безопасность детей дошкольного возраста

Щербинина Ирина Владимировна

 

Учитель – профессионал

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания»

 

 

Аннотация

   Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста – приоритетная задача  каждого педагога как профессионала своего дела. Очень важно не просто обеспечить безопасность ребёнка, но и научить его безопасному поведению, бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих.

   В данном докладе представлен опыт работы по формированию навыков безопасного поведения  у детей старшего дошкольного возраста. Предпринята попытка  добиться высоких результатов работы посредством комплекса методов и форм, направленных на обеспечение безопасности детей в различных жизненных ситуациях.

  Педагогом создан учебно – дидактический комплекс, включающий в себя: модульные занятия, ситуации – провокации, личностно-ориентированные, мультимедийные технологии, деловые игры, метод проектов. Совместно с родителями создан и действует детско – родительский клуб «Берегиня».

В настоящее время данная работа особо актуальна и востребована, так как нет ничего ценнее и дороже, чем жизнь наших с вами детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который, радуются люди»

                                               (Св. Иоанн Златоуст).

 

        Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность! А это значит, что каждый будет думать по – своему и к каждому нужен свой индивидуальный подход. Каждый ребёнок – это Человек, находящийся в процессе становления, у него мало опыта и не хватает мудрости, чтобы самостоятельно идти по жизни.

         Именно поэтому мы, родители и воспитатели, должны помогать им, должны поддерживать их в самом начале жизненного пути. В первую очередь от нас требуется любовь и понимание, это самое главное, что мы должны дать нашим детям.

Я уверенна воспитание – это понимание и общение.

Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. «Говорят, что, в первые шесть лет, ребенок приобретает треть того опыта, что он приобретает за всю жизнь. Это неверно: неизмеримо больше!» (М. Волошин)

Сегодня я хочу познакомить вас с личным опытом по проблеме развития у детей, как самых маленьких граждан нашей страны, навыков безопасного поведения, начиная с детского сада. Ведь всё что мы заложим детям в детском возрасте, станет фундаментом для дальнейшего их поведения, жизненного опыта, в части обеспечения своей безопасности и безопасности окружающих их людей.

Данная работа строиться на уважении интересов и потребностей детей. Стараясь не подавлять природу ребенка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие каждого ребенка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, а не подгонять его под некий стандарт. Цивилизованное общество – это сообщество людей с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравствен­ной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, потому что необходима интеграция всех отраслей человечес­кого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую. Используя двухлетний собственный опыт  работы в детском саду в, изучая литературу, связанную с данной проблемой прихожу к выводу, что особенно нуждаются в специальной помощи в этом направлении – воспитанники старшей и подготовительных групп.

       В связи с этим моя работа была   посвящена проблеме   формирования основ  безопасности у детей  дошкольного  возраста.    Необходимость   решения   данной   проблемы   определила   цель моего исследования:

 Повышение эффективности работы по формированию навыка безопасного   поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

2. Выявить степень сформированности навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить эффективные пути формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через создание технологии  формирования навыков безопасного поведения  у детей на основе  интегративных связей (взаимодействие  воспитателя, родителей).

4. Внедрить в образовательный процесс занятий на модульной основе, как эффективное средство формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

5. Осуществлять  работу по формированию у детей навыков безопасного поведения на основе ведущего вида деятельности дошкольника – игры, а также решения проблемных ситуаций.

Поведение человека в опасной ситуации зави­сит от того, выделяет ли он источники опасности в окружающей среде, может ли правильно оценить опасную ситуацию и избежать или при необходимости выйти из нее.

Состояние здоровья ребенка является одним из существенных факторов, влияющих на его безопасное поведение.

Эмоциональная нестабильность, импульсивность дошкольни­ков влекут за собой повышенную двигательную активность, избы­ток побуждений, отвлекаемость и увеличивают риск несчастий с ними. Данный фактор необходимо учитывать при работе с детьми дошкольного возраста.

Ученые отмечают, что именно знание правил безопасности, овладение умениями и навыками выполнения безопасных опера­ций, т.е. опыт безопасного поведения, позволяет предвидеть опас­ность, по возможности избегать ее, при необходимости — дей­ствовать.

В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они призваны помочь вос­питателю решить большой и сложный круг проблем, поставлен­ных перед дошкольным образованием, в частности проблему вос­питания безопасного поведения детей.

Основным ориентиром в подборе содержания и направления развития детей именно детей старшего возраста, стало учёт у них уже имеющиеся небольшого жизненного опыта,  представлений, по которым можно провести специальное обучение  и выбрать методику занятия, игры, чтение, беседа, мультфильм.

Понятие безопасный стиль жизни включает в себя два компонента:

1. Знание разных правил безопасности.

2. Умение применять правила в различных жизненных ситуациях.

Правила личной безопасности, с которыми начинаем знакомить детей, условно делятся на две группы:

Правила, которые необходимо знать всем детям.

    2. Правила, которые определяются особенностями местности. Где проживают дети (город, село и т.п.).

         К первой группе правил относятся следующие.

I.        Если ребенок потерялся или заблу­дился. Чтобы помочь себе, он должен:

- уметь обращаться за помощью к взрослым,

- знать и называть свое имя и фамилию,

- знать и называть свой возраст, а ближе к шести годам — дату рождения,

- знать и называть свой полный домашний адрес (край, область, город (поселок), улица, дом, квартира),

- знать, называть, уметь записывать номер своего домаш­него телефона (номер телефона близких родственников).

II.      Огонь — стихия, с которой человек обязан считать­ся, которую должен уважать и которой должен даже опа­саться. Огонь — это источник жизни, тепла, но при непра­вильном, неразумном использовании он становится источни­ком опасности. Дети должны знать следующие пра­вила безопасности:

- нельзя играть со спичками и вообще с огнем,

- нельзя трогать газовые краны (у плиты), керосиновые лампы, спички,

- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы, если увидишь где-нибудь пожар, беги и зови взрослых, если пожар возник по твоей вине, то самый разумный и правильный выход — это немедленно покинуть помещение (а не прятаться) и позвать на помощь,

- телефон пожарной охраны — 01.

III.     Природа — основа нашей жизни. Но беспечных, беззаботных она наказывает. Детям следует знать следую­щие правила:

- не бросайся камнями и твердыми снежками,

- во время таяния снега не ходи около высоких домов, откуда  в любой  момент  могут упасть сосульки,  пласты снега,

- не дразни животных,

- не рви и не бери в рот плоды тех растений, которые тебе неизвестны,

- не лезь в водоем, если не видишь, что там мелко, если намок, немедленно переоденься и переобуйся.

IV.     Правила для пешеходов. Эти правила долж­ны знать все, в том числе и те, кто живет вдали от больших магистралей и шумных дорог. Так или иначе, рано или позд­но, все мы обязательно оказываемся в роли пешеходов. Без знания ребенком элементарных правил дорожного движе­ния его жизнь будет подвергаться серьезным опасностям.

      Чтобы избежать последних, ребёнок уже в шесть лет должен знать следующие правила:

- переходить улицу можно только на зеленый свет свето­фора,

- переходить улицу нужно только в местах, предназначен­ных для перехода («зебра», подземный переход, пешеходный светофор),

- если начал переходить улицу, посмотри влево, дойди до середины, посмотри вправо (маленьким детям достаточно сказать, чтобы они смотрели во все стороны и переходили улицу только в том случае, если нет никакого движущегося транспорта),

- в загородной местности на шоссе ходи только по обочине и только в сопровождении взрослого, на улице — только по тротуару.

Другая группа правил личной безопасности связана с особенностями местожительства детей. Особенности можно рассматривать в широком смысле: типичные особенности города и в узком: особенности конкретной местно­сти — улицы, двора.

В реализации образовательного процесса использовались следующие технологии и методы обучения: личностно-ориентированные, мультимедийные технологии, деловые игры, метод проектов. Все эти технологии направлены для того, чтобы научить воспитанников логически мыслить, рассуждать, анализировать свои действия, повышать интерес; систематизировать полученные теоретические знания и получать практический опыт.

Был разработан план мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма и план мероприятий по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.

 

                  
  Горизонтальный свиток: Методы работы с детьми
   Вертикальный свиток: Худ. литература
 Вертикальный свиток: Наблюдения
  image  image
 
   image image image
 
 
 
 
  image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·        Занятия на модульной основе.

Эти занятия объединены между собой на основе сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет «вывести из подполья» так называемую предварительную работу педагога. «Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.

Модуль имеет начало («завяз­ку»), основную часть и завершение — заключительное итоговое занятие.

Самое главное то, что деятельность детей приобретает целесообразность, они усваи­вают знания не потому, что так запланировал педагог, а по­тому что эти знания совершенно реально понадобятся им се­годня или в ближайшем будущем.

·        Введение в игровую деятельность игровых обучающих ситуаций, а также провокационных ситуаций

При организации сюжетно - ролевой игры использовались игровые обучающие ситуации, которые наиболее приемлемы в процессе ознакомления детей с правилами безопасного поведения. Такие игры как «Пожарные», «Спасатели», «Экскурсия по городу» и т.д. знакомят с различными чрезвычайными ситуациями и действиями при возникновении их. Считаю, что игры способствует прямому обучению детей и передаче им знаний. Дети, принявшие на себя роли пожарных, спасателей, милиционеров, инспекторов ГИБДД, врачей и другие роли обогащают свой чувственный и жизненный опыт, всту­пают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Подвижные игры, эстафеты помогают детям освоить элементарные правила безопасности: «Дружно тушим», игра с огнетушителями и т.д.

         Экскурсии, наблюдения помогают расширить знания детей об окружающей действительности, учат предвидеть опасности и уточняют знания правил поведения.

Проблемные ситуации и ситуации -  провокации использовались  для развития умений анализировать, делать выводы и находить правильное их решение, а для того, чтобы вникнуть в суть проблемы, предлагалось детям обыграть их.

·        Обогащение представлений детей о безопасном поведении через ознакомление с художественной литературой.

Для того чтобы помочь детям  увидеть реализацию кон­кретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, я  использую специально по­добранные произведения художественной литературы: М.И.Чистякова «Пожар», Е.Тамбовцева «Находчивый Дима», А. Дмоховский «Чудесный островок» и др

 Литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками по оз­накомлению с правилами безопасного поведения на основе про­изведений художественной литературы мною  используются та­кие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к опреде­ленной опасной ситуации; анализ произведения с целью самосто­ятельного выделения детьми мер предосторожности.

Для того чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, мы заучиваем зарифмованные правила, например:

Если дома появился сильный дым,                                              

Ты не прячься, позвони по 01.   и т.п.

Восприятие рифмованных правил вызы­вает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что они легко запоминают их, употребляют в разговорах.

·        Взаимосвязь с родителями.

Работа по формированию навыков безопасного поведения у детей осуществлялась в тесном взаимодействии с родителями.

Мы должны помнить, что в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка. Здесь нам следует заручиться поддержкой родителей, которым мы объясняем,  что для полноценного, осмыс­ленного, действенного усвоения правил безопасности ре­бенок должен не просто их выучить, но и видеть, как они действуют в реальной жизни. В условиях детского сада существует прямая угроза, что многие необходимые и доступные детям правила безопасности останутся на уровне знаний, на уровне теории. Это вызвано спецификой дошкольных учреждений. Например, детям трудно осоз­нать правила пользования газовой или электрической пли­той, если в помещении группы таковой нет. Но у каждого она есть дома. И таких примеров можно привести вели­кое множество.

Эффективность работы улучшились результаты в плане сформированности  компонентов безопасного поведения детей: знание правил дорожного движения, знание опасных предметов, умение найти выход из опасной ситуации, умение предвидеть последствия опасности.

Это стало возможным благодаря тому, что работа проводится по намеченному плану, использовании комплексных модульных занятий, реализации в различных видах деятельности при помощи разных методов и приёмов. Созданная развивающая среда даёт возможность формировать знания о различных правилах безопасности в окружающей действительности раскрыть разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять их.

Мы пришли к  выводу, что воспитание безопасного поведения является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания форм, методов и приёмов педагогического действия. Формирование правил поведения протекает в процессе всей многогранной деятельности детей в играх, на занятии, в процессе беседы, при чтении художественной литературы, рассматривание ситуаций, в работе с родителями.

В перспективе планируем продолжать работу в данном направлении, давать знания и умения безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Продолжать повышать заинтересованность родителей посредством организации различных форм сотрудничества.

Следует помнить! Безопасность ребёнка начинается с нас, взрослых.

В ходе планомерной и целенаправленной работы со старшими дошкольниками при использовании всех средств системы воздействия: ситуации и ситуации -  провокации,  рифмованных правил, игровых обучающих ситуаций, занятия на модульной основе, дидактических игр, подвижных игр, экскурсий, взаимодействия с городскими службами, с родителями, возможно осуществлять эффективно-результативную  работу по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников. Данная работа позволила рассмотреть выделенную проблему не только с теоретической точки зрения, но и в практической работе доказала действенность и эффективность  системы формирования у дошкольников навыков безопасного поведения, - всё это при условии, что работа проводится в системе, соблюдая принципы воздействия.

В дальнейшем, приоритетной задачей является обеспечение безболезненного и естественного перехода детей в страну «Школа»; обеспечение  успешной адаптации  к условиям жизни в социуме.

 

   Сложна и многообразна работа педагога, но она приносит мне, как педагогу, радость от постоянного общения с детьми. Каждое утро, приходя в свой детский сад, меня встречают десятки детских глаз, таких искренних и доверчивых. Я выбрала свой путь. Это путь от своего сердца к сердцу детей, их родителей, к лучшему будущему. Буду прилагать все усилия для того, что бы  вырастить маленьких граждан нашей большой страны, которые смогут обеспечить не только свою безопасность, но и безопасность окружающих их людей.

   Я счастлива, потому что отдаю тепло своей души детям и при этом становлюсь богаче. Вместе с детьми я вновь и вновь  познаю мир, вижу результаты своего труда. Даже самый небольшой успех в работе с детьми порождает во мне уверенность в собственных силах, интерес к профессии, желание работать.

 

 

 

Литература.

 

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учеб­ное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2.Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дош­кольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвеще­ние, 1992.

3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 2006.

4.Загорский Ф.Н. Краткие очерки из истории техники безопас­ности в России. - Л.: ЛИОТ, 1955.

5.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. — М., 1986.

6.Котик М.А. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 1989.

7.КлочановН.И. Дорога, ребёнок, безопасность. Методическое пособие по ПДД. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004.

8.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Про­свещение, 1972.

9.Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы прак­тического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. С. 123-160.

10.Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

11.Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для ро­дителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Советс­кий спорт, 1999.

12.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных си­туациях. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1992.

13.Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Про­свещение, 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Интересный материал