Оптико-пространственные нарушения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
«Если мы хотим помочь ребёнку успешно
учиться, то самое главное, с чего мы должны начать и
чему постоянно следовать - это дать ему возможность
чувствовать, что он также способен, как все остальные,
и что у него тоже есть своя особенная «искра божья».
Ш. Амонашвили
Ребенок открыт всему миру, и он осваивает огромный объем информации. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления конкретного события, действия, человека. «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» - Джон Рескин.
Речь — вот главная проблема в развитии современного дошкольника. Дети говорят плохо, дети говорят мало, дети испытывают разного рода затруднения в формировании правильной речи, а это порождает массу других проблем — в общении, в познании, в личностном совершенствовании. Проблемы есть, но их можно и нужно решать.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.
Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.
Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Нередко учителя объясняют наличие подобных ошибок неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и др.
Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, например: ГПТР, ИШЦЩ, ДВЗУБ. Приведенные здесь сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по таким признакам: - по количеству совершенно одинаковых элементов (и-ш, ц-щ, п-т); - по различному расположению элементов в пространстве по принципу: вверху-внизу, слева-справа (в-д, з-е); - по наличию дополнительных элементов (и-ц, ш-щ, и-й); - по величине отдельных элементов (п-р). Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого – к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.
В соответствии с теми признаками, по которым различаются сходные по начертанию буквы, неточность в их изображении может выражаться в следующем:
в недописывание элементов букв, что связано с недоучетом их
количества (И вместо Ш, Ш вместо Щ, Л вместо М, Х вместо Ж, И
вместо У);
в добавлении лишних элементов (Ш вместо И, четыре палочки у
Ш или Щ и т.п.);
в неправильном расположении элементов букв в пространстве по
отношению к друг к другу с возможным видоизменением самих
элементов (В вместо Д, Б вместо Д), включая сюда и зеркальное
изображение букв; в написании вместо нужного элемента буквы
сходного с ним, в результате чего, например, буква Н может быть
заменена на К, Ч на Г, буква З на У, Р на П и т.п.
Приведенные здесь примеры неточности в изображении букв одних случаях приводят к полным буквенным заменам на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, «похожую» на нее), в других – к неправильному написанию букв, искажению их начертаний. Последнее чаще всего относится к случаям «зеркального» их написания.
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы, современных статистических данных по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей логопатов, свидетельствует о росте численности заболеваний связанных с нарушениями высших психических функций, в том числе с нарушением речи и положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности.
В нашем регионе ситуация еще сложнее, так как экологические и климатические условия неблагоприятные. Это и приводят к рождению детей значительно ослабленных как физически, так и психически. Из года в год растет число детей с задержками речевого развития. Рост численности детей со слабо выраженными отклонениями в развитии вызывает значительные трудности у практических работников дошкольных учреждений, школ в организации обучения и воспитания детей. Разработка и внедрение в педагогическую практику эффективных методов профилактики и коррекции – одна из актуальных задач современной коррекционной педагогики и логопедии, имеющая большое практическое и социальное значение.
Изучая теоретический материал, опыт и рекомендации ведущих педагогов страны Т. Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной, Л.Г.Парамоновой, И.А.Филатовой, Н.В.Нищевой пришла к выводу, что проблема недоразвития оптико-пространственных представлений, зрительного внимания и восприятия, формирования моторного и динамического праксиса, особенно у младших дошкольников отражена недостаточно. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: систематизировать исследуемый материала из разных источников с учетом возрастных особенностей детей и составить программу по проблемной теме. Цель программы: развитие оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи:
Развивать зрительное восприятие.
Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления,
Руководство нашего ДОУ понимает и поддерживает выбранную мною тему, так как оптико-пространственные нарушения в настоящее время встречается все чаще и чаще и у детей без патологии речи. Разработанные мною методы приемлемы для всех детей дошкольного возраста, так как развивают зрительное внимание, восприятие, память, что позволяет в дальнейшем успешное обучение в общеобразовательных учреждениях.
Отработанная взаимосвязь между ребенком – педагогом – учителем-логопедом – узкими специалистами – родителями позволяет эффективное решение проблемы по предупреждению оптико-пространственных нарушений - это процесс «высокого качества».
Профилактику оптико-пространственный нарушений реализую через все виды деятельности, в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом, узкими специалистами и родителями.
Для просвещения родителей оформила стенд с информацией по данной теме, которую периодически обновляю. Групповые родительские собрания, досуги, консультации, общения по теме: «Развитие оптико-пространнственных представлений у детей с ОНР», позволяют родителям принимать активное участие в корреционно-обучающем процессе.
С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною, провожу систематическое диагностирование детей. Это позволяет мне увидеть положительную динамику, своевременно предупредить оптико-пространственные нарушения, отследить слабые стороны.
Благодаря тщательной проработанности инновации в методике действий и их последовательность, я неоднократно выступила на педсоветах, на школе педмастерства с докладами на тему: «Предупреждение отико-пространственных нарушений у детей дошкольного возраста»; «Инновационные методы и приемы по развитию оптико-пространственных представлений»; «Оптические нарушения у детей дошкольного возраста», обобщала свой опыт по проблемной теме внутри нашего ДОУ. Виден положительный результат по усвоению программных задач детьми, отработан системный подход к ребенку, повысилось педмастерство специалистов работающих с детьми моей группы, повысились знания родителей по проблемной теме. Учитывая актуальность темы систематизированный и отобранный мною материал по развитию оптико-пространнственных представлений может успешно применяться в логопедических группах не только нашего ДОУ, но и в других дошкольных учреждений.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее, чтобы музыка радовало его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а при необходимости развивать. И тогда дальше они будут нас радовать, удивлять, восхищать.
До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. И мы не должны пропустить его. Как сказал В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?».
Комментарии
Такое заключение в дошкольном
Такое заключение в дошкольном возрасте некорректно. Оптико-пространственная дисграфия и дислексия ставится только в школьном возрасте, да и то во 2-3 классе. В дошкольном возрасте можно говорить только о профилактике дисграфии и дислексии. Людмила Владимировна, переименуйте статью. Тема действительно актуальная, но хотелось бы увидеть практический материал, которым Вы систематизировали.
Здравствуйте Наталья
Здравствуйте Наталья Викторовна! Спасибо за Ваш комментарий. Вы правы, в ДОУ ведется профилактика.
По возможности представлю и материал.
Здравствуйте Наталья
Здравствуйте Наталья Викторовна! Спасибо за Ваш комментарий. Вы правы, в ДОУ ведется профилактика.
По возможности представлю и материал.