Пластилинография - это интересно!
Сообщение
для воспитателей и родителей детей
логопедических групп
«Пластилинография – это интересно!»
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Одной из таких методик является «пластилинография».
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова « пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Именно эта техника в наибольшей степени способствует развитию тактильного восприятия, внимания и усидчивости, наблюдательности и эмоциональной отзывчивости.
Особенности используемого материала.
Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам
- В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
- Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
- Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр. Особенно это актуально для детей с ОНР, которые часто не могут сосредоточиться на выполнении задания, быстрее утомляются.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.
Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.
Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям с ОНР требуется поощрение, даже если у него получается самая малость. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.
Уважаемые родители!
Предлагаем вам немного пофантазировать и поиграть вместе со своими детьми, а также помочь развитию их тактильного восприятия и мелкой моторики.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Пластилин примет любую форму, поэтому вместе с ребенком смело воплощайте в жизнь самые невероятные фантазии. А чтобы ваш ребенок не уставал, устройте маленький перерыв и разомните пальчики:
Мои пальчики
Вот все пальчики мои
Их как хочешь поверни – , Повороты кистей рук
И вот этак, и вот так.
Не обидятся никак. Хлопок перед собой,
Раз, два, три, четыре, пять, хлопок по столу.
Не сидится им опять
Постучали, повертели Встряхивающие движения
И работать захотели. кистями рук
Дали ручкам отдохнуть
А теперь обратно в путь. Постучать пальцами друг о друга.
Физкультминутка
Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем,
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Дружно прыгаем, прыг-скок!
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте.
Громко топаем все вместе.
За столы мы снова сели
Принимаемся за дело.