Исследовательская деятельность по истории
В педагогике, психологии и учебной практике одной из актуальных проблем является проблема активности личности в обучении. Рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении обеспечивает исследовательская и поисковая деятельность. Главный смысл исследования в сфере образования заключается в том, что оно является учебным.
Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, то есть:
1. Приобретение учащимися функциональных навыков исследования как универсального способа освоения действительности.
2. Развитие способностей к исследовательскому типу мышления.
3. Активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Ведущей методической идеей опыта является необходимость создания у учащихся мотивации к поисково – исследовательской деятельности, то есть создание таких условий для школьников, в которых они будут иметь возможность продвигаться к истине каждый своим путём. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
В своей работе исследовательскую деятельность я использую в трех направлениях:
1. Исследовательская деятельность на уроке по теме.
Например, начиная с 5 класса, учащиеся включаются в исследовательскую работу: это работа с документами и археологическим материалом, правда, в виде иллюстраций, работа с учебными картинами, таблицами, схемами даёт им возможность составлять рассказы, искать ответы на поставленные вопросы. Уже на данном этапе ученики начинают самостоятельную исследовательскую работу, изучая специальную литературу, пользуясь различными памятками и алгоритмами.
Исследование на уроке в 9 классе «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». После краткой вступительной беседы об итогах Второй мировой войны, учащимся предлагается высказывание У.Черчилля: « От Штетина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент», 5 марта 1946г. О какой железной завесе говорил У.Черчилль? Какие проблемы послевоенногоустройства он обозначил и был ли прав? – (выслушиваются предположения, формулируется гипотеза-обобщение).
2. Школьные конференции, проходящие в рамках недели истории.
С каждым новым курсом школьники при помощи учителя усложняют свою исследовательскую деятельность. Учащиеся «выходят» из рамок учебника и включают в свои работы дополнительную литературу, свои наблюдения. Например, при изучении главы «Подросток и его жилая среда» по обществознанию учащиеся 7 класса провели исследование окрестностей села на предмет несанкционированных свалок, исследовали жилые помещения, изучая качество строительных материалов. Работа, рассчитанная на изучение на уроке, в итоге вылилась в «Экологическую конференцию» с приглашением родителей и главы сельского поселения. Итогом этой конференции стало очищение территорий и установка на каждой улице контейнеров. Так же проводятся социологические исследования, например, на тему «Подростковая культура», направленная на выявление интересов подростков школы.
Урок истории в 9 классе. Обобщение пройденного материала - проекты «Великая отечественная война», особое внимание при использовании проектного обобщения материала я уделяю информации, которая не включена в программу, либо затрагивается вскользь, например,проект «За колючей проволокой» о концлагерях.
Эффективность исследовательской работы значительно повышается при сочетании с информационными технологиями. Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмысливать, оценивать большие потоки информации и умений оперировать ею; овладение современными информационными технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Работая с компьютером, школьники создают демонстрационные, поисково-исследовательские, творческие проекты. Наиболее часто в учебном процессе используются компьютерные презентации PowerPoint.
Компьютерная презентация PowerPoint – это яркий, наглядный, отражающий главные тезисы материал, который сопровождает выступление докладчика. Учащиеся готовят мини-проекты, краткосрочные проекты с презентацией, получая опережающее задание к уроку, например «Быт Руси в 17 веке», «Столыпин – великий реформатор», «Град Свияжск», «Историческая личность». Подобные проекты с презентациями учащиеся создают и по вопросам, которые выносятся на повторительно-обобщающие уроки.
3. Внеурочная исследовательская деятельность. Наиболее эффективна исследовательская работа при изучении истории родного края. Поскольку именно здесь учащиеся имеют возможность поработать с историческими источниками реально, вживую. Такую работу я провожу на занятиях в «Этно-краеведческом кружке». Так как население нашего села – это представители специфической этнографической группы – кряшены. Поэтому подъем национального самосознания, стремление народов к обеспечению условий для их возрождения и развития, сохранения родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев – реальность сегодняшнего дня.
Региональный компонент школьного курса наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения учащимися краеведческого материала. У сельской школы для этой работы наиболее благоприятные условия. Находясь длительное время в одном населенном пункте и хорошо зная ученический коллектив и односельчан, учитель имеет возможность систематически в течение ряда лет заниматься сбором материала.
При изучении, исследовании родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- осознавал проблемы окружающей среды его микромира;
- интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию – о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Историко-краеведческая работа призвана:
- прививать первоначальные умения и навыки проводить наблюдения и исследования с последующим их анализом и оформлением;
- воспитывать национальную и религиозную терпимость к традициям и обычаям различных народов;
- прививать интерес к богатой истории села и школы.
Основные направления работы кружка:
Родословная моей семьи.
Летопись моего села.
Улицы моего села.
Люди села.
Природное наследие.
Экология данной местности.
Архитектурные особенности построек в селе.
Культурное наследие, местные традиции
Этнографические особенности села.
Великая Отечественная война и жители села Ташкирмень и д. Макаровка.
История образовательного учреждения.
История сельхозпредприятия.
Достопримечательности села.
Давайте рассмотрим некоторые возможности краеведческого кружка. Тема «Лаишевский край в середине-конце 18 столетия» предполагает в том числе и знакомство учащихся с крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачёва в крае и участие жителей села, современников Пугачева в этой войне. Тема «Просвещение и культура России во второй половине 19 века» знакомит учащихся с деятельностью Н.И. Ильминского. На кружковых занятиях мы исследовали миссионерскую деятельность Н.И. Ильминского в отношении нерусских народов, в том числе кряшен, и открытие в нашем селе миссионерской школы.
Провидим и экологические исследования. Село расположено на территории Волжско-Камского заповедника и омывается водами Куйбышевского водохранилища, поэтому поле деятельности в этой области огромное. Нас интересует и флора, и фауна, и ихтиофауна.
Проводим сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и многое другое.
В преддверии празднования очередной годовщины ВОВ совместно с учителем русского языка и литературы планирую провести историко-литературный вечер «Пусть память свято хранит те имена!».
24 апреля учащиеся 8 класса проведут конференцию, посвященную 27 годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Работа кружка имеет свои результаты:
1 место в конкурсе «Ожерелье Татарстана». Мы разработали экскурсию по нашему селу, определили экскурсионный маршрут для участников Универсиады – 2013.
И самый главный результат – это создание этно-краеведческого музея, где собраны материалы об истории нашего села, традициях, быте кряшен, начиная с древних времен и до современности.
Исследовательская деятельность школьников- неотъемлемая часть современного образования. Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Я и дальше буду продолжать работу в этом направлении.
- Мне нравится (1)