Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в разных видах деятельности детей.
Ухудшение здоровья детей долгое время рассматривалось как следствие неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что не менее значимо отрицательное влияние на здоровье и педагогических факторов. К ним относятся постоянное увеличение объема и темпа нагрузки, преждевременное начало обучения, несоответствие программ возрастным особенностям детей, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
К сожалению, в детских садах встречается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников ДОУ. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учета возможностей дошкольников. Подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в режиме дня: сокращению прогулки, дневного сна, свободного времени, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья.
Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны. Поэтому должны быть обеспечены педагогические условия, разработаны теоретико-методологические и организационно-методические подходы, позволяющие компенсировать негативное влияние повышенных и интеллектуальных нагрузок.
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего, то, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
Интеграция — одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования.
Понятие «интеграция» ученые определяют как:
- процесс и результат создания неразрывно связанного (Н.С. Антонов, М.С. Асимов, А.С. Белкин, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев);
- состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также как сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию (Н.К. Чапаев);
- объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания (И.Д.Зверев). В более поздней работе в соавторстве с В.Н. Максимовой интеграция характеризуется или как процесс и результат создания непрерывно связанного.
Это, как, считают ученые, позволит:
- рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства (Ю. Лотмам);
- уметь переносить знания с одного вида деятельности на другой;
- учить переносить одну информацию на другую;
- находить общее и индивидуальное в рассматривании предметов, явлений, действий.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин. Так окружающий мир познается детьми в многообразии и единстве, а разделы дошкольной образовательной программы направлены зачастую на изучение отдельных явлений. Использование интегрированного подхода на занятия: развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна, с использованием различных видов деятельности, что повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, занятий физическими упражнениями. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в нашем ДОУ, позволяющего сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности детей, является интегрированные занятия. Их цель, формировать целостные представления об изучаемом явлении, событии, процессе путем интеграции различных видов детской деятельности. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет обрисовать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Согласно принципу интеграции, физическое воспитание детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных занятий и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические (с элементами движения) и подвижные (с элементами развития речи, математики, конструирования) игры. Например, на занятиях по изодеятельности проводится физкультминутка, «Туристический поход» дающая возможность расслабиться пальцам рук, а во время занятий по математике подвижная игра со счетом «Раз, два, три, четыре, пять», позволяющая снять умственное напряжение и произвести смену действий.
Целенаправленно организуя образовательный процесс, добиваемся оптимальной двигательной активности во всех видах деятельности. Например, во время индивидуальной работы ребенку дается задание, не только ответить на поставленный вопрос, но и выполнить действие (передать мяч), или во время физкультурного занятия дается задание посчитать количество предметов, но в качестве ответа совершить такое же количество движений (прыжков). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует успешному решению образовательных задач.
В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию мы решаем несколько образовательных задач из других образовательных областей программы «От рождения до школы под ред. Вераксы.
- Так через подвижные игры, спортивные упражнения при обучении используем инвентарь, тем самым формируем навыки безопасного владения им. Тем самым идет взаимопроникновение и реализация программы по разделу «Безопасность».
Физкультурно-оздоровительная деятельность гармонично интегрируется в разные виды детской деятельности, которая проходит и через другие разделы программы. Например:
- создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
♦ участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
- активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
- проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье»);
- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателей, оформление помещения; использование на занятиях физической культурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
♦ ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Интеграция физкультурных и музыкальных занятий позволяет нам создать положительный эмоциональный фон, дети лучше запоминали движения, и старались выразительно передать их характер. (В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов и т.д.)
Интегрируя физкультурно-оздоровительную работу с изобразительной деятельностью, мы сформировали у детей умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы и явления. Так научивши детей определять что изображено на переднем плане и на заднем на занятиях по изодеятельности, дети легко могут справляться с перестроением во время физкультурного занятия, где нужно стать на передний план или оставаться на заднем. Дети в большей мере овладели связной речью, обогатили свой словарный запас, и наилучшим образом произошло сенсорное развитие. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Дошкольники быстрее развиваются физически, поскольку изобразительная деятельность требует активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
♦ Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре. потребовало от детей необходимость сравнивать предметы по величине, форме, определять правую и левую сторону, распознавать и называть геометрические фигуры, цифры, времена года, части суток, выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Так, к примеру, во время обучения владению мячом детям пришлось считать количество отбиваний мяча о пол, что способствовало формированию количественного счета. Во время обучения прыжкам, дети столкнулись с таким заданием как «Прыгни на два раза меньше, чем дней недели», а это так же способствует формированию количественных представлений.
Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, во время занятий на воздухе, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропе, а затем использоваться общепринятые физические упражнения. Но могут, физические упражнения предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропе «Здоровье» в детский сад.
Например: в подготовительной части проводятся физические упражнения (например. ходьба в сочетании с бегом); в основной — природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми; занятие завершается бегом (или наблюдениями) в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.
В своей работе мы столкнулись с определенными трудностями при проведении интегрированных занятий.
- Сложность отбора учебного материала.
- Подробное структурирование занятия.
- Проблема личной совместимости педагогов.
- Общий подход к оценке знаний и умений детей.
- Согласованное применение одинаковых терминов и понятий
В течение учебного года в средней, старшей и подготовительной к школе группах, как правило, одно из занятие по физическому воспитанию в сетке занятий как интегрированное.
Анализ данных хронометрирования показал, что моторная плотность интегрированных занятий по физкультуре составляла 68—83% в зависимости от задач и типа занятия.
Данные пульсометрии показали, что при проведении интегрированных физкультурных занятий нагрузка во всех его частях соответствовала возможностям детей и общепринятым рекомендациям. Средний уровень ЧСС во время занятия составлял 130— 140 уд./мин.
Работая по данной теме второй год, я пришла к некоторым выводам:
- Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
- У детей формируется познавательный интерес, а занятия дают высокую результативность.
- Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс.
- Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
- Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
- Интеграция помотает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы М., 2011 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред М.А.Васильевой М. Просвещение, Изд. 4-е, испр., доп. 2006 г.
- Дошкольное воспитание. 1999 г. № 7 2001 г. № 7, 2002 г. №5
- Ребенок в детском саду. 2002 № 3, 2003 № 1.
- Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. М., 2008 г.
- Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду в контексте новых федеральных требований/ Под ред. Н.В. Микляевой М., 2011 г.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И. Ю., Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе. М., Ставрополь, 2001 г.
Комментарии
Очень полезный материал,
Очень полезный материал, спасибо