Все, подключенные к сети Интернет, имеют доступ к одной и той же информации и могут принимать более продуманные решения при разработке программ, обсуждении результатов, рассмотрении региональных и федеральных проектов и постановлений.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий [1, с. 72], использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.

 

Организация виртуальных экскурсий в детском саду: современные тенденции и ближайшие перспективы

Музейная педагогика сегодня востребована всеми российскими музеями и образовательными учреждениями различных видов. Перспективы для развития музейной педагогики связаны с освоением современными музеями виртуального пространства и формированием так называемой «виртуальной музейной педагогики».

Организационной основой виртуального музея являются: сайты реальных музеев; сайты в глобальной сети Интернет, не имеющие реального аналога;

слайд-шоу или слайд-показы; компьютерные программы; видео CD,  DVD (диски).

Современные компьютерные технологии позволяют увлекательно и полно представить музей, его коллекции, отдельные предметы и информацию о них.

Современные тенденции

Компьютерные программы

Используя в работе музейного педагога  ДОУ медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал», а, в частности, раздел «Виртуальный мир Русского музея» можно сделать выводы о том, что он представлен на высоком современном техническом уровне, но, не смотря на демонстрацию интерьера и объектов с наиболее интересных выигрышных точек, создание «эффекта присутствия», расширение представлений о культурной и исторической ценности музейного собрания, высокую концентрацию внимания в связи с отсутствием сторонних шумов, большое количество наглядного материала для лучшего усвоения информации, детям дошкольного возраста виртуальные экскурсии представляют ограниченные впечатления.

Таким образом, абсолютизировать даже такое «продвинутое» виртуальное общение с ценностями культуры, которое предлагают Лувр, Русский музей  и Эрмитаж, не стоит, так как «любое общение детей с произведением искусства через Интернет является суррогатом настоящего восприятия искусства» [3, с. 19].

Несомненно, разработчики концепции виртуальной экскурсии полагаются на два основных канала информации – зрение и слух, при этом главной задачей для них является сформировать у ребенка интерес и желание проверить свои впечатления в «живом» общении с музеем [4, с. 147]. Ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет небольшой жизненный опыт видения окружающего мира и способен отличить то, что он видит на экране, от реального подлинного объекта.

Целью исследования было проведение анализа представлений детей старшего дошкольного возраста о произведениях искусства, изучаемых в процессе виртуальных экскурсий, в сравнении с посещением музея. Исследование затрагивало 4 аспекта: площадь помещения, размер картины, объемность мазков и цвета. Методы исследования – беседа и наблюдение.

Выборку составили 58 детей 6-7 лет. Для достоверности проведенного исследования были выбраны дети, ранее не посещавшие художественного  музея.  В целом, таких детей много: согласно анкетированию «Активный отдых» в апреле 2012 года только 7,4% семей воспитанников указали посещение музея.

Количественный анализ исследования «Я побывал в виртуальном музее» свидетельствуют о том, что достоверное представление о площади помещения имеют 52% детей, правильно оценить размер картины могут лишь 30% дошкольников, объемность мазков (отсутствующий компонент в виртуальном видении картины) верно оценивают 11% воспитанников.

Восприятие используемых художником цветов зависит от угла обзора, количества отображаемых цветов, контрастности, яркости, индивидуальных особенностей монитора [6, с. 34]. Правильно оценивают цвета 72% детей. Это свидетельствует о хорошем качестве используемых для виртуальных экскурсий компьютеров в ДОУ.

         Выявленные в ходе исследования недостатки в восприятии детьми произведений искусства, «оголяют» проблемы и дают повод для более углубленной дальнейшей работы музейного педагога на экспозиции музея и в ходе виртуальных экскурсий.

В целом, работа с произведением искусства в сети Интернет должна осуществляться либо как подготовительная или закрепляющая  восприятие этого произведения в реальности, либо в качестве замены восприятия реального произведения искусства при невозможности увидеть в подлиннике.

Слайд-шоу или слайд-показы

ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга работает по программе «Сообщество», базирующейся на современной образовательной технологии «метод проектов». Практические домашние творческие задания, подготовленные детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями оформляются посредством программы  Microsoft PowerPoint. Полученные слайд-шоу являются основой для проведения детьми виртуальных экскурсий.

Таким образом, создавая совместные проекты виртуальных экскурсий по различным темам проектов («Зимний лес», «Молочные реки», «Экскурсия по пушкинским местам», «Детский сад» и пр.), дети углубляют полученные знания, осваивают приемы, методы исследовательской деятельности и навыки использования компьютера.

Например, с помощью виртуальной экскурсии по детскому саду можно заглянуть на кухню, в подвал и в кабинет заведующей. Такие экскурсии интересны детям и расширяют их представления об окружающем мире.

Родительские собрания с применением виртуальных экскурсий

Активно строящийся Приморский район имеет площадь 109,87 км² и население 507,2 тысяч человек. Район застраивается современными жилыми домами и очень часто дети и их родители не знают памятных, интересных, знаменательных мест района. Применение виртуальных экскурсий «Из истории Приморского района», «Интересные места Приморского района», «Куда пойти пешком?», созданных на основе программы  Microsoft PowerPoint, поможет родителям познакомиться с районом и выбрать совместную с ребенком прогулку выходного дня.

Перспективные направления

Организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий

Одним из перспективных направлений в работе ДОУ является организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий.  Его целью является формирование познавательного интереса и развитие IT-компетентности родителей и детей.

Задачи конкурса:

- повышение  роли  исследовательской и прикладной деятельности семей воспитанников;

- создание  условий для творческого развития детей;

Принять участие в конкурсе может ребенок ДОУ любой группы совместно с родителями.

Номинации конкурса могут быть различными:  «Осень листья осыпает», - «Я был в музее»,  «Моя семья, мой дом родной»,  «Наша малая родина», «Спорт, ты – мир!»:

Подготовленные презентации пополнят «методическую копилку» педагогов.

Виртуальная экскурсия по образовательному учреждению в 3D формате

Опыт разработки виртуальных экскурсий по образовательным учреждениям помогает родителям выбрать «второй дом» для ребенка, знакомит родителей с внутренними помещениями ДОУ, может привлечь студентов для практики на работу в ДОУ, а также опытных педагогов и специалистов.

Кроме того, виртуальная экскурсия, созданная на основе технологии 3D-панорамной съемки, в дальнейшем может быть применена неоднократно в рамках самых разнообразных и масштабных проектов, например, «Виртуальная экскурсия по Приморскому району», может быть частью большой виртуальной экскурсии по Санкт-Петербургу.

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование постепенно начинает развиваться в нашей стране с дошкольных образовательных учреждениях. Наверное, правильно, что началось все именно с дошкольного образования. И родители с самого начала привыкнут, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют такие же права на образование, как и все остальные.

По-прежнему люди в инвалидных колясках испытывают трудности при спуске и перемещении в метро, есть печальные случаи запрета посадки в самолет «солнечного ребенка» в сопровождении родителей. Плохо слышащие дети испытывают неудобства при посещении экспозиции музея. Таким детям необходима организация виртуальных экскурсия и работа, направленная на расширение возможностей музеев сегодня особо актуальна.

Таким образом, виртуальный филиал музея в ДОУ это воспитательно-образовательное пространство, мир способствующий социокультурному развитию детей, родителей, повышению культурных компетенций педагогов и  первые шаги  дошкольников к реальным музеям и выставочным залам России и мира.

Вывод

Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды и источником знаний, способствующих как личностному, так и профессиональному росту человека. Рассматривая  историю становления информационного общества, совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий.

Быстрое развитие информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс  дошкольного образовательного учреждения  позволяет большинству педагогов внедрять в свою деятельность современные  информационные  технологии с активным использованием компьютера и сети Интернет.

 

Список литературы

  1. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - 160 с.
  2. Морев И.А. Образовательные информационные технологии.  Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. / И.А.  Морев - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
  3. Ноль  Л. Я.  Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2007. – 204 с.
  4. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М. Ю. Юхневич.- М.: Академический проект; РИК, 2006. - 176 с.
  5. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под редакцией И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.
  6. Себар Т. В. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Как учить понимать язык искусства». Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет Первое сентября, 2006. - 72 с.
  7. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности : Монография / С.Р. Удалов - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.- 211 с.
  8. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] - Режим  доступа: http://www.ict.edu.ru/
  9. Сетевые информационные технологии как предмет изучения и средство обучения [Электронный ресурс] / О.В. Токарева - Режим  доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/tokareva.html