Пластилинография - это интересно!

Голенкова Ирина Игоревна

 

Сообщение

для воспитателей и родителей детей

логопедических групп

«Пластилинография – это интересно!»

 

         Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

         Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.

          Одной из таких методик является «пластилинография».

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать,  а первая половина слова « пластилин» подразумевает материал, при помощи которого  осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Именно эта техника в наибольшей степени способствует развитию тактильного восприятия, внимания и усидчивости, наблюдательности и эмоциональной отзывчивости.

 

Особенности используемого материала.

 

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

 

  • Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам
  • В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

 

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

 

  1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

 

  1. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.

 

  1. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

 

  1. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

 

  1. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр. Особенно это актуально для детей с ОНР, которые часто не могут сосредоточиться на выполнении задания, быстрее утомляются.

 

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при  помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.

           Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

           Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям с ОНР требуется поощрение, даже если у него получается самая малость. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

                                Уважаемые родители!

         Предлагаем вам немного пофантазировать и поиграть вместе со своими детьми, а также помочь развитию их тактильного восприятия и мелкой моторики.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

         Пластилин примет любую форму, поэтому вместе с ребенком смело воплощайте в жизнь самые невероятные фантазии. А чтобы ваш ребенок не уставал, устройте маленький перерыв и разомните пальчики:

 

                                             Мои пальчики

 

Вот все пальчики мои

Их как хочешь поверни – ,                   Повороты кистей рук

И вот этак, и вот так.

Не обидятся никак.                                Хлопок перед собой,

          Раз, два, три, четыре, пять,                   хлопок по столу.

          Не сидится им опять                                

          Постучали, повертели                    Встряхивающие движения

          И работать захотели.                                     кистями рук

          Дали ручкам отдохнуть                  

          А теперь обратно в путь.                Постучать пальцами друг о друга.

 

                               Физкультминутка

 

 Мы зарядку начинаем,

Наши руки разминаем,

Разминаем спину, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

 

Дружно прыгаем, прыг-скок!

Кто достанет потолок?

 

А теперь ходьба на месте.            

Громко топаем все вместе.

 

За столы мы снова сели

Принимаемся за дело.