«О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании»
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О ФГТ программах | 41 КБ |
Области ФГТ | 31.5 КБ |
Организация деятельности ФГТ | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«О комплексно – тематическом принципе
построения образовательного процесса
в дошкольном образовании»
(по материалам статьи О.А.Скоролуповой, Н.В. Фединой,
опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» № 5-2010 г.)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2 статья 9) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП).
* Одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».
* В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:
- учебный;
- предметно-средовой;
- комплексно-тематический.
- Надо сказать, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями построения образовательного процесса.
- Учебный принцип (или модель) построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования.
- Главное в ней – обучение – ведущий образовательный процесс дошкольников (в прямом смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие). Соответственно учебная деятельность – особая и самостоятельная, а фактически и ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
- Специально организованные занятия – основная форма обучения детей. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и другим «предметам» В рамках конкретного занятия решаются образовательные задачи данного «предмета».
- Безусловно, с середины 20 века специально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения образовательных задач других «предметов» (интегрированные занятия), более свободной организации детей, менее «диктаторской» позиции взрослого и т.п.
- Однако сущностные характеристики учебной модели при этом остались неизменными, и учебный принцип построения образовательного процесса вступает в противоречие с основными положениями отечественной научной школы, согласно которым:
- учебная деятельность не является не только ведущей, но даже
адекватной деятельностью детей дошкольного возраста; ее
предпосылки формируются к концу дошкольного детства;
- предметный принцип построения образовательного процесса не
соответствует возрастным особенностям дошкольников;
- организация специальных занятий по предметам не
тождественна организации разных видов детской деятельности;
более того, последние либо уступают место «обучению на
занятиях», либо сами дидактизируются;
- деятельность педагогов и детей на специально организованных
занятиях не является совместной деятельностью детей и
взрослых. Основное на занятиях – это воздействие, а не
взаимодействие.
- Предметно-средовой принцип – его главное составляющее – дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка, соответственно взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала.
- Не умаляя значения общения и взаимодействия ребенка со взрослым для развития всех видов детской деятельности, освоения социального опыта и культуры, отметим, что в соответствии с нормативными документами по дошкольному образованию, одной из основных форм организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
- Комплексно – тематический принцип - главная задача построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике.
- Авторам статьи представляется более обоснованным с точки зрения возрастных особенностей дошкольников построение образовательного процесса по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч.
- Несмотря на отсутствие официальной поддержки, комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса использовалась в дошкольных учреждениях, видоизменяясь и приобретая новые формы. Причем, во многом она существовала как альтернативная учебной модели. Последняя, как бы ее ни старались обновить и приукрасить, не в состоянии обеспечить увлекательность деятельности детей. Практики дошкольного образования пытались
сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а
образовательный процесс мотивированным.
- Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работе в режиме привычной учебной модели. Во-первых, реализация комплексно-тематического принципа невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции как содержания, так и организации образовательного процесса. Во-вторых, тематика которая предлагается детям, должна быть значима для семьи и общества и вызывать интерес детей, давать новые яркие впечатления, представления и понятия.
- При этом фактически во всех дошкольных учреждениях, реализующих комплексно-тематическую модель ,обращают на себя внимание и увлекательность образовательного процесса, и полнота жизни всех его участников.
(Подробно со статьей можно ознакомиться в
журнале «Дошкольное воспитание» № 5-2010)
Предварительный просмотр:
«Образовательные области основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
и их интеграция»
(по материалам статьи О.Скоролуповой и Н Фединой,
опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» № 7-2010 г.)
* Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной образовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.
*Образовательные области, выделенные в ФГТ :
здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
* Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.
Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
- В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
- ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных ошбщеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющемк собой альтернативу предметному принципу.
- Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:
- поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое;
- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.
- В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее. Исходя из понимания занятия как основной формы учебной деятельности дошкольников,
Предварительный просмотр:
«Организация деятельности взрослых и детей
по реализации и освоению основной общеобразовательной программы
дошкольного образования»
(по материалам статьи О. Скоролуповой и Н. Фединой,
опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» № 8-2010 г.)
В соответствии с действующим законодательством устанавливаются основные требования к структуре, объему и соотношению частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в дальнейшем – ФГТ).
*Программа должна:
- предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра.
* При осуществлении планирования как одной из главных функций управления процессом реализации ООП, вышеуказанные положения ФГТ могут лечь в основу внутренней структуры планирования образовательной деятельности.
* В настоящее время в большинстве образовательных учреждений планирование можно свести к одному обобщенному варианту: учебный блок (сетка занятий), совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. При этом, по разным причинам, приоритетную позицию занимает учебный блок. В результате, наибольшее распространение получили методики, в которых реализация поставленных задач осуществлялась через систему занятий. Занятия же наиболее приблизились к школьной системе обучения.
* Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:
- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».
- В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.
- Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
- С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
- Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.
- В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
- Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная | - Подвижные дидактические игры - Подвижные игры с правилами - Игровые упражнения - Соревнования
|
Игровая | - Сюжетные игры - Игры с правилами |
Продуктивная | - Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества - Реализация проектов |
Коммуникативная | - Беседа - Ситуативный разговор - Речевая ситуация - Составление и отгадывание загадок - Сюжетные игры - Игры с правилами |
Трудовая | - Совместные действия - Дежурство - Поручения - Задания - Реализация проекта |
Познавательно-исследовательская | - Наблюдение - Экскурсия - Решение проблемных ситуаций - Экспериментирование - Коллекционирование - Моделирование - Реализация проекта - Игры с правилами |
Музыкально-художественная | - Слушание - Исполнение - Импровизация - Экспериментирование - Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) - Музыкально-дидактические игры |
Чтение художественной литературы | - Чтение - Обсуждение - Разучивание |
- В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдения, и экскурсии и другие формы. Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.
- Малоизученным и весьма актуальным в свете ФГТ вопросом является вопрос о временном (ударение на последний слог) дозировании детских видов деятельности. По данным исследований, дети в возрасте до 1 года могут заниматься одним видом деятельности не более 10 минут, в старшем дошкольном возрасте – до 1,5 часов при условии посильности и интересности деятельности. Действующие гигиенические требования устанавливают нормы максимального объема лишь учебной нагрузки, но не нормы организации детских видов деятельности и соответствующих форм работы.
(Подробно со статьей можно ознакомиться в
в журнале «Дошкольное воспитание» №8 - 2010 г. )
Комментарии
о федеральных государственных требованиях
Марина Викторовна, не могу с