Семинар-практикум "Психолого-педагогическая поддержка развития ребенка в условиях обогащения предметно-развивающей среды"
Здесь мы можете ознакомиться с материалом семинара-практикума по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребенка. Как же сформировать личность для дальнейшей успешной жизнедеятельности? Одно из решений данной проблемы - это организация в ДОУ предметно-развивающей среды.
Что же относится к пониманию «предметно-развивающая среда?» Концепция дошкольного воспитания дает четкий ответ: под предметно- развивающей средой следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. Иными словами, непременное условие ее построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми. Отсюда можно сделать вывод: предметно-пространственная среда должна выполнять, по крайней мере, две важнейшие функции.
Одна из функций носит информативный характер, другая – развивающий. Ведь предметно-развивающая среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь, несут определенные знания об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Предметно-развивающая среда должна носить обогащающий характер и иметь для занятий наглядный материал, игровые атрибуты, дидактические пособия, настольные игры.
Необходимо, чтобы организация предметно-развивающей среды в различных возрастных группах детского сада учитывала, и особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и одновременно представляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастной объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. ( предложить определить соответствие развивающей среды возрастным особенностям детей)
Гр. Раннего возраста - предметная деятельность + условия сенсорного развития
Младшая группа - рубеж перехода от предметной деятельности к игровой ( творческая игра)
Средняя группа - переход от творческой игры, к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, правил и действий.
Старшая группа - период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры.
Предметно-игровая среда в ДОУ должна отвечать определенным требованиям, это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные.
Современные требования к созданию полноценной предметно-развивающей среды отвечают реальности: в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно. Т.о. создание предметно игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды.
На основе вышесказанного можно предположить, что организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие развития игры детей дошкольного возраста, если педагог:
- организует предметную среду для развития игровых замыслов детей;
- создает эмоционально-благоприятную атмосферу;
- обеспечивает руководство сюжетно-ролевой игрой в целях развития творчества.
(выступления воспитателей)
С целью определения воспитания в предметно-развивающей среде, творческого фона в игровой деятельности, я бы хотела предложить вам ответить на вопросы мини-анкеты:
1. Считаете ли вы важным организацию предметной среды в группе д/с?
2. Необходимо ли игрушки и предметы обстановки предлагать для свободного пользования во время самостоятельной игры? Почему?
3. Какие предметы вы считаете обязательными для организации предметно-развивающей среды?
4. Играете ли вы совместно с детьми?
5. Обращаются ли дети к вам за советом по поводу игры?
6. Какие методы и приемы вы используете при организации игровой деятельности?
Вот здесь самое время сказать о месте педагога в предметно-развивающей среде. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент, потому что, определяя свое место в ней относительно каждого ребенка.
Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не нуждается в разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, предложить среду деятельности, подсказки, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи, в разных видах ее преподнесения: объяснения, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога, как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед. Поскольку именно успех – радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т.е. совершенствоваться, именно они я являются фактором развития личности ребенка.
Необходимо, чтобы организация предметно-развивающей среды в различных возрастных группах детского сада учитывала, и особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и одновременно представляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастной объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. ( предложить определить соответствие развивающей среды возрастным особенностям детей)
Гр. Раннего возраста - предметная деятельность + условия сенсорного развития
Младшая группа - рубеж перехода от предметной деятельности к игровой ( творческая игра)
Средняя группа - переход от творческой игры, к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, правил и действий.
Старшая группа - период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры.
Т.о. предметно-игровая среда в ДОУ должна отвечать определенным требованиям, и это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные.
По мнению психологов, обогащение предметно-развивающей среды, т.е. такой обстановки, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии просто необходимо. И пространство должно быть оборудовано с учетом его психофизических особенностей и возможностей. И я как психолог хотела бы предложить вам несколько рекомендаций по обогащению предметно - развивающей среды в группах.
Уголок «Детское зеркальце скажи…» Очень важно иметь в группе «детское» зеркало. Важно потому, что как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. У ребенка формируются культура внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.
Можно использовать «Мешочек добрых дел»
Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой и рядом ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги подводятся в конце недели. Главное в данном случает умело руководить -этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка на показ.
Цель данного уголка: формирование доброжелательных отношений между детьми; стимулирование потребности совершать добрые поступки.
Так как одной из форм развития, обучения и воспитания является развивающая игра, то предлагаю вам использовать некоторые из них:
«Позови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Ребенку предлагается бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.
«Фея доброты»
Цель: стимулировать потребности совершать добрые поступки, формирование позитивного образа своего «я». Дети встают в круг и вытягивают перед собой руки. Воспитатель незаметно кладет в ладоши одного из детей колечко и громко говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи ко мне скорее» Тот, у кого колечко должен выбежать в центр круга. Этот человек становится «феей доброты». «Фея доброты» дотрагивается до кого - либо из детей колечком и говорит о нем что-то доброе. Тот, до кого дотронется фея, должен сказать что-нибудь доброе о своем соседе, который в свою очередь, говорит по кругу о следующем человеке и т.д.
Уголок «Шкаф находок»
Цель: развитие фантазии, творческого воображения.
В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружающем мире. Это может быть коряга, красивый листочек, камешек, фантик. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру: «Чем тебе нравится этот камешек, на что он похож? Давайте придумаем вместе волшебную историю этого камешка.
«Кляксы»
Цель: развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность и творчество в создании образа.
Ребенку предлагается поставить кляксы, используя гуашь или жидкую акварельную краску, и направляя лист бумаги дать возможность краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы и придумать название.
«Волшебные нитки»
Цель: развитие умения видеть образы.
Ребенку предлагается опустить нитки в краски разных цветов. Эти нитки укладываются на лист бумаги (веером, зигзагом, по прямой, клубочком) и только кончики остаются вне листа. Затем лист с нитками закрывается вторым листом бумаги, придерживая который ребенок должен по очереди вытянуть нитки. Получившиеся цветовые пятна ребенок должен довести до образа, дорисовав мелкие детали.
«Ассоциации»
Цель: воспитание наблюдательности, воображения.
Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.
Уголок эмоций или настроения.
В каждой группе есть уголок настроения или эмоций. Такой уголок просто необходим, ведь эмоции обогащают человека, делают его восприимчивым к окружающему. Развитие эмоций тем важнее, что они напрямую связаны с нравственностью. Здесь можно использовать « Мешочек со злостью»
Цель: научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и, не подавляя их, направлять в новое рациональное русло.
Ребенку показывают мешочек и объясняют, что этот мешочек не простой, а волшебный, все плохое, что находится на душе, можно класть именно в него. После этого ставится обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывают, и отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом смысле.
«Глаза в глаза»
Цель: Развитие умения детей с помощью мимики передавать отрицательнее эмоции.
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Воспитатель предлагает: «Глядя в глаза и чувствуя руки, попробует молча передавать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне», « Мне весело, давай поиграем», «Я не хочу с тобой дружить». После этого, обсуждается, как определенная эмоция воспринималась.
Уголок дружбы
Цель: формирование коммуникативных навыков, сплочения коллектива, эмпатии.
«Клубочек»
Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос( Что ты любишь? Чего боишься? Твой любимый мультфильм?), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему. Все видят нити, связывают участников в единое целое, и определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
«Ветер дует на ….»
Со словами «Ветер дует на…, ведущий начинает игру. Чтобы участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Роль развивающей среды многообразна и функциональна. И высоко оценивая роль игры, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». И наша с вами задача так организовать предметно-развивающую среду, чтобы, играя, ребенок обучался всему тому, что умеют взрослые.
Комментарии
семинар-практикум "Психолого-педагогическая поддержкаразвития р
Часто даже педагогам-стажистам бывает трудно организовать предметно-развивающую среду, а уж молодым специалистам и подавно. Спасибо за материал.