Главные вкладки
«Блокадной памяти страницы»
«Блокадной памяти страницы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда
для детей старшего дошкольного возраста
«Блокадной памяти страницы»
Музыкальный руководитель: Ядрышникова Е.И. высшая категория
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Ход мероприятия:
Видеоролик о Блокаде Ленинграда.
1Ведущий:
Страшней того, что было в Ленинграде,
Сегодня в мире больше не найти!
Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!
2 Ведущий:
В этом году мы отмечаем 80 лет со дня снятия блокады. Восьмого сентября 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. 900 дней город Ленинград находился во вражеском кольце. Ребята, давайте с вами мысленно вернемся в то время. Когда город назывался Ленинградом, а прадедушки и прабабушки были еще совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.
1 Ведущий:
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ.
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит против нас!
2 Ведущий:
В мирную тишину мирных жителей ворвался из уличных репродукторов громкий тревожный голос:
Фонограмма репродуктора «Голос Левитана, объявление войны»
2 Ведущий: В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна, огромная!».
Песня «Священная война».
1 Ведущий:
Враг подступал к городу. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Город бомбили все чаще и чаще. Много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами.
Стихи читают 4 мальчика (элементы военной формы, атрибуты)
Телефонист (с телефоном):
Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не слышно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло.
Моряк (смотрит в бинокль).
На, горизонте самолет.
По курсу полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж,
Отставить, истребитель наш.
Летчик (с картой).
Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось семь минут.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас!
Рядовой (в пилотке, с орденом).
Я пехотинец молодой.
С фашистом дрался под Москвой.
Не раз в разведку я ходил,
Меня полковник наградил. Садятся на места.
2Ведущий: 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашисты напали на нашу страну. А 8 сентября вероломные враги окружили наш Ленинград. Город был осаждён. В городе не было ни света, ни тепла, ни воды. Очень рано наступили сильные морозы. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. Люди были обессилевшими от голода. Им трудно было тащить санки с грузом. Но это был единственный способ.
1Ведущий :
Немцы взорвали многие продовольственные склады, а оставшиеся в городе продукты вскоре закончились. Страшным испытанием стал для ленинградцев голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Ломтик хлеба, кружка кипятка – вот и весь обед блокадного ленинградца… «125 блокадных грамм с песком и кровью пополам». Хлеба было очень мало и многие умирали от голода. Но ленинградцы не сдавались! (показ кусочка хлеба) Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.
2 Ведущий: Письма в блокадном городе…..
Они были нужны ленинградцам не меньше, чем хлеб. На фронте никто не знал и даже представить себе не мог, что происходит в Ленинграде. Письмо с сообщением «жив и здоров» могло на время заставить забыть о голоде, холоде и обо всём происходящем.
Весной сорок второго года фашисты объявили, что в осажденный Ленинград даже птица не может пролететь. В ответ многие жители города стали носить на груди жетон. Он представлял собой ласточку, несущую в клюве письмо, и означал ожидание доброй вести с большой земли.
Девочки читают стихотворение:
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
1 Ведущий: Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.
2 Ведущий: Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, было решено не останавливать работу школ. Ребята сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. Но даже в таких жутких условиях дети продолжали учиться. Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Дети читают стихи:
А мы не стали памяти перечить,
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на маленькие плечи
Огромная недетская беда.
Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.
Лишила родных и близких.
Мы вам поклонимся низко.
Вы повзрослели так рано.
Работали ночью и днём.
За ваши душевные раны
Низкий поклон.
И голод, и холод вас сковывал,
Пронзала жгучая боль.
Игрушки отброшены в сторону,
А цель лишь одна — фронт!
Спасибо, спасибо, ребята,
За вашу отвагу и труд.
И эта скорбная дата
Запомнится всем вокруг.
1 Ведущий : У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны. Сколько их, маленьких отважных сердец … Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной войны. Минута молчания
2 Ведущий: А может те, кого не стало, превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землёй и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.
Девочки (птицы) читают стихи:
Летела стая белых птиц,
И люди взор к ним устремили,
Застыв, затихнув, замерев.
Про все дела свои забыли….
Сколько вас? Попробуй перечислить –
Не сочтешь, а впрочем, всё равно
Вы сегодня с нами,
в наших мыслях,
В каждой песне,
В легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Танец «Птицы белые».
1 Ведущий: Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. 27 января 1944 года, наши войска прорвали блокаду!
Звучит фонограмма, голос Левитана о прорыве Блокады.
1 Ведущий:
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
2 Ведущий:
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия невыживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
Игра «Салют»
1 Ведущий: Ребята, наша армия победила врага в страшной войне. Героев армии знает вся страна. Она и сейчас стоит на страже мира. И, наверняка, многие из вас хотят быть похожими на героев, быть сильными, отважными, готовыми преодолеть все трудности и опасности.
Дети читают стихи:
Чтоб под солнцем мирным
Жили мы с тобой,
Армия родная бережет покой.
Самолеты в небе, в море корабли
Стерегут границы нашей всей земли.
Чтоб войну не знали дети!
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод.
Песня "Песня о мире"
2 Ведущий: 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев. 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. Наши воины победили благодаря всем жителям города. За стойкость и героизм жителей, нашему городу было присвоено звание «Город-герой».
1 Ведущий:
Мы никогда не забудем тех, кто защищал город Ленинград! Тех, кто проложил дорогу жизни и спас жителей блокадного Ленинграда ценою собственной жизни.
Приглашаю всех вас подойти и приклеить ладошки, которые держат кусочек хлеба, которым так дорожили ленинградцы во время войны.
Аппликация «Блокадный хлеб».
Раздача детям карточки «Блокадный хлеб».
2 Ведущий: Человек рождается, чтобы жить, радоваться жизни, быть счастливым. Ребята, сегодня мы обращаемся ко всем: «Мы, все вместе, можем и должны хранить мир на Земле!»
Фото с аппликацией и карточкой Блокадный хлеб.
Под фонограмму «Не отнимайте солнца у детей» заканчивается праздник.