Как определить готовность к школьному обучению

Печенина Вероника Арнольдовна

 

«Как определить готовность к школьному обучению?»
Готовность к школьному обучению, или школьная зрелость, включает в себя достижение определённого уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Сюда же входят интерес к знаниям,  процессу их получения за  счёт дополнительных усилий, развитие мелкой моторики руки, глазомера, зрительно-двигательной координации. 
Поступление в первый класс требует от ребёнка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснение учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами – принять на себя роль ученика.
Как узнать готов ли ребёнок к обучению в школе?
Обратите внимание на следующее: умеет ли ребёнок сосредоточить своё внимание, когда отвечает на вопросы или описывает картинку. Какие предложения он использует в своей речи: распространенные или простые, не нарушено ли строение предложений. Какова его речь: плавная или прерывистая.
Когда ребёнок рассматривает картинку, попросите его: «Скажи, что здесь нарисовано?» Понаблюдайте, чётко ли ребёнок произносит звуки, или наоборот, торопится и половину звуков пропускает. Умеет ли плавно и выразительно читать стихотворение наизусть, умеет ли копировать образец, например фразу: «Я ОСЕНЬЮ ИДУ В ШКОЛУ». Способен ли малыш нарисовать человека, желательно все части тела, может ли запомнить 4-5 слов на слух, а затем воспроизвести их.
Уровень готовности к школе можно определить с помощью следующих параметров:
Достаточно развито мышление (наглядно-образное, начинает формироваться словесно-логическое):
1. Умеет вести устный счёт.
2. Знает последовательность чисел (понимает, что число «перед каким -либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после него» справа от него в числовом ряду. 
3. Знает цвета и формы.
Достаточно развита речь
1. Умеет строить предложения. 
2. Правильно произносит все звуки. 
3. Умеет с выражением  читать наизусть.
4. Может пересказать сказку. 
5. Составить рассказ.
Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению
1. Каждый день читайте малышу и обсуждайте прочитанное. 
2. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. 
3. Увеличивайте словарный запас ребёнка. 
4. Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать прочитанное. Обратите внимание на то, пересказал ли ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получился.
5. Учите с малышом стихотворения наизусть. Сначала расскажите произведение целиком, потом учите по частям. 
6. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
7. Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел. Каждый раз обращайте внимание, считает ли ребёнок «глазами» или проговаривает тихим, но слышным шепотом. Необходимо, чтобы малыш постепенно переходил к счёту без видимых моторных или двигательных компонентов, т.е. счёту «глазами». 
8. Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картинке по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти картинки похожи?».
9. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребёнком.
10. Помогите ребёнку запомнить его полное имя и фамилию, адрес, телефон.
Конечно, эти рекомендации являются общими. Дальнейшая работа зависит только от желания помочь своему ребёнку.