Правовое воспитание в ДОУ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
При отборе материала по правовому воспитанию учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Дошкольное учреждение способно внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру.
В результате работы дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
В дошкольных учреждениях и на низших ступенях начального школьного образования преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Поэтому личность преподавателя становится решающим фактором.
На дошкольном уровне и на низших ступенях начальной школы учащиеся приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.
Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка".
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
1.Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.
2.Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
3.Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
4.Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
5.Развитие социальных навыков.
6.Формирование правового сознания детей.
Отсюда вытекают программные задачи:
- Развивать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду.
- Обобщить начальные правовые знания у детей.
- Дать возможность почувствовать себя гражданином своей страны, способствовать формированию собственного достоинства, осознания своих прав и обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_prava_rebenkadokument_microsoft_word.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Программные задачи:
- Развивать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду.
- Обобщить начальные правовые знания у детей.
- Дать возможность почувствовать себя гражданином своей страны, способствовать формированию собственного достоинства, осознания своих прав и обязанностей.
Игра « Наоборот»
Ребята, поиграем в игру «наоборот» :
Закат-рассвет, ложь-правда, трусливый –смелый, чужбина – Родина
скупой/ жадный/ - щедрый умирать-рождаться грусть-радость слабый-сильный
Загадка
Отгадайте загадку:
Русская красавица
С плакучими ветвями,
Черные узоры на белом сарафане / береза/
Береза – это дерево, которое по праву можно считать символом России. / песня « Березы»/
Плакучие ветви, белоснежный ствол, могучие корни, а в корне спряталось слово. Прочитайте его. /РОД/
Придумайте однокоренные слова к слову РОД / родня, родственники, родинка, Родина/
Составление карты
За каждый правильный ответ , ребенку дается одна из составных частей карты России.
Дети составляют из полученных частей территорию России в триколлоре
Схемы « Права ребенка»
Как вы думаете, что у нас получилось./Россия/
У каждого человека есть то место, где он родился – это малая родина. А Россия – это наша большая Родина. Родная земля для каждого русского человека., где дети, как и взрослые люди, имеют права и обязанности. Это записано в документе «Конвенция о правах ребенка».
Попробуйте отгадать , какое право зашифровано в данной схеме./Логопед показывает схемы, дети отгадывают/
- « Ребенок имеет право знать родителей и рассчитывать на их любовь и защиту/ст.7/;
-«Ребенок имеет право на самое лучшее медицинское обслуживание»/ст.24/;
-«Все дети имеют равные права независимо от их национальности, религии, пола./ст.30/;
-«Ребенок имеет право на бесплатное образование и уважительное отношение к нему
учителей»;
-«Ребенок имеет право на жилье»
-«Ребенок имеет право на индивидуальность./ У меня есть собственное имя,
родственники, которых я люблю».
Чтение стихотворения детьми:
Как хорошо, что есть права Чтоб нас никто не мог побить,
Закон нас строго защищает! Украсть, унизить и обидеть.
И в нем важны нам все права
Они великой силой обладают Как хорошо, что есть права!
Они останутся навеки
Права помогут человеку
Мир восстановят навсегда!