"Образовательные технологии в ДОУ"
ДОКЛАД «ЗНАКОМСТВО С
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ»
(ПО КНИГЕ Г.К.СЕЛЕВКО «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»)
В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации, демократизации, развитии, вариативности, которые дают педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающий региональные и местные условия. Процесс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.
Появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
Системы образования наиболее развитых стран мира в последние 10-20 лет перешли к новому этапу, который характеризуется изменением:
- отношения к « знаниям, умениям, навыкам» как к приоритетной цели образования; это место начинают занимать ценности мышления, творчества, компетентности личности;
- традиционных подходов к его содержанию – переход к сообразному с современным уровнем развития общества компетентностному подходу;
- иерархии целей образования: интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет преподносящий;
- образовательных ценностей и смыслов: не « вы должны выучить и воспроизвести….», а «мы поможем вам овладеть и применить…»;
- характера педагогических отношений: авторитаризм уступает место сотрудничеству, вдалбливание знаний «сверху» - партнерству в познании и деятельности.
Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новое отношения, новое поведение.
Формируется новый педагогический менталитет:
*Формула « образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь».
*Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией.
*методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
* информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватывают всё большее образовательное пространство.
* Личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса.
* В воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности, становление нравственного облика выпускника.
* Происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума.
*Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий , адекватных уровню общественного развития.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой;
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственным действий, к компетентностным характеристикам личности;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным, профильным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;
- от дисциплинарно-знаниевой и принудительно-нормативной доминанты образования к доминанте саморазвития, самостроительства и самосовершенствования ребенка.
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одно из средств решения этой проблемы – технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.
Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных и духовных ценностей.
ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – воспитание»
Н.К.Крупская
В настоящее время российская педагогическая общественность переживает период осознания самоценности детства. Система дошкольного образования имеет большое разнообразие (вариативность) программ.
Они могут быть базовыми, региональными, авторскими, комплексными, парциальными. На уровне учреждений и программ существует большое разнообразие технологий, однако можно выделить две альтернативные технологические модели: преобладающая в практике традиционная (учебно-дисциплинарная) и обобщенная прогрессивная модель.
Современные авторские программы дошкольного воспитания:
- Программа «Радуга» /Т.Н.Дронова, Москва/
- Программа «Развитие» /Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко, Москва/
- Программа « Истоки» /Л.А.Парамонова, Москва/
- Программа « Я вхожу в мир сам»/Г.К.Селевко, Ярославль/и др.
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ
Работа с трудными является пробным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива.
В.Мясищев
- Монтессори-педагогика
- Кэмпхиллское движение
- Система Глена Домана
- Лечебная педагогика А.А.Дубровского
- Включённое (интегрированное) образование (распространено в Европе)
Педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию новой педагогической технологии.
Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем.
Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по-новому организовать весь учебно-воспитательный процесс, что связано в свою очередь с новым уровнем технологической компетентности, позволяющим применять весь арсенал образовательных технологий.