Использование мультимедийных дидактических игр при подготовке детей с общим недоразвитием речи к школе
Цель работы: «Обеспечить принятие ребёнком нового вида деятельности как привычного посредством компьютерно - игрового комплекса».
Задачи:
• Обогащение и активизация словарного запаса
• Развитие лексико-грамматического строя речи
• Развитие связной речи
• Развитие коммуникативной стороны речи
• Формирование пространственных и временных отношений
• Коррекция психических процессов: анализа, синтеза, внимания, памяти, мышления
• Развитие познавательной деятельности
Формы организации:
Занятия
Домашняя игротека
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование мультимедийных дидактических игр при подготовке детей с общим недоразвитием речи к школе»
Варианты работы с ребёнком при подготовке к школе могут быть самыми разнообразными. Смена парадигмы образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в ДОУ при подготовке детей к школе.
Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста.
В своей работе мы используем мультимедийные игры в соответствии с лексической темой.
Эти игры привлекают внимание детей, вызывают огромный интерес, стимулируют познавательную активность.
Цель работы: «Обеспечить принятие ребёнком нового вида деятельности как привычного посредством компьютерно - игрового комплекса».
Задачи:
- Обогащение и активизация словарного запаса
- Развитие лексико-грамматического строя речи
- Развитие связной речи
- Развитие коммуникативной стороны речи
- Формирование пространственных и временных отношений
- Коррекция психических процессов: анализа, синтеза, внимания, памяти, мышления
- Развитие познавательной деятельности
Формы организации:
Занятия (учитель-логопед)
Домашняя игротека (родители)
Основу организации работы определяют следующие принципы:
- Гуманизация
- Системность. Развитие ребёнка- процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребёнка.
- Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
- Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Занятия должны строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития.
- Адекватность требований и нагрузок, способствует оптимизации занятия и повышению эффективности.
ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей.
Закрепление родовых понятий и соответствующих им слов-обобщений осуществляется на основе чётких представлений о значении каждого понятия.
В словаре будущих первоклассников должны быть слова всех частей речи: числительные, глагольные формы, сложные предлоги,… Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия, состояние предметов, чувства человека, свойства характера.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
«Назови одним словом»
«Загадки и отгадки»
«Найди детёныша»
«Кто где живёт»
«Назови признаки предмета»
«Чей хвост?»
«Какой сок?»
«Что делает мишка?»
«Кто что ест?»
Помоги маме сварить суп»
«Говори наоборот» и др.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Главное направление в работе по развитию грамматического строя речи - помочь относится детям к грамматике осознанно.
Вторым, не менее значимым направлением в работе по совершенствованию грамматического строя дошкольников считается предупреждение ошибок в употреблении отдельных грамматических форм.
«Один-много»
«Назови ласково»
«Измени по образцу»
«Сосчитай до пяти»
«Исправь ошибку»
«Кому это нужно?»
«Чьи вещи?»
«Кого угостим?»
«Большой-маленький» и др.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Основные виды связного высказывания - рассказ и пересказ. В мультимедийных играх мы используем составление рассказа.
Основные задачи:
- учить правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность;
- развивать образную речь детей;
- учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков;
- учить грамматически правильно строить предложения.
Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно при помощи серийных картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.
При составлении описательного рассказа можно использовать схему.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ
Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Им гораздо труднее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной, чем зрительной инструкции.
Все виды контроля за деятельностью часто несформированны или значительно нарушены.
У детей возникают трудности в установлении причинно-следственных связей; без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия.
Зрительная память у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Эти дети медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой ниже. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Для этого мы используем и игровые упражнения.
«Театр теней»
«Отгадай загадки»
«Что общего и чем отличаются друг от друга?»
«Что лишнее?»
«Что изменилось?»
«Найди отличия»
«Найди недостающий предмет»
«Что сначала, что потом»
«Почини сапожки»
«Назови предмет»
«Найди кто спрятался» и др.
Предлагаемая форма занятий:
- сохраняет здоровье ребёнка;
- уменьшает сроки коррекции;
- комплексно корректирует нарушения развития;
- позволяет максимально привлечь родителей к коррекционной работе.
Список использованной литературы
1. Антошин, М. К. Учимся работать на компьюторе. М.: Айрисс-пресс, 2008.
2. Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером. – М., 2003.
3. Говиц, Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Мне нравится (2)
Комментарии
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!
На сегодняшний день должна
Согласно плану работы
Согласно плану работы дошкольного учреждения для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся с компьютерами, необходимо организовать собрания. Во вне принужденной беседе мы показываем игры которые влияют на развитие логического мышления, ориентирование в пространстве и т.д. Используя возможности ИКТ, я демонстрирую видеозаписи занятий. У родителей будет возможность увидеть, как их дети учатся управлять современной техникой и каких результатов они достигли.
Татьяна Петровна!
Татьяна Петровна! Здравствуйте! Я полностью согласна с вами ведь вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа очень заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Подготовка к обучению грамоте занимает одно из важных мест в развитии детской речи, особенно если это дети с речевыми нарушениями.