Поговори с ребенком о войне.

Чекулаева Антонина Викторовна

 

Поговори с ребенком о войне.

!Большинство родителей спросят: -  А не рано ли с дошкольником разговор о войне заводить? Ведь не детская тема. Вдруг травмируем? Может, хотя бы до школы подождать, там, на уроках истории расскажут?

Не рано! Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Разум просыпается, душа – открыта, чиста, удивляться и верить в чудо не перестала!

В сюжетно-ролевой игре, в деятельности и общении дитя пытается постичь внутреннюю, смысловую сторону «мира взрослых», проникнуть в хитросплетения человеческих отношений.

«Интерес идёт впереди развития, ведёт его за собой». Обострённый, напряжённый интерес к морально-нравственной проблематике. Владимир Владимирович Маяковский, об этом знал. «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха». Вся детская литература – об извечной борьбе добра и зла, Бога и дьявола.

Понаблюдайте, как старшие дошкольники играют. Пять минут играют, час выясняют, кто хороший, кто плохой, кто предатель, кто герой. Игра перетекает из действия в слово. Сюжеты игр всё больше приобретают «межчеловеческий», и, даже, если угодно, «общественно-политический» характер. Старший дошкольник буквально сосредоточен, зациклен на сфере социальных отношений.

Психологические новообразования старшего дошкольного возраста многолики. Дружба – «устойчивая внеситуативная привязанность». Мечта и фантазия. Внутренний план действий. Мысленные, воображаемые путешествия в прошлое и в будущее. Желание побыть одному. Секреты от родителей. «Немотивированные» слёзы или безудержная радость. Любимое местечко в доме. Притягательный уголок природы. Понимание состояния взрослых. Избирательное отношение к людям. Особые, свои увлечения. Способность обманывать. Стыд. Обескураживающее столкновение со смертью (рыбка, например, умерла в аквариуме). Жгучие терзания – бабушка, любимая бабушка, тоже ведь старенькая, не вечная. А мама? А я? Зачатки произвольности. Первые победы «надо» над «хочу». «Но мама спит, и я молчу». Осознанная помощь. Альтруизм…. И эгоизм. Борьба мотивов. «Моральные инстанции». Муки совести. Эффект «горькой конфеты».  Генез личности, рождение Человека.

И вот в такую-то кризисную минуту, главное не упустить время. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла». Слышите, «дать»! Слышите, «правильное»!

Не ставьте  ребёнка между плохим  и очень плохим. Не заставляйте  выбирать фасон одежды или причёску. Ведь это суета сует и прах и тлен. Не заражай дитя «механикой своекорыстного беспокойства», потребительством, крохоборством, гордыней, тщеславием, ленью. Не позволяй себе и ему впасть в духовную спячку. Душа обязана трудиться!

Покажи скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, покажи красную звёздочку на братской могиле, и тихо, убеждённо скажи: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце носите любовь, завещанную Поколением Героев, Поколением Победы!

Так как же рассказать ребенку о войне?

Всё очень просто. Правда, как говорили русские философы, «единство истины с добром и красотой». Правда о войне – единство двух мистических парадов: Парада 41-го и Парада 45-го

Звенели ордена: за Москву, за Сталинград, за Вену, за Прагу, за Берлин! Метроном в темпе движения парадных колонн время отсчитывал, живая история шла, живая ПРАВДА. В простоте, в будничности, в величии. Шли герои, косточками их однополчан дорога на Запад вымощена, кровью и потом обильна полита. Правду и надо говорить ребёночку, ничего кроме правды.

Что бы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в страшном 41 – это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он поезда пускал. Что щит победы на Урале – это он ковал. Что с Зоей Космодемьянской: «Всех не перевешаете» - это он в лицо палачам бросал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он дневник поминальный вёл.. Что покореженную ось истории – это он распрямил!.

Правду надо говорить ребёночку, ничего кроме правды. Как на духу. 22 июня сила на нас ополчилась чёрная..

 «Вставай, страна огромная». И встала страна, от Камчатки до Бреста. Люди русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, мордва, чуваши, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи... Все народы нашей необъятной Родины… Встали в строй, в порядок боевой. Сердца в унисон бились, как одно большое сердце. И одной мыслью, одной верой жили: выдюжить, одолеть, разгромить врага. И победили! Потому что друг другу помогали бескорыстно. Не щадили живота своего. Трудились беззаветно от мала до велика. Женщины да ребятишки пахали на себе, сеяли; у станков сутками стояли. Холодные, голодные, «всё для фронта, всё для победы» отдавали. Мужеством, стойкостью мир восхитили. Из полона фашистского другие народы вызволили. Детишек немецких из походных кухонь кормили. Против мирного населения не воевали, в концлагеря и на опыты мирных людей не направляли. На полях сражений славой себя увенчали, любовь всех честных людей на земле снискали. Гуманизмом мир потрясли. Святое поколение, поклон земной.

Мышление дошкольников наглядно-образное, конкретное. Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда? (спросите вы)

Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти (эйдические образы), «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. А представления, простите за тавтологию, можно представить. Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях.

Дети «живут по собственным часам», мыслят синкретично, то есть целостно, устанавливают сказочные, причудливые связи; существующие только в их сознании отношения. Поэтому рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном.

Когда нарастёт «плоть мысли», накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. От частного – к общему. Несколько представлений под вашим руководством малыши пускай сравнивают, общее обнаруживают (обобщают), от пустяков абстрагируются и сами к правде прикасаются. Очи тогда правду отыщут, коль не холодна она – горяча, с любовью, с чувством, с интуицией, с верой крепко-накрепко спаяна. Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз.

Всё меньше ветеранов, участников войны, тружеников тыла. Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никто лучше о войне не скажет.

Слушайте же ветеранов, каждое слово ловите, каждую секунду цените.

Свидетельское показание о войне. Глаза прозрачные, уже не здесь, почти, не с нами… А как 9 мая настанет, ордена наденут, мёда напёрсток отведают, взбодрятся, помолодеют, на грешную изверившуюся, сбесившуюся землю снизойдут. И сквозь боль, одиночество, непонимание, речь поведут. «Сначала было слово». О Серёжке с Малой Бронной. О Витьке с Моховой. О том, как страшно на войне. О бомбёжках и обстрелах. О «друзьях, товарищах». Всё вспомнят. Пехоту, «родную роту», отцов-командиров. Кашу из котла. Окружение. Плен. Госпиталь. Раны. Страдания. Подвиг. Победу. «Одна на всех, мы за ценой не постоим».

Мудрые святые старики. Мудрость, она ведь наивной только кажется. Старый да малый. «Возвращайся, сделав круг». Старик и ребёнок завсегда найдут о чём поговорить, всегда услышат друг друга. И ребёнок запомнит.  Навсегда.

И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь. И старик усмехнётся в бороду: не зря жил.

-А что делать, если ребёнок не хочет ничего знать о войне, интереснее ему динозавры, инопланетяне, колдуны и маги, Барби и Кены, компьютерные стрелялки, игровые приставки, новомодные PSP: скажете вы.

 Плохо дело. На самотёк, значит, воспитание пустили. Устранились, игрушками откупились. Времени нет. Всё деньги делаем. Ну, ну. Только потом локти придётся кусать. И денег без счёта отдашь, и времени не пожалеешь. А спасёшь, или утратишь тонкую, незримую, необходимую связь, того не суждено знать.

Человек-паук интереснее? Черепашки Ниндзя милее? Трансформеры занимательнее? Дядюшка Скрудж современнее? Вампиры и упыри – захватывающее зрелеще? Подсунул - и порядок? Ребёнок «занимается».

Да нет, не ребёнок ваш занимается, а ум его и сердце, занимают, чужие, коварные дядьки – специалисты психологической войны. В детских «кумиров» миллиарды вложены. Не случайно.

Как же нейтрализовать, минимизировать негативное влияние?

Читайте больше  книг с  народными  песнями,  поговорками, сказками, потешками. Не от случая к случаю, а каждый день. Вода камень точит. Читайте о войне, о подвиге, о славе, приучайте к труду, заботе о ветеранах. Сами подавайте пример. И опять же, свято место детской души занимайте тем, что достойно, что действительно свято.

 И еще;  что бы поняли дошкольники правду о войне, им надо больше рассказывать о детях-героях. На положительном и близком, узнаваемом, доступном примере строить воспитание. Расскажите вашим малышам о детях войны.

 .                                                                                                       Чекулаева Антонина Викторовна

                                                                                                     Воспитатель: МДОУ детский сад №12