: Вредные привычки детей - плоды упущений родителей
«Не грызи ногти!» «Не шмыгай носом!» «Говори правильно!» Часто слышишь подобные замечания взрослых в адрес своего ребенка. Но никто из них не задумывается,
откуда появились эти привычки? Кто их «посеял»? Кто создал благоприятные условия, чтобы они не только «проросли», но и окрепли.
Сразу хочу сказать, что ни одна привычка не передается по наследству. Откуда же они берутся?
Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. По мере роста и развития при помощи и под руководством взрослых он учится производить самые разнообразные действия. Сначала всякое новое действие несовершенно. Но вот проходит время, и малыш запоминает последовательность движений, они становятся все более ловкими, выполняются быстрее и качественнее. Так вырабатывается навык. Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие. Но одно овладение навыками не обеспечивает правильного поведения. Например, после обеда ребенок проводит рукавом по губам. Мама укоризненно качает головой и пододвигает салфетку. Оказывается, ребенок прекрасно может ей пользоваться. В чем же дело? Почему ребенок не сделал этого без напоминания? Да потому что у малыша имеются навыки и даже знания, но нет соответствующих привычек. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением. Если ребенка научили перед сном умываться и он делает это регулярно сначала по указанию взрослых, а потом самостоятельно, то постепенно он уже не ляжет спать, не умывшись. Таким образом, привычка становится потребностью. Потому и говорят о силе привычек, что они заставляют человека действовать в соответствии с ними при любых обстоятельствах. На основе привычек у ребенка формируются черты характера, усваиваются нормы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Не зря говорят: «Посеешь привычку - пожнешь характер».
Иногда в детский сад приходят дети с уже сложившимися некрасивыми или вредными привычками. Одна из них – это обкусывание ногтей. Начинается все с подражания кому-то из взрослых и если вовремя не постригают ногти. Ребенок начинает обкусывать их, и привычка укореняется.
Что делать в таких случаях? Устранить основную причину: усилить уход за ногтями, избавить от дурного примера. Тщательно следить за ребенком дома и в детском саду, предлагать занятия, игры, требующие участия рук.
Еще одна вредная привычка укореняется у детей, когда взрослый подменяет заботу о самом элементарном (обеспечить ребенка носовым платком), запоздалым окриком: «Не трогай нос руками!» Сначала дети вынуждены шмыгать носом, втягивать с шумом воздух, а привыкнув, начинают облизывать верхнюю губу даже тогда, когда в этом нет необходимости, часто это приводит к сильнейшему раздражению и трещинам на губах.
В дошкольном возрасте у ребенка складывается система звукопроизношения. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы к моменту поступления ребенка в школу недостатки произношения были исправлены .Если ребенку больше четырех лет, а он неправильно произносит звуки р и л (картавит), или смешивает шипящие ш, ж, щ, ч со свистящими с, з, ц, или имеет другие недостатки произношения, необходимо обратиться к логопеду.
Случается, что ребенок умеет правильно произносить звук, но в силу привычки продолжает говорить как прежде. В таком случае необходимо пристальное внимание взрослых, их помощь и напоминание, пока ребенок не привыкнет к новому способу произношения.
Часто неправильные навыки произношения образуются вследствие подражания. Правильная, отчетливая, неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей - образец для подражания! И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком! Здесь ребенок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.
К большому сожалению, многие папы и мамы не придают серьезного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, напрасно надеясь, что –
с возрастом само пройдет.
В настоящее время многочисленные дефекты речи у взрослых людей свидетельствуют о том, что надежда на «само пройдет» далеко не всегда оправдывается.
Комментарии
Алла Владимировна,