Возрастные и патологические недостатки произношения у детей

Сурова Ирина Анатольевна

ВОЗРАСТНЫЕ И ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Известно, что в младшем дошкольном возрасте процесс формирования произношения не завершается. Поэтому некоторые звуки дети произносят неправильно: шипящие заменяют свистящими, звук р звуком л и т. д.
В целях выявления и предупреждения дислалий нами было обследовано произношение 200 дошкольников трех-четырех лет.

Анализ полученных данных показывает, что большинство младших дошкольников правильно произносят звуки б, д, (94%), г, к, х (92%), а также л и ль (89%).
Наиболее распространены парасигматизм (ш—с, ж—з, ч—сь, щ— сь), параротацизм (р — л, рь—ль), неустойчивость и неясность произношения с- з, ц. В некоторых словах один и тот же ребенок произносит звук ц правильно, а в других заменяет его звуком с или т.
Правильное произнесение всех звуков у детей трех-четырех лет отмечается лишь у немногих из них . Правильная же артикуляция всего ряда шипящих ш, ж, ч, щ и частичное произнесение шипящих ч—ш или ш—ж встречается у 28% детей (57). Причем у некоторых из них раньше появляется артикуляция мягких шипящих ч и щ, а у других, наоборот, твердых ш и ж.
          Таким образом, дошкольники младшего возраста, как правило, не умеют верно артикулировать звуки ш, ж, ч, щ и р. Для них характерна и некоторая неустойчивость в произношении свистящих. Необходимо отметить, что у большинства детей этого возраста наблюдается неправильное произношение звуков различных зон артикуляции в комплексе.
Теперь остановимся на недостатках, которые, по нашим данным, сравнительно редко встречаются у младших дошкольников и поэтому не являются для них типичными. Результаты обследования показывают, что у некоторых детей отчетливо выражены следующие недостатки артикуляции звуков. Отсутствие озвончения . В этих случаях звонкие согласные б, д, г, з заменены соответствующими глухими согласными п, т, к, с. Звук ж заменен звуком ш; ламбдацизм. Встречается в разных формах (звук л артикулируется как у, в ;звуки ль и л произносятся как й ; лента—ента ; каппацизм и гаммацизм . Звуки к и г опускаются или замещаются звуками г и д;
стойкие формы ротацизма . Боковое или увулярное произношение звуков р и рь, произнесение и или э в сочетании с быстрым сжатием верхней и нижней челюстей;
межзубный, боковой, носовой и призубный сигматизм. Наряду с неустойчивостью и неясностью свистящих отмечается более резкое нарушение в форме межзубного, бокового и призубного произношения и замены звуков сиз звуками ф и в.
Отмеченные нарушения совпадают с теми формами дислалий, которые мы нередко встречаем у старших школьников, подростков и даже у взрослых.
У дошкольников младших групп наблюдаются резко выраженные недостатки произношения, характеризующиеся наличием стойких замен звуков (л—в, л—у, с—ф, з—в, с—т, з—д).
Стремление к упрощению, к замене сложной механики речевого движения более простой— одна из характерных особенностей недостатков произношения.
Сложное речевое движение, связанное с артикуляцией звука л, заменяется более легкой артикуляцией звуков в, у. Сложная установка языка при произнесении звука с заменяется более легкой артикуляцией звуков ф, в, т, д или простым просовыванием языка между зубами.
С течением времени упрощенные речевые движения автоматизируются и становятся привычными. Звук-заменитель прочно закрепляется в разговорной речи, в результате чего и образуется стойкий дефект произношения.
Большинство дислаликов в возрасте шести-семи лет и старше самостоятельно без логопедических занятий не могут исправить недостатки произношения. Новые речевые движения у них часто автоматизируются с большим трудом, а в некоторых случаях ребенок, так и не исправив свой дефект (межзубный и боковой сигматизм, ротацизм), поступает в школу.
В практике нашей работы нередки случаи, когда даже при сложной дислалий (неправильное произношение 10—12 звуков) относительно легко удается исправить все дефекты произношения, за исключением межзубного сигматизма.
Только у отдельных детей (подготовительные группы) нам удалось добиться верного произнесения свистящих путем показа правильной артикуляции звука. Многие же из них на этапе перевода языка в зазубное положение звук с вновь произносили неверно, так как его кончик не был опущен и не образовывал желобка. В этих случаях для точного артикулирования данного звука необходимо отработать правильное положение языка.
Дети, страдающие межзубным произношением, с большим трудом усваивают артикуляцию звуков ш и ж, при произнесении которых язык приподнят и оттянут назад. Со временем дети нередко вырабатывают нечеткие шипящие, произносимые с нижней артикуляцией.
Многие дети после продолжительных занятий произносили свистящие правильно только тогда, когда их внимание фиксировалось на артикуляции, например, во время занятий с логопедом, при чтении отработанных с его помощью стихотворений.
В разговорной речи произношение свистящих оставалось межзубным. Все это свидетельствует о больших трудностях при исправлении межзубного сигматизма у детей старшего возраста. Этим объясняется и тот факт, что указанный дефект довольно часто встречается и у взрослых. Можно предположить, что в этих случаях дети усвоили межзубное произношение, подражая речи родителей.
Анализируя данные обследования речи детей трех-четырехлетнето возраста, можно сделать вывод, что произношение свистящих звуков в этом возрасте еще очень неустойчиво и поэтому необхомо исправлять резко выраженные формы сигматизма: межзубный, боковой, носовой, призубный, так как эти дефекты обычно сами по себе не исправляются и часто встречаются даже у взрослых.
Мы считаем необходымым остановиться еще на одном недостатке произношения — отсутствии озвончения.
Этот дефект встречается изолированно, а иногда в сочетании с другими недостатками произношения.
По нашим данным, отсутствие озвончения отмечается у дошкольников младшей, средней и старшей групп. В I и II классах отсутствие озвончения чаще всего проявляется в форме резко выраженных дислалии и дисграфии. Дети говорят, читают и пишут неправильно.
В III и IV классах отсутствие озвончения сохраняется чаще всего как остаточное явление в форме дисграфии при наличии правильного или частично неправильного произношения звонких. Эти данные говорят о том, что при отсутствии логопедической работы смешение звонких и глухих звуков обычно носит стойкий характер, сильно тормозит успеваемость по русскому языку и нередко служит одной из причин второгодничества.
Результаты обследования речи дошкольников младших групп свидетельствуют о том, что почти все дети этого возраста правильно произносят звонкие и язычно-нёбные.
Отсутствие озвончения в данном случае можно рассматривать как задержку нормального формирования звуков. Поэтому мы считаем необходимым заниматься постановкой звонких звуков уже в младшей дошкольной группе. Наша работа над исправлением этих недостатков произношения у дошкольников младшего возраста показывает, что дети хорошо усваивают звуки, быстро автоматизируют их и переходят в среднюю и старшую группы с исправленной речью, что в значительной степени облегчает им усвоение программного материала детского сада.
Считаем целесообразным отметить, что дефекты произношения заметно искажают речь ребенка.
Приводим несколько примеров смыслового искажения речи.
б—п, д—т: «У нас на окороте попы выросли» (У нас на огороде бобы выросли); «Папочка летает» (Бабочка летает); «У Лисы полит суп» (У Лизы болит зуб).
г—д, к—т: «У Дали тутла» (У Гали кукла); «Даля донит гусей» (Галя гонит гусей).
Вполне понятно, что смысловое искажение многих слов делает речь ребенка непонятной для окружающих, вызывает насмешку со стороны других детей и тем самым травмирует психику ребенка.
Исправление указанных недостатков в раннем возрасте избавит детей от тяжелых переживаний, особенно в период поступления в школу.
У дошкольников старшего возраста неумение правильно артикулировать данный звук сочетается с недостаточным развитием фонематического восприятия, с неумением различать, дифференцировать звуки речи.
Для детей с недостаточностью слухового восприятия речи автоматизация и закрепление правильного произношения представляют большие трудности. Умея правильно произнести данный звук, они не вводят его в речь, продолжают говорить со старой речевой установкой и не замечают своих ошибок. В нашей практике было немало случаев, когда такие дети, владея правильным произношением звуков, в течение года в условиях детского сада не автоматизировали их. Только после проведения логопедических занятий, направленных на развитие фонематического слуха, они овладели правильным произношением. В этих случаях особенно трудно автоматизировать звуки, требующие тонкой слуховой дифференциации. Так, например, автоматизировать звук р при наличии ротацизма труднее, чем при параротацизме, когда звук р заменяется звуком л.
При боковом произношении шипящие звуки автоматизируются труднее, чем при парасигматизме, когда ш и ж заменяются звуками сиз.
Логопедическая работа, проведенная с младшими дошкольниками, показывает, что дети, у которых были исправлены дефекты произношения свистящих, легко овледавают артикуляцией шипящих и звука р.
Эти факты лишний раз убедительно свидетельствуют о том, что лого-педические занятия, проведенные с детьми трех-четырех лет, стимулируют естественное развитие правильного произношения.
Считаем необходимым подчеркнуть, что логопедическая работа должна проводиться в двух направлениях — воспитание правильного произношения звуков и развитие фонематического слуха.
Научные работы сотрудников сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР (руководитель Р. Е. Левина) четко определили значение и роль фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения и письма, внеся тем самым коренные изменения в методику работы по развитию речи в детских садах.
В пособиях для работы над речью в детских садах, созданных за последние годы, большое внимание уделяется развитию фонематического слуха и звукового анализа.
Работа над восприятием фонем должна проводиться систематически, начиная с младшей группы, в виде фронтальных занятии. В каждой группе детского сада занятия по артикуляции звуков связываются с их узнаванием в словах.
Знакомство со звукоподражательными словами на дифференциацию звонких и глухих (би-би — пи-пи, ду-ду — ту-ту и т. д., разучивание шуток-чистоговорок на звонкие и глухие также стимулируют развитие фонематического слуха. В средней группе детей знакомят с артикуляцией звуков с, з, ц, ш, ж, р, л. Им дается задание определить, слышится ли звук ч («песенка паровоза») в данном слове.
В старшей группе главное внимание уделяется работе над оппози-ционными звуками (с—з, с—ш, и—ч, р—л и т. д.). Для этого широко используется игра в школу: «Мы букв не знаем, но пишем и читаем по цветовым сигналам».
Дети пишут и прочитывают по расставленным на словах-полосках цветовым сигналам слова на оппозиционные звуки, например: санки— шапка, зайка—жаба, рама—лампа и т. д.
Задание по звуковому анализу усложняется: дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец).
В конце учебного года их знакомят со слогами. Дети старшей группы хорошо различают твердые и смягченные звуки р—рь и л—ль. На словах-полосках Юра—Боря ставят соответствующие звукам сигналы.
В старшей группе некоторые дети уже могут читать. Поэтому полезно постепенно знакомить их с гласными буквами и с буквами, соответствующими знакомым им по сигналам звукам (с, з, ц, ш, ж, ч, р, л). Можно даже дать задания написать эти буквы печатным шрифтом.
В конце учебного года дети свободно составляют легкие слова: шар, сор, Шура и т. д.
Работа, проведенная в старшей группе, облегчает усвоение грамоты и звукового анализа в подготовительной. В подготовительной группе прорабатывается самый трудный раздел: «Дифференциация глухих и звонких б—п—д—г, р—к в слогах и словах по цветовым сигналам».
Работа над развитием фонематического слуха очень трудоемка, и ее следует проводить не реже двух раз в неделю в виде фронтальных занятий и игр.