Загадки для детей на разные звуки
Загадки – один из древнейших видов народного творчества. Загадка строится по принципу описания свойств предмета и описания его функций. И в древности и сейчас загадки проверяют нашу сообразительность (мышление) и кругозор.
В логопедической работе загадка позволяет быстро включить детей в занятие, привлечь их внимание, вызвать активный интерес. Поэтому логопед использует загадку в самом начале занятия. Иногда, получив отгадку-слово, сразу можно перейти к звуковому анализу этого слова, выделению звука, допустим, в начале слова, и дальше перейти собственно к теме урока.
Другой способ использования загадок – автоматизация звука в слове. Именно поэтому в этом разделе загадки подобраны по звуковому принципу – слова-отгадки начинаются на автоматизируемые звуки.
Кроме того, загадки хороши для развития словарного запаса ребенка, наполняет слово-понятие эмоциями, ассоциациями, включает слово в большое количество семантических полей, что позволяет проще актуализировать (выбирать) слово – это особенно актуально при ОНР.
Существует 2 основных способа предъявления загадок ребенку.
В первом случае мы сначала изучаем предметы, о которых в дальнейшем будет говориться в загадках. Изучаем признаки предметов, их действия, которые будут зашифрованы в загадке, рассматриваем изображения этих предметов. Тогда ребенку будет проще услышать в загадке «зашифрованное послание» и разгадать его. «Посмотри, это лампочка. На что она похожа? Да, на грушу». «Висит груша – нельзя скушать» - «Лампочка! Потому что похожа, но несъедобная».
Во втором случае сначала дается загадка, и если ребенок не отгадал сразу – даем постепенно подсказки: Это животное, он смотрит на всех свысока, значит он очень высокий, какое самое высокое животное ты знаешь? Так ребенок придет к отгадке – «Жираф!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
А На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов богатырей Знает каждый грамотей. (алфавит) Листья клена пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи! (август) Внутри я красный, очень сладкий, а ну, кто съест меня, ребятки? (арбуз) Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (автобус) Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит. Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (аквариум)
| О
Без крыльев летит, Без ног бежит, Без паруса плывет. (облако)
Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. (осы)
Много соседей рядом живут, А никогда не видятся. (окна)
Ветер лист бросает оземь, Значит, наступила … (осень)
| Э Вверх и вниз, не зная лени, Сами бегают ступени. (эскалатор) К нам во двор забрался крот. Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. (экскаватор) Живет без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит. (эхо) Провела я солнце За свое оконце. К потолку подвесила. Стало дома весело. (электролампочка) На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само. Что же это? … (эскимо) К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество. Это….(электричество) |
И Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. (ива) Теплый, длинный-длинный день, В полдень – крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подает кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? (июнь) Жаркий, знойный, душный день, Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его – вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль) Без него не так вкусны Сдоба и ватрушки. С этой ягодкой пекутся Куличи и плюшки. (изюм) Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает. (иголка) | У На длинной палке язычок, На конце червячок. В воду язычок пускаешь – Может, рыбицу поймаешь. (удочка) Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его вторая мать. (утенок) Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. (улитка) В полотняной стране, по реке Простыне Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. (утюг) Пестрая крякушка Ловит лягушек, Ходит вразвалочку, Спотыкалочкой. (утка) | Б Спал цветок и вдруг проснулся — больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел (бабочка) У маленькой Катюшки Уселся на макушке. Не мотылек, не птичка – Держит две косички. (бант) Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. (барабан) Был тугим он кулачком, А разжался – стал цветком. (бутон) Тридцать три родных сестрички – Писаных красавицы. На одной живут страничке, А повсюду славятся. (буквы) |
Бь Зверька узнаем мы с тобой По этим двум приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (белка)
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (береза)
Два братца в оду глядятся, Век не сойдутся. (берега)
| Мь Он упрямый и пузатый, Больно бьют его ребята. Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут. (мяч У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, А достать не могут. (месяц) Белый камешек растаял На доске следы оставил. (мел) Все говорят, что похож я на папу – Такой темно-бурый, Такой косолапый. (медвежонок) Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь – лесной … (медведь) Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улице бегут. (метро) | М Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (малина) Маленький рост, Длинный хвост Серая шубка Острые зубки. (мышь) Целый день летает, Всем надоедает Ночь настанет, Тогда перестанет. (муха) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь) Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (мороз) Ускользает как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.(мыло) |
П
Пять братье вместе родятся, А росту разного. (пальцы)
Кто пасет овец и коз, Там, где луг травой зарос? (пастух)
Наткет, наплетет, Сядет и добычи ждет. (паук)
Золотое решето Черных домиков полно. (подсолнух)
Из-под снега вышел друг, И весной запахло вдруг. (Подснежник)
Я родился в день дождливый Под осинкой молодой. Круглый, гладкий и красивый, С ножкой тонкой и прямой. (подосиновик)
Два ушка, Четыре брюшка. (подушка)
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (поезд)
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (портфель)
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (пчела)
Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль и сор. (пылесос) | Пь
Хвост узорами, Сапоги со шпорами. Песни распевает, Время считает (петух)
Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (пила)
Черное семя руками сеют, Губами снимают. (письмо)
Стоит в лесу без ног табуретка. Когда-то на ней были сучья да ветки. (пень)
Карандашей и ручек дом Как по-иному назовем? (пенал)
Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлися мальчики в темные чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик. (перчатки)
Я хотел устроить бал, И гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый … (пирог)
Что за объеденье: Бархатные щечки, В середине косточка, Ядрышко в мешочке? (персик) | В
В тихую погоду нет нас нигде, как ветер подует — бежим по воде. (волны) Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода) На дереве сидела я и сыр во рту держала, а мимо дерева лиса близёхонько бежала. Кто я? Знаете? А ну отгадайте! (ворона) Как зовут меня, скажи — часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый ... (василек) Плещет теплая волна В берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате?(ванна) Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый и все же Без него мы жить не можем. (воздух) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крошки собирает. (воробей)
Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (волк)
На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть. (волк)
Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, днем – домой. (валенки) |