Формы работы с семьёй
Формы работы с семьей
Формы | Цели | Примечание |
Посещение семьи ребенка | - установление более тесного контакта с ребенком и его родителями; - изучение психологического климата семьи; - изучение условий для двигательной активности ребенка; - обсуждение совместной тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей в воспитании здорового ребенка | согласование с родителями удобного для них времени посещения; - определение цели визита; - недопущение критики в адрес родителей, их семейного уклада |
День открытых дверей | - знакомство родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и специалистами ее осуществляющими; - привлечение внимания родителей к вопросам физического развития и здоровья ребенка и совместной здоровье сберегающей деятельности | - оформление приглашений; - проведение экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей; - показ фрагментов работы дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др.; - после экскурсии и просмотра - обмен мнениями, ответы на вопросы, советы, рекомендации |
Родительские собрания | обсуждение задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год, в том числе вопросов физического воспитания и здоровье сбережения дошкольников, проблем летнего оздоровительного периода, оздоровления ребенка в домашних условиях и др. | - общие и групповые; организационные, тематические или итоговые; - групповые - проводятся раз в 2-3 месяца; - одно из собраний желательно посвятить обсуждению семейного опыта; - оформление приглашений; - оформление и оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.); - выбор способов и методов активизации родителей; - проведение тематических родительских собраний, посвященных актуальным проблемам воспитания и развития детей («Знаете ли Вы своего ребенка?», «О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.) |
Беседы | выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи | - индивидуальные и подгрупповые; - определение цели: что необходимо выяснить, чем можем помочь; - лаконичное и значимое для родителей содержание; - побуждение собеседников к высказыванию; - могут использоваться самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации |
Консультации (например, «совы» и «жаворонки» в детском саду и дома», «Плоскостопие). Как его выявить?», «Как помочь гипер- активному ребенку?» «Формирование правильного дыхания у детей», и др.), движение -здоровый образ жизни, правильное питание и т.д. | - усвоение родителями определенных знаний и умений (организация рационального питания, режим дня дошкольника и др.); - помощь в разрешении проблемных вопросов | - индивидуальные или подгрупповые для родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка (например, дети с ярко выраженными двигательными способностями); - система консультаций включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; - обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие и др. |
Семинары-практикумы (например, «Что делать, чтобы ребенок не болел?», «Лечебная физкультура при нарушениях осанки и сколиозах у детей» и др.) | приобретение родителями практических навыков физического развития и оздоровления детей (физические упражнения, подвижные игры, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура и др.) | - теоретическое ознакомление с вопросом; - практические выходы из конкретных ситуаций |
Тренинг (например, «Общаться с ребенком... Как?», «Как встретиться с внутренним миром своего ребенка?» и др.) | тренировка и развитие необходимых качеств: умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др. | - совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития; - специфическими чертами тренинга являются: нацеленность на психологическую помощь; создание атмосферы доверия и творческой самореализации; - раскрытие и открытие новых качеств своей личности |
Дискуссии (например, «Что в большей степени способствует успешности ребенка в школе: хорошее здоровье или интеллектуальные способности?», «Что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье?» | - прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей; - вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы; - выработка умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт | - совместное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины; - дискуссия может быть использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных сторон; - приемы организации дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум»; - приглашение родителей, письменное или устное, выразивших желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами; - определение регламента, предложения родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать выводы |
Семейные (родительские) клубы: «Клуб выходного дня», «Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – спортивная семья» | совместный поиск оптимальных способов оздоровления ребенка | - объединяет общая проблема; - тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями; - динамичные структуры – могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие (зависит от тематики встречи и замысла устроителей); - может быть организован, как совместная деятельность педагогов, родителей и детей; - готовится библиотека специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг, составление аннотации новинок) |
Школа для родителей (например, «Мамина школа», «Школа родителей будущих первоклассников») | вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка | - освещение вопросов ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет; - тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями |
Педагогический журнал (например, «Спортивная азбука», «Тайны здоровой пищи», «Домашняя игротека», «Зарядка, которую хочется делать», «Учитесь болеть без лекарств») | - оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания; - способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам | - состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин; - каждая страница журнала – устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг и др.; - родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения; - тема должна быть актуальна для родителей |
Родительские вечера, посиделки | - поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок; - сплочение родительского коллектива | - неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения; - тематика может быть самой разнообразной, например, «можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее моего ребенка… Каким я его вижу?» и др. |
Родительская (семейная) гостиная, например, «Счастливая семья» | - выявление и пропаганда позитивного семейного опыта; - обмен опытом семейного воспитания | - «хозяева» - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут представлять вместе с детьми; - «гости» - родители, которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей; - неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения; - возможность для творческих проявлений участников, взаимодействия, как взрослых, так и детей; - тематика может быть самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения ребенка – как мы его отмечаем?» и др. |
Университет педагогических знаний | - вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка; - обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; - обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; - предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании | имеет постоянный состав слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и т. д. |
Презентация семьи или давайте поиграем | обмен опытом семейного воспитания | презентация фотогазет, фотоальбомов, видеофильмов (например, «Наш выходной день», «Семейные увлечения», «Как я провел лето» и др.) |
Анкетирование родителей | выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи | предполагает жестко фиксированный порядок, содержание, форму вопросов (открытые, закрытые, комбинированные) и ясное указание способа ответа |
Родительские конференции | обмен опытом семейного воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка») | - помощь родителям в выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений; - подготовка выставки педагогической литературы, нестандартного спортивного оборудования; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и др.; - организация консультаций врача, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов |
Социально-медико-психолого-педагогическая служба | - создание благоприятных педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей; - интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей | - в компетенции службы - вопросы, требующие комплексного подхода к их решению (например, коррекционно-развивающая работа с детьми); - консультативные услуги родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми; - в случаях отставания в физическом, интеллектуальном, психическом развитии детей (могут быть платные и бесплатные) |
Презентация дошкольного учреждения | знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов | - информация о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.); - показ фрагментов работы дошкольного учреждения |
Педагогический совет с участием родителей (например, «Изучение индивидуальных особенностей ребенка», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка») | привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей | заблаговременно выявляются основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования) |