Активизация взаимоотношений старшего воспитателя, педагога и узких специалистов к совместной практике в условиях ФГТ

Гаврилуца Ирина Романовна

Применение старшим воспитателем активных методов в общении с педагогическим коллективом, так как они позволяют наилучшим образом пробуждать потенциал педагогов. Благодаря применению активных методов педагоги оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_vzaimootnosheniy_statya_2012_v_ko.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ, ПЕДАГОГА И УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОВМЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ФГТ.

Старший воспитатель

Гаврилуца И. Р.

        Одним необходимым и важным условием реализации ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях является психолого-педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом, работа в педагогическом коллективе рассматривается как особая совместная деятельность в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, педагога – воспитателя, узких специалистов в ходе которой все специалисты, педагоги реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения в условиях ФГТ.

Применение старшим воспитателем активных методов в общении с педагогическим коллективом уменьшает давление шаблонов и стереотипов. Поэтому старший воспитатель обязан разработать и внедрить в практику взаимоотношений методические советы по использованию методов активизации и развития педагогической рефлексии, так как они позволяют наилучшим образом пробуждать потенциал педагогов. Благодаря применению активных методов педагоги оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, т.к. начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. Активные методы предоставляют коллективу возможность вместе эмоционально проживать как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательно - образовательных мер, помогают формировать навыки рефлексии личного опыта и выходу за пределы своих стереотипов на интеграцию новых действий, переживаний, мыслей, искренний и живой контакт с ребенком.

Популярные методы активизации, которые необходимо использовать в в совместной практике взаимоотношений в условиях ФГТ: взаимопросмотры, тренинги, видеоигры, круглые столы, деловые игры, информационную службу, организационно – педагогические консультации, индивидуальные беседы, дискуссионные (эвристические) встречи, каталог вопросов – ответов, обсуждение разных точек зрения, апелляция к авторитетному мнению из литературного источника, открытые просмотры детской деятельности, анализ результатов детского творчества (рисунки, высказывания и пр.), просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов. Их применение направлено не только на повышение педагогической эрудиции, но позволяет стимулировать педагогов к самопознанию и самопроявлению, т.к. побуждают сопоставить противоположные и взаимные позиции, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития. Данные методы способствуют в основном развитию вербального проявления рефлексии, когда участники педагогических встреч проговаривают увиденное и осмысленное, анализируют услышанное.

Активизация отношений и повышение востребованности взаимоотношений, для достижения наибольшей эффективности в помощи ребенку включает профилактические аспекты, обеспечивающие нормальный  уровень интеллектуального и психического развития ребенка и строится с учетом ведущих линий развития, обеспечивает интеграцию всех областей посредством оптимальной поддержки дошкольным учреждением в условиях ФГТ. Совместная практика в условиях ФГТ необходима при планировании образовательной программы, годового плана, перспективном планировании непосредственно образовательной деятельности, психолого – педагогическом сопровождении, коррекционной и консультативной практике, развивающей и коррекционной работе. Основная идея, определяющая содержание активных взаимоотношений педагогов и узких специалистов – комплексность по преодолению трудностей в развитии.

За всем педагогическим коллективом закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые  определяют формы и методы их взаимодействия друг с другом и решают проблему организации взаимодействия по созданию условий для личностно – ориентированного развития ребенка. Только в тесном активном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности ребенка, социализация и адаптация их в обществе. Именно такое взаимодействие рассматривается как условие развития детского сада.

Условия взаимоотношений предполагают:

-        дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность  работы в условиях детского сада;

- снятие противоречий в модели взаимодействия;

- осуществление взаимосвязи и интеграции всех звеньев в работе детского сада;

- систематичность, непрерывность в организации взаимоотношений между специалистами и педагогом;

- оптимальное сочетание теоретических и практических форм работы оценка эффективности педагогического труда и всех узких специалистов по конечному результату (мониторинг), своевременная поддержка ребенка, активность в защите интересов детей и оказании им помощи;

- стремление к сотрудничеству.

Взаимоотношения должны иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.   Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов в детском саду должны быть выработаны основные задачи, которые включают в себя:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя,   инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.). Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

4. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематическая и интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Данная непосредственно образовательная деятельность является итогом всей совместной педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив.