Мы скажем: «НЕТ - гиподинамии наших детей»!
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
Для педагогического сообщества стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, и увеличения двигательной активности " как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека". В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни. Ведь физиологическое определение здоровья ребёнка – это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма. Современные образовательные требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, воспитание интереса к двигательной деятельности, т.к. движения — основа жизни.
В последнее время наблюдается снижение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников за счет введения дополнительных компьютерных занятий - в детском саду, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения за счет телефонного и виртуального - в семье. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют, имеют отклонения в состоянии здоровья. Длительное ограничение возможности активно двигаться в период бодрствования вызывает гиподинамию. На сегодняшний день проблема гиподинамии обсуждается не просто большим, а огромным количеством физиологов, гигиенистов, врачей, педагогов и ученых. Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребенка.
Приоритетной задачей детского сада является рациональное распределение двигательной активности в течения дня. Двигательная активность (далее ДА) - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
По данным литературы [5], выделяется три уровня ДА. В дошкольном учреждении наиболее рационально распределять детей на две основные подгруппы с учётом трёх критериев: уровень двигательной активности, состояние здоровья детей, их уровень физической подготовленности.
В 1 подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и достаточно хорошую физическую подготовку (средний и высокий уровень).
2 подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети; дети, имеющие некоторые морфо - функциональные нарушения), имеющий низкий уровень двигательной активности и слабую физическую подготовку (показатели ниже нормы).
Установление двух подгрупп даёт возможность педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгруппы.
Игра — естественный спутник жизни ребенка. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка в двигательной деятельности. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально. В настоящее время широкое применение в детских садах получили разнообразные виды мячей, по популярности, среди детей, занимающие первое место в царстве детской игры.
В МБДОУ «Детский сад №5 «Цветик-семицветик»» города Новочебоксарска Чувашской Республики для детей старших групп, относящихся ко второй подгруппе, организованы дополнительные занятия в кружке «Полезные мячи». Программа дополнительного образования составлена с целью развития у детей двигательных и функциональных возможностей, повышения уровня ДА, профилактики нарушений осанки - посредством занятий фитбол – гимнастикой и подвижным играм с фитболами и другими мячами. В целом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, играть, танцевать. Мячи позволяют разнообразить подвижные игры, они дарят детям радость и здоровье. Разнообразные виды мячей, своим разнообразием и влиянием на разные группы мышц, позволяют рационально распределить и разнообразить двигательную активность детей в течение дня. Дошкольники получают приятные эмоции от общения с мячами, от победы над своим неумением, от понимания того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья.
В заключение хотелось бы отметить, что современное образование в области «Физическая культура» и «Здоровье» должно быть нацелено, прежде всего, на воспитание здорового образа жизни и сохранение здоровья, повышение уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Эффективности оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером. Но все усилия работников детского сада будут напрасны, если их работу не будут поддерживать родители воспитанников. Одна из главных задач на современном этапе (в рамках федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования) – взаимодействие с родителями. Задача педагогов – утвердить пап и мам в понимании того, что главные воспитатели – это родители. Здесь все средства хороши: совместные занятия, праздники, досуги, индивидуальные беседы, семинары по преемственности семейного и дошкольного воспитания и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье будущего поколения целиком и полностью зависит от настоящего поколения.
Библиография:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - синтез, 2011
2. Береснева З.И. Здоровый малыш – Программа оздоровления детей в ДОУ – Москва: Изд. Творческий центр, 2004.
3. Голицинына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников- М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2006.
4. Потапчук А.А, Овчинникова Т.С. Двигательный игротреннинг для дошкольников. Санкт-Петербург, издательство “Речь”, 2003 год
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
7.Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка.
- Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста. - Научно – методический журнал №2 2006 год Российской Академии Образования Г. Н. Голубева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mbdou_detskiy_sad_no5_g._novocheboksarsk.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы скажем: «НЕТ - гиподинамии наших детей»!
Иванова Ольга Ивановна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №5 «Цветик-семицветик»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
Для педагогического сообщества стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, и увеличения двигательной активности " как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека". В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни. Ведь физиологическое определение здоровья ребёнка – это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма. Современные образовательные требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, воспитание интереса к двигательной деятельности, т.к. движения — основа жизни.
В последнее время наблюдается снижение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников за счет введения дополнительных компьютерных занятий - в детском саду, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения за счет телефонного и виртуального - в семье. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют, имеют отклонения в состоянии здоровья. Длительное ограничение возможности активно двигаться в период бодрствования вызывает гиподинамию. На сегодняшний день проблема гиподинамии обсуждается не просто большим, а огромным количеством физиологов, гигиенистов, врачей, педагогов и ученых. Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребенка.
Приоритетной задачей детского сада является рациональное распределение двигательной активности в течения дня. Двигательная активность (далее ДА) - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
По данным литературы [5], выделяется три уровня ДА. В дошкольном учреждении наиболее рационально распределять детей на две основные подгруппы с учётом трёх критериев: уровень двигательной активности, состояние здоровья детей, их уровень физической подготовленности.
В 1 подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и достаточно хорошую физическую подготовку (средний и высокий уровень).
2 подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети; дети, имеющие некоторые морфо - функциональные нарушения), имеющий низкий уровень двигательной активности и слабую физическую подготовку (показатели ниже нормы).
Установление двух подгрупп даёт возможность педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгруппы.
Игра — естественный спутник жизни ребенка. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка в двигательной деятельности. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально. В настоящее время широкое применение в детских садах получили разнообразные виды мячей, по популярности, среди детей, занимающие первое место в царстве детской игры.
В МБДОУ «Детский сад №5 «Цветик-семицветик»» города Новочебоксарска Чувашской Республики для детей старших групп, относящихся ко второй подгруппе, организованы дополнительные занятия в кружке «Полезные мячи». Программа дополнительного образования составлена с целью развития у детей двигательных и функциональных возможностей, повышения уровня ДА, профилактики нарушений осанки - посредством занятий фитбол – гимнастикой и подвижным играм с фитболами и другими мячами. В целом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, играть, танцевать. Мячи позволяют разнообразить подвижные игры, они дарят детям радость и здоровье. Разнообразные виды мячей, своим разнообразием и влиянием на разные группы мышц, позволяют рационально распределить и разнообразить двигательную активность детей в течение дня. Дошкольники получают приятные эмоции от общения с мячами, от победы над своим неумением, от понимания того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья.
В заключение хотелось бы отметить, что современное образование в области «Физическая культура» и «Здоровье» должно быть нацелено, прежде всего, на воспитание здорового образа жизни и сохранение здоровья, повышение уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Эффективности оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером. Но все усилия работников детского сада будут напрасны, если их работу не будут поддерживать родители воспитанников. Одна из главных задач на современном этапе (в рамках федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования) – взаимодействие с родителями. Задача педагогов – утвердить пап и мам в понимании того, что главные воспитатели – это родители. Здесь все средства хороши: совместные занятия, праздники, досуги, индивидуальные беседы, семинары по преемственности семейного и дошкольного воспитания и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье будущего поколения целиком и полностью зависит от настоящего поколения.
Библиография:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - синтез, 2011
2. Береснева З.И. Здоровый малыш – Программа оздоровления детей в ДОУ – Москва: Изд. Творческий центр, 2004.
3. Голицинына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников- М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2006.
4. Потапчук А.А, Овчинникова Т.С. Двигательный игротреннинг для дошкольников. Санкт-Петербург, издательство “Речь”, 2003 год
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
7.Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка.
- Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста. - Научно – методический журнал №2 2006 год Российской Академии Образования Г. Н. Голубева
Комментарии
Полезная информация
Полезная информация