Практическое использование учителем – логопедом сказкотерапии и музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Петрухина Олеся Алексеевна

 

           /Практическое использование учителем – логопедом сказкотерапии и музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

В нашем детском саду обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Среди них основную категорию составляют воспитанники с тяжелыми речевыми нарушениями. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается несформированность всех психических процессов; недоразвитие мелкой и общей моторики; нестабильность психоэмоциональной сферы. Для эффективного коррекционно – развивающего процесса необходимо применять не только традиционные педагогические технологии, но и инновационные методы и методики. В своей логопедической практике я часто использую такие методы нетрадиционного воздействия, как сказкотерапия и музыкотерапия. Сказкотерапия относится к инновационным методикам здоровьесберегающих технологий. Мои воспитанники отличаются от своих сверстников тем, что они на коррекционных занятиях, как на фронтальных, так и на индивидуальных, часто отвлекаются, быстро утомляются. Дети с затруднением осуществляют пересказ и имеют затруднения при составлении описательного рассказа. Им тяжело выделить главную мысль и установить логическую последовательность между событиями. Так же, возникают сложности при передачи эмоционального настроения персонажей. Я долго думала, что поможет детям снять ограничение в их высказываниях, поможет им эмоционально раскрепоститься. Мною был выбран метод сказкотерапии. Ведь именно этот метод решает ряд следующих задач по следующим направлениям: Коррекционно-образовательная задача: Развивать и совершенствовать все речевые компоненты: - фонематическое восприятие; - работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; - совершенствование слоговой структуры слова; - уточнение структуры предложения; - совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.) Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, чувства патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие высших психических процессов (мышления, памяти, внимания. воображения,); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, пальчиковом театре. Так же, изучив специальную литературу, я сделала вывод, что использование элементов сказкотерапии в логопедической практике позволит: - снизить уровень тревожности, агрессивности у детей с ОВЗ; - создать коммуникативную направленность речевых высказываний воспитанников. - создать благоприятный эмоциональный фон при взаимодействии среди воспитанников и при взаимодействии воспитанников с учителем – логопедом, воспитателем. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинноследственные взаимосвязи, делать выводы В коррекционно – развивающей работе включение элементов сказкотерапии планируется по этапам: 1 этап. Формирование предпосылок к восприятию сказки. Показ и обыгрывание коротких сюжетов с речевым сопровождением. 2 этап. Обучение восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочерёдным появлением персонажей. Показ театрализованной сказки с использованием различных видов кукольного театра. 3 этап. Обучение запоминанию сюжета сказки. Показ-рассказ сказки с использованием плоскостных, предметных изображений на фланелеграфе. 4 этап. Обучение слушанию и пониманию текста сказки. Чтение сказки с показом иллюстраций, театрализация элементов сказки. 5 этап. Драматизация сказок совместно с учителем – логопедом, воспитателем. Постепенное включение детей в драматизацию со сменой ролей. Как правило, данная поэтапность соблюдается в рамках реализации педагогического проекта по выбранной лексической теме и проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями группы, другими специалистами ДОУ. На логопедических занятиях стараюсь включать элементы сказкотерапии для решения заранее созданных проблемных ситуаций. Такие занятий вызывают особенный интерес у детей. Ребенок не просто произносит длительно звук «Ш», а помогает утешить бабушку и дедушку в сказке «Курочка Ряба». При дифференциации звуков «Ш» и «Ж», хорошо подойдет проговаривание, кто за кого держался в сказке «Репка»: Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабушку, Бабушка за дедушку, Дедушка за репушку. Все это сопровождается сменой различных эмоций, интонационной окраской голоса. Тем самым, идёт отработка речевых умений и решается ряд поведенческих проблем. Например, сказка «Репка» – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. При активном участии в сказке, где дети выступают её персонажами, не обойтись без включения элементов музыкотерапии. Цель логопедических занятий с использованием музыки — создание поло-жительного эмоционального фона, реабилитация, стимуля¬ция двигательной функции, развитие и коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, растормаживание и активизация рече¬вой функции. В своей работе я использую такие элементы музыкотерапии, как логоритмика. Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. На своих занятиях максимально включаю все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, игры-драматизации. Рассмотрим структуру логопедического занятия с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики. 1. Вводная часть. Приветствие детей. Присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла» 2. Основная часть Ознакомление с художественным произведением (сказкой). Обсуждение сказки. Пересказ. Создание проблемной ситуации. Драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств). 3. Заключительная часть. Подведение итогов. Выхода из сказки: «Мы берём с собой всё важное, оставляя всё плохое». В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие и совершенствование связной речи. У старших дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неправильное звукопроизношение слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Развитие связной речи проводится по периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества. Считаю, что использование элементов сказкотерапии и логоритмики позволят сделать коррекционно – развивающую работу оптимально насыщенной и эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическое использование учителем – логопедом сказкотерапии и музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ Учитель – логопед Петрухина О.А.

Слайд 2

сказка Это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы.

Слайд 3

сказкотерапия психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем, для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Слайд 4

з адачи Коррекционно-образовательные задачи Коррекционно-воспитательные задачи Коррекционно-развивающие задачи

Слайд 5

Используя метод сказкотерапии, необходимо учитывать следующие особенности: Логопедическое заключение; Неврологическая симптоматика, в том числе СДВГ; Недостаточное развитие неречевых психических функций : – слухового внимания и памяти; – недостаточное стремление к познавательному общению со взрослым; – быстрая истощаемость произвольного внимания; – низкая работоспособность. специфика возраста: – высокая эмоциональность; – непосредственность; – повышенная возбудимость.

Слайд 6

При выборе художественного произведения используются хорошо знакомые детям сказки. Сюжет должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик у детей.

Слайд 7

музыкотерапия Б лаготворно влияет на общее эмоциональное состояние детей, повышает эмоциональный статус воспитанников с ОВЗ.

Слайд 8

Условия эффективности использования элементов музыкотерапии Созданы благоприятные условия для занятия; Подобраны специальные музыкальные произведения; Задействованы все органы чувств у детей; Продуманы методические приемы: упражнения, игры, задания; Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Слайд 9

логоритмика Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии , средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова.

Слайд 10

средства логоритмики Упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, игры-драматизации .

Слайд 11

структура логопедического занятия с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики 1. Вводная часть. Приветствие детей. Присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла» 2. Основная часть Ознакомление с художественным произведением (сказкой ). Обсуждение сказки. Пересказ . Создание проблемной ситуации. Драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств). 3 . Заключительная часть. Подведение итогов. Выхода из сказки: «Мы берём с собой всё важное, оставляя всё плохое».

Слайд 12

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!