Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в разных видах деятельности детей.

Шумилова Вера Ивановна

Ухудшение здоровья детей долгое время рассматривалось как следствие неблагоприятно­го воздействия социально-эко­номических, экологических и ряда других факторов. Иссле­дования Института возрастной физиологии РАО показывают, что не менее значимо отрица­тельное влияние на здоровье и педагогических факторов. К ним относятся постоянное увеличение объема и темпа на­грузки, преждевременное нача­ло обучения, несоответствие про­грамм возрастным особенностям детей, несоблюдение физиологи­ческих и гигиенических требо­ваний к организации учебного процесса.

К сожалению, в детских садах встречается негативная практи­ка неправомерного увеличения умственной и физической на­грузки воспитанников ДОУ. Особую озабоченность вызыва­ет превышение количества за­нятий в течение дня и их дли­тельности без учета возможно­стей дошкольников. Подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в режиме дня: сокращению прогулки, дневного сна, свобод­ного времени, что отрицательно сказывается на состоянии здо­ровья.

Современные требования жиз­ни таковы, что увеличение ин­формационной нагрузки и ус­ложнение образовательных про­грамм, предназначенных для детей дошкольного возраста, ве­роятно, неизбежны. Поэтому дол­жны быть обеспечены педагоги­ческие условия, разработаны те­оретико-методологические и организационно-методические подходы, позволяющие компен­сировать негативное влияние повышенных и интеллектуальных нагрузок.

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего, то, что связано между собой, дол­жно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и язы­ком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цель­ным.

Интеграция — одно из важ­нейших и перспективнейших методологических направлений современного образования.

Понятие «интеграция» уче­ные определяют как:

  • процесс и результат созда­ния неразрывно связанного (Н.С. Антонов,    М.С. Асимов, А.С. Белкин, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев);
  • состояние связанности (слия­ния) отдельных дифференци­рованных частей в единое це­лое, а также как сам педагогичес­кий процесс, ведущий к этому состоянию (Н.К. Чапаев);

- объединение нескольких учеб­ных предметов в один, в кото­ром научные понятия связа­ны общим смыслом и методами преподавания (И.Д.Зве­рев). В более поздней работе в соавторстве с В.Н. Макси­мовой интеграция характери­зуется или как процесс и резуль­тат создания непрерывно свя­занного.

Это, как, считают ученые, позволит:

  • рассматривать не отдельные, изолированные явления жиз­ни, а обширные единства (Ю. Лотмам);
  • уметь переносить знания с одного вида деятельности на другой;
  • учить переносить одну информацию на другую;
  • находить общее и индивиду­альное в рассматривании предметов, явлений, действий.

Актуальность интегрирован­ного подхода объясняется целым рядом причин. Так окружающий мир познается детьми в многообразии и един­стве, а разделы дошкольной об­разовательной программы на­правлены зачастую на изучение отдельных явлений. Использование интегрированного подхода на занятия: развивает потенциал воспитан­ников, побуждает к активному познанию окружающей дей­ствительности, осмыслению и нахождению причинно-след­ственных связей, развитию ло­гики, мышления, коммуникатив­ных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна, с ис­пользованием различных видов деятельности, что повышает познавательный интерес, разви­вает воображение, внимание, мышление, речь и память. За счет усиления межпред­метных связей высвобождается время для самостоятельной де­ятельности воспитанников, за­нятий физическими упражне­ниями. Интеграция дает возмож­ность для самореализации, са­мовыражения, творчества педа­гога, раскрытия его способнос­тей.

Одной из основных форм осу­ществления    интегративного подхода в нашем ДОУ, позволя­ющего сэкономить время для общения, прогулок, самостоя­тельного творчества и игровой деятельности детей, является  интегри­рованные занятия. Их цель, формировать целостные представления об изучае­мом явлении, событии, процес­се путем интеграции различных видов детской деятельности. На них объ­единяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из оп­ределенной темы. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Цело­стно-интегрированный подход к педагогическому процессу по­зволяет обрисовать будущим школьникам целостную карти­ну мира, сформировать у них си­стемные знания и обобщенные умения.

Согласно принципу интегра­ции, физическое воспитание детей осуществляется не только в процессе специфических физ­культурных занятий и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультми­нутки, дидактические (с элемен­тами движения) и подвижные (с элементами развития речи, математики, конструирования) игры. Например, на занятиях по изодеятельности проводится физкультминутка, «Туристический поход»  дающая возможность расслабиться  пальцам рук, а во время занятий по математике подвижная игра со счетом «Раз, два, три, четыре, пять»,  позволяющая снять умственное напряжение и произвести смену действий.

Целенаправленно организуя образовательный процесс, добиваемся оптимальной двигательной активности во всех видах деятельности. Например,  во время индивидуальной работы ребенку дается задание, не только ответить на поставленный вопрос, но и выполнить действие (передать мяч), или во время физкультурного занятия дается задание посчитать количество предметов, но в качестве ответа совершить такое же количество движений (прыжков). Такой подход не только стиму­лирует физическое развитие, но и способствует успешному ре­шению образовательных задач.

В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию мы решаем несколько образовательных задач из других образовательных областей программы «От рождения до школы под ред. Вераксы.

  • Так через подвижные игры, спортивные упражнения при обучении используем инвентарь, тем самым формируем навыки безопасного владения им. Тем самым идет взаимопроникновение и реализация программы по разделу «Безопасность».

Физкультурно-оздоровительная деятельность гармонично интегрируется в разные виды детской деятельности, которая проходит и через другие разделы программы. Например:

  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситу­аций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимо­выручки, выдержки и пр., побуж­дение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

♦   участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвен­таря и оборудования («Труд»);

  • активизация мышления де­тей (через самостоятельный вы­бор игры, оборудования, пере­счет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имита­ция движений животных, труда взрослых), построение конструк­ций для подвижных игр и уп­ражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение позна­вательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и название упражнений, поощре­ние речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физи­ческой культуры («Коммуника­ция», «Здоровье»);
  • игры и упражнения под тек­сты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкуль­турные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художе­ственной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателей, оформление по­мещения; использование на занятиях физической культурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флаж­ки, картинки, мишени для мета­ния), рисование мелом размет­ки для подвижных игр («Худо­жественное творчество»);

♦ ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музы­кальное сопровождение; разви­тие артистических способностей в подвижных играх имитацион­ного характера («Музыка»).

      Интеграция физкультурных и музыкальных занятий позволяет нам создать положительный эмоциональ­ный фон, дети лучше запоминали движения, и старались выразительно передать их характер. (В качестве музыкального оформления ис­пользуются фонограммы музы­кальных сказок, музыка из мультфильмов и т.д.)

Интегрируя физкультурно-оздоровительную работу с изобразительной деятельностью, мы сформировали у детей умение ана­лизировать, сравнивать и обоб­щать предметы и явления. Так научивши детей определять что изображено на переднем плане и на заднем на занятиях по изодеятельности, дети легко могут справляться с перестроением во время физкультурного занятия,  где нужно стать на передний план или оставаться на заднем. Дети в большей мере овладели связной речью, обогатили свой словарный запас, и наилучшим образом произошло сенсорное развитие. Дети учатся сосредотачиваться, дово­дить начатое дело до конца, пре­одолевать трудности и поддер­живать товарищей. Дошкольники быстрее развиваются физически, поскольку изобразительная дея­тельность требует активных дви­жений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

♦ Наполнение математичес­ким содержанием занятий по физкультуре. потребовало от детей необходимость сравнивать предметы по величине, форме, определять правую и левую сторону, распознавать и называть геометрические фигуры, цифры, времена года, ча­сти суток, выполнять упражне­ния не по образцу, а по устной инструкции. Так, к примеру, во время обучения владению мячом детям пришлось считать количество отбиваний мяча о пол, что способствовало формированию количественного счета. Во время обучения прыжкам, дети столкнулись с таким заданием как «Прыгни на два раза меньше, чем дней недели», а это так же способствует формированию количественных представлений.  

Интегрированные физкуль­турные занятия и занятия по экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физичес­кой активности с формировани­ем экологических знаний может быть различным. Так, во время занятий на воздухе, наблюдения за природны­ми явлениями, беседы о приро­де могут проводиться в подгото­вительной части занятия в соче­тании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропе, а затем использоваться общепри­нятые физические упражнения. Но могут, физические уп­ражнения предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропе «Здоровье» в детский сад.

Например: в подготовительной части проводятся физические уп­ражнения (например. ходьба в сочетании с бегом); в основной — природовед­ческие наблюдения в сочета­нии с тематическими упраж­нениями и подвижными иг­рами;  занятие завершается бегом (или наблюдениями) в соче­тании с ходьбой в умеренном темпе.

В своей работе мы столкнулись с определенными трудностями при проведении интегрированных занятий.

  • Сложность отбора учебно­го материала.
  • Подробное структурирова­ние занятия.
  • Проблема личной совмести­мости педагогов.
  • Общий подход к оценке зна­ний и умений детей.
  • Согласованное применение одинаковых терминов и понятий

В течение учебного года в средней, старшей и подготови­тельной к школе группах, как правило, одно из занятие по физи­ческому воспитанию в сетке занятий как интегрированное.

Анализ данных хронометри­рования показал, что моторная плотность интегрированных занятий по физкуль­туре составляла 68—83% в зави­симости от задач и типа заня­тия.

Данные пульсометрии показа­ли, что при проведении интегри­рованных физкультурных заня­тий нагрузка во всех его частях соответствовала возможностям детей и общепринятым рекомен­дациям. Средний уровень ЧСС во время занятия составлял 130— 140 уд./мин.

Работая по данной теме вто­рой год, я пришла к некоторым выводам:

  1. Занятия интегрированного характера способствуют форми­рованию целостной картины мира, так как предмет или явле­ние рассматривается с несколь­ких сторон: теоретической, прак­тической, прикладной.
  2. У детей формируется познавательный интерес, а занятия дают высокую результативность.
  3. Переход от одного вида де­ятельности к другому позволя­ет вовлечь каждого ребенка в активный процесс.
  4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впе­чатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотноше­ний.
  5. Такие занятия способству­ют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате обра­зуется детско-взрослое сообще­ство.
  6. Интеграция помотает сокра­тить количество занятий, осво­бодить время для игровой дея­тельности и прогулок, что спо­собствует укреплению здоровья детей.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы М., 2011 г.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред М.А.Васильевой  М. Просвещение, Изд. 4-е, испр., доп. 2006  г.
  3. Дошкольное воспитание. 1999 г. № 7 2001 г. № 7, 2002 г. №5
  4. Ребенок в детском саду. 2002 № 3, 2003 № 1.
  5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. М., 2008 г.
  6. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду в контексте новых федеральных требований/ Под ред. Н.В. Микляевой М., 2011 г.
  7. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И. Ю., Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе. М., Ставрополь, 2001 г.
 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Очень полезный материал, спасибо