Особенности проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи.

Сажина Лариса Юрьевна

 

 

      Известно, что дети с нарушением речи обладают рядом особенностей.  Речевые нарушения, как правило, сопровождаются и различными нарушениями моторной сферы.

У детей недостаточно четкие и организованные движения, недоразвито чувство ритма и координация. Поэтому работа на музыкальных занятиях не должна выстраиваться формально. Ее результаты, в таком случае, не будут иметь должного эффекта.       

      Необходимо помнить и об эффекте обратной связи. Планомерные и последовательные музыкальные занятия, учитывающие все эти особенности, будут способствовать успешному развитию речи, а значит, и личности самого ребенка.

 

    При планировании структуры занятий необходимо учесть индивидуальные особенности таких детей. Не стоит гнаться за полным выполнением всего объема программы, по которой работает ГОУ.  Не страшно, если дети старшей группы воспользуются материалом средней, а подготовительная группа – старшей. Лучше задержаться на нужном и полезном материале, но добиться четкого его исполнения. Только в этом случае можно считать свою педагогическую задачу завершенной.

 

     Занятие должно проходить эмоционально и динамично. Частая смена деятельности позволяет преодолеть повышенную утомляемость. Один и тот же материал следует отрабатывать до тех пор, пока он не будет полностью усвоен. У детей необходимо развивать слуховое восприятие, подкрепляя его зрительным.  Это касается и восприятия музыки с применением наглядных пособий,  и совершенствования двигательных навыков в сочетании с показом педагога на длительном начальном этапе разучивания.

 

   Вся работа с детьми базируется на принципе «от простого к сложному».

Начинается занятие так же, как и занятие для нормы, с основных видов движения. Это марш, бег, подскоки, танцевальные движения. Но, в отличие от нормы, эти движения необходимо сопроводить речевым сопровождением, в стихотворной форме, соответственно меняя музыку.

Например: «Мы шагаем, мы шагаем, выше ножки поднимаем.

                      На носочки мы встаем, очень тихо мы идем» .

 

«Вот идет, идет вперед очень маленький народ.

А теперь идем назад. Возвратиться каждый рад».

 

«Скачут – скачут  наши ножки, скачут –скачут  по дорожке.

А теперь мы все устали, на носочках побежали».

 

    На этом же этапе используются музыкально – ритмические упражнения на развитие отдельных групп мышц. , а также плавные, либо маховые движения для передачи особенностей музыкально – двигательного образа. Дети могут двигаться с лентами, султанчиками, флажками и другими предметами. Кроме того, улучшается ориентировка в пространстве.

 

    Следующий раздел занятия – слушание музыки. Каждое музыкальное произведение педагогу необходимо сопроводить комментариями. Это может быть беседа, а могут быть и специально подобранные стихотворные произведения. По возможности, произведения сопровождаются иллюстрациями. Произведение обсуждается с детьми, выделяются наиболее характерные моменты. В ходе работы над произведением детям можно предложить «нарисовать музыку», используя жесты. Произведение можно сопроводить произвольными импровизационными движениями, а также обыграть шумовыми и ударными музыкальными инструментами.  Все это позволяет детям лучше прочувствовать музыку и выразить свои чувства.

 

    Время от времени к пройденным произведениям стоит возвращаться, так как у детей с речевыми проблемами наблюдаются трудности с запоминанием названий произведений и композиторов.  В этом случае следует обратиться к  книге  О.П.  Радыновой, «Музыкальное развитие детей»,  где  музыкальные произведения зачастую объединяются в общую тематику. Например, «Сказка в музыке» или «Музыка рассказывает о животных и птицах».

 

    После слушания музыки мы приступаем к пению. Первый этап пения – распевание, пропевание гласных.  На этом этапе ставится дыхание, голос. Гласные пропеваются в следующем порядке: а – о- у- и –э, по восходящей и нисходящей. Полезно пропевать «лесенку» из трех звуков – ступенек: а-о-у-о-а, постепенно продвигаясь по звукоряду, расширяя диапазон.  Можно использовать несложные попевки. Например, «Дождик», русская народная закличка.

 

    Песни используются по возрасту, в соответствии с программой и с удобным диапазоном. Песни подбираются таким образом, чтобы дети могли почувствовать в них настроение и сами передать его. Необходимо также использовать песни, которые удобно и уместно сопровождать жестами. Как правило, песни с таким сопровождением далее обыгрываются. Например, «Где был, Иванушка?», русская народная мелодия в обработке М Иорданского.

 

    Заключительный этап всего занятия – движение. Сюда включаются танцы, музыкальные инсценировки, игры с пением.

Поскольку в группах детей с нарушением речи преобладают мальчики, парные танцы использовать сложно.  Обычно мальчики выбираются для этого танца по количеству девочек. Музыка для таких танцев должна иметь четкий ритм и ярко выраженные части, желательно, имеющие вариативное звучание. Перед разучиванием музыка прослушивается, обсуждается вместе с детьми. Все части выделяются, прохлопываются. Детям дается задание на внимание, отметить хлопком или любым другим жестом смену частей музыки. Помимо общих задач, к которым относятся и ориентация в пространстве, и внимание, и умение правильно двигаться в соответствии с музыкой, парный танец способствует коммуникации. С предлагаемыми движениями должны справляться все дети. Наиболее сложные движения разучиваются отдельно. Наиболее предпочтительны для коррекции танцы с повторяющимися ритмическими заданиями.

    Поскольку группы детей с нарушениями речи неоднородны по составу и возможностям, то целесообразнее делить их на подгруппы и разучивать с ними сюжетные, характерные или национальные танцы. В таких подгруппах, обладающих примерно равными возможностями, дети чувствуют себя увереннее и получают удовольствие от танца.

 

    Игра дарит радость ребенку, а музыкальная игра незаметно для ребенка, но с большой эффективностью оказывает еще и коррекционное воздействие на ребенка.  Это и сюжетные игры, и не сюжетные, игры с пением или словом, инсценировки.

Сюжетные игры, инсценировки и игры  пением способствуют развитию координации речи с движением, развивают эмоциональную выразительность, творчество и фантазию.

Например, «К нам гости пришли», музыка А.Александрова.

 

     Игры со словом или пением  помогают ребенку с нарушением речи лучше и ритмичнее координировать свою речь, развивают поэтический слух. Сначала  педагог знакомит с музыкальным материалом и текстом. Дети запоминают музыку, отмечают смену ее частей,  характер. Движения и текст разучиваются отдельно. Причем, в отличии от нормы, разучиванию текста с детьми, имеющими речевое нарушение, необходимо уделять особое внимание. После текста отрабатываются движения. После соединения текста и движения начинается работа над эмоциональным, выразительным исполнением.

 

    Несюжетные игры, неся в себе элементы соревнований, включают определенные правила, обязательные для всех, раскрепощают детей, в то же время призывая действовать совместно. Например, «Кто скорей возьмет игрушку», латв. нар. мелодия, «Найди себе пару», музыка Т. Ломовой.

 

    Если на музыкальное занятие вносится танцевальная, либо игровая импровизация, необходимо учитывать, что возможна она лишь при определенном наборе знаний, умений и навыков ребенка.  Музыка для импровизации должна быть эмоциональной и характерной. Задание должно быть интересно для детей. Творческие задания помогают таким детям преодолеть стеснение и неуверенность, развить воображение и внимание.

В репертуар можно включить  «Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой, «Придумай фигуру» музыка М. Можжевелова.

 

    При импровизации дети могут использовать знакомые движения, затем объединять их, а в дальнейшем даже составлять свою музыкальную композицию. Что касается песенной импровизации, то у детей с речевыми нарушениями она вызывает определенные затруднения. В музыкальных играх по типу «вопрос – ответ» детям сложно самим придумать  музыку к ответу, и слова, поэтому слова ответа может предложить педагог, детям останется придумать мелодию. Например, музыка Г.Зингера, сл. А Шибицкой «Что ты хочешь, кошечка? – Молочка немножечко».

 

   Таким образом, при учете особенностей детей с нарушением речи выстраивается планомерная , методически выверенная работа. К концу обучения ее результаты показывают, как усовершенствовалась моторика, насколько пластичнее стали движения, улучшились певческие навыки. И все это, совместно с работой логопеда и других специалистов, помогает детям успешно выходить на новый, школьный этап.

 

Комментарии

Очень полезная информация. Я тоже работаю с детьми с нарушениями речи, но, к сожалению, у меня нет логопедического образования, помогают книги...
Сажина Лариса Юрьевна

В общем, для самой работы книг, статей и личного опыта вполне достаточно. Специальные логопедические курсы, диплом Университета (логопедия)-это в большей степени возможность получить еще и специализацию "Преподаватель по логоритмике" для нас, музыкальных руководителей. С этим документом мы можем вести ее самостоятельно, без логопедов. А еще можно работать в логопедических центрах.