Личностно - деятельностный подход в дошкольном образовании
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Можно выделить два принципиально разных подхода в образовании «Знаниевый». Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний . По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить». «Деятельностный». Предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то , т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.
Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Цель деятельностного подхода Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Основы деятельного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н, Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности к внешней – обозначается термином «экстериоризация».
Характеристика деятельности Мотивированность. Понятие деятельности связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл. Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узколичными. Например, мотивы престижности учебы в данной школе, лицее, гимназии, мотивы собственного роста, долга и т.д.
Характеристика деятельности Целенаправленность. В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств.
Характеристика деятельности В деятельности выделяют ее внутреннюю структуру, или строение, где действие выступает как единица деятельности, ее клеточка, а операции — способы реализации действия.
Сущность деятельностной теории Конечной целью образования является формирование способа действий; Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности; Механизмом является не передача знаний, а управление деятельностью.
Положения деятельностной теории Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена; Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения; Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность, или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется; Конечной целью обучения является формирование способа действий; Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы; Знать - значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями; Усваивать знания можно, только оперируя ими; Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия.
Принципы деятельностного подхода принцип субъективности воспитания, опоры на предшествующее развитие; принцип учета ведущих видов деятельности; принцип учета сензитивных периодов развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития); креативный принцип
Принцип обучения деятельности Научить детей предметно-практическим действиям, способам и приемам деятельности. Ставить цели, находить средства.
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Готовность ребенка к самостоятельной активной деятельности. Использование системы знаний как «универсальной»ориентировочной системы.
Принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития) То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно (Л.С. Выготский).
Принцип субъективности воспитания, опоры на предшествующее развитие Опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип Учить творчеству, т.е. «выращивать» у детей способность и потребность самостоятельно находить решение.
Принцип учета ведущих видов деятельности Деятельность ребенка строит его психику. Это относится, прежде всего, к деятельности, ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, орудийно-предметная, игра). В работе с дошкольниками не могут быть использованы произвольное запоминание и выучивание. Знания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного применения ; Игра – способ применения знаний .
Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию ) , а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
Характеристика личностно-деятельностного подхода Личностный подход к образованию «… предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешного образования не только знания, умения, навыки, но и формирование личностных качеств, творческих способностей, эмоциональной сферы» (В.И. Загвязинский).
Функции личностного подхода охрана (жизни, здоровья, свободы, прав человека) опора (помощь в самоутверждении) помощь в становлении положительной Я - концепции.
Исследователи личностного подхода Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др
Личностный компонент предполагает Что в центре обучения находится сама личность - ее мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Исходя из интересов личности, уровня знаний и умений педагог определяет цель деятельности и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности. Соответственно, цель каждой совместной деятельности, при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного ребенка и всей группы в целом.
Личностный компонент предполагает Что в образовательном процессе учитываются национальные, половозрастные, индивидуа-льно-психологические особенности ребенка. Этот учет осуществляется через содержание и форму заданий, через характер общения. Которые стимулируют личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют деятельность без излишнего фиксирования ошибок. Тем самым, как подчеркивает А.К. Маркова, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей детей, но и дальнейшее развитие психики, познавательных процессов, личностных качеств.
Личностно-деятельностный подход с позиций ребенка психологически предполагает: во-первых , обеспечение безопасности личностного проявления ребенка во всех образовательных ситуациях, создание условий его личностного развития. Во-вторых , этот подход формирует активность ребенка, его готовность к деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих , личностно-деятельностный подход с позиции ребенка предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив. В-четвертых , этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими детьми. Это является основой развития не только компетентности и чувства аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства), но в значительной мере и чувства уверенности в себе.
В целом личностно-деятельностный подход означает Что в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что весь образовательный процесс строится с учетом прошлого опыта ребенка, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Таким образом, личность находится в центре образования.
Комментарии
Спасибо за ценный материал,
Спасибо за ценный материал, познакомлю молодых специалистов.