Главные вкладки
Балашова Елена Юрьевна
Сайт преподавателя спецдисциплин
Профессия: Инженер-технолог хлебопекарной, кондитерской,макаронной промышленности и пищеконцентратов.
Профессиональные интересы: профессиональные фестивали, мастер-класс
Увлечения: йога терапия
Регион: Москва
Место работы: ГБПОУ КСУ
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/balashova-elena-yurevnaПри изучении наук примеры важнее правил
Профессионалами не рождаются, ими становятся. Знание технологии, оборудования формируют у студентов качества настоящих профессионалов.
О себе
Я, Балашова Е.Ю., Новомосковск Тульской области, высшее образование, закончила Московский государственный заочный институт пищевой промышленности «Технология хлеба, кондитерских, макаронных изделий, пищевых концентратов» высшая квалификационная категория, аттестована центральной аттестационной комиссией при Федеральном агентстве по образованию , стаж работы в техникуме 17 лет.
Мое педагогическое кредо - готовить профессионалов, которые будут востребованы на рынке труда. Ученый- философ Исаак Ньютон утверждал, что «При изучении наук примеры полезнее правил» Эти слова стали девизом в моей педагогической работе.
Считаю, что настоящий профессионализм рождается в деятельности , в конкретном законченном деле, результат которого можешь оценить ты сам и другие люди.
Практический пример на занятиях по производственному обучению формирует профессиональные навыки у обучающихся.
Само выполнение производственного задания включает обучающегося в профессиональною деятельность и сразу создает учебную мотивационную среду. Мотив ожидания внешней оценки и мотив профессионального самоутверждения в процессе выполнения производственного задания становятся ведущими.
Моя задача, как мастера производственного обучения - организовать на занятиях практическую профессиональную деятельность, в которой связанные между собой элементы создавали бы четкий алгоритм. Завершение алгоритма должно однозначно приводить к запланированному результату, а каждый элемент алгоритма содержать пример профессиональных действий, ориентированных на результат. Простое усвоение алгоритмов профессиональных действий еще не настоящий профессионализм.
Уверена, что мастер производственного обучения просто обязан показать общественную значимость даже самого маленького законченного дела на выполнении производственного задания.
Осознание важности для других того дела, которое делаешь, формирует у обучающихся профессиональные качества и доказывает, что учиться можно без принуждения.
Очень важным моментом для себя в подготовке и проведении урока считаю определение целей.
Правильное, адекватное целеполагание определяет высокий уровень результатов обучения.
Как известно, цели урока определяют содержание, структуру, логику изучения учебного материала. Цели урока не должны быть формальными, они реализуются через содержание деятельности. Стараюсь реализовать на каждом своем уроке все дидактические цели.
В своей педагогической деятельности считаю методы развивающего обучения наиболее прогрессивными и действенными.
Разработка развивающих технологий обучения требует, прежде всего, ответа на два вопроса:
- Какова та система, которая должна быть «построена» в процессе обучения?
- Как должно вестись само «строительство»?
Ответы на первый вопрос оставляют структурные основы развивающего обучения и в конечном итоге сводятся к построению некой, будем называть ее рациональной, модели интеллекта. Они определяют цели, конечный образ того, что должно быть создано.
Ответы на второй вопрос – технологические основы развивающего обучения, определяющие то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного получения нужного результата.
Итак, при проведении уроков п/о в лаборатории, которая оснащена всем необходимым оборудованием и инвентарем, развивающее обучение предполагает вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать на уроках п/о дидактические игры, проблемные ситуации, практические вопросы, тесты, а также методы, направленные на обогащение воображения, логического мышления, памяти, речи, учат учащихся делать выводы, сравнения.
Например:
- Урок «ТБ и охрана труда на предприятиях общественного питания» использую рисунки различных видов оборудования с сигнальными точками, с помощью которых учащиеся строят свой ответ.
- Урок «Органолептическая оценка качества основного сырья»:
- При изучении этой темы учащиеся не просто знакомятся с методикой определения качества муки, сахара, масла сливочного и яиц, они также отвечают на ряд вопросов:
-если устанавливая влажность муки вы определили, что она не соответствует стандартным показаниям, каковы ваши действия?
-при оценке качества сахара- песка вы установили наличие комков, каковы ваши действия? и.т.д.
При ответе на данные вопросы учащиеся не только должны знать показатели качества сырья, но и логически мыслить, что бы выделить необходимые операции и подкрепляя практические знания теоретическими, обосновать свой выбор.
К развивающим элементам урока относятся и нетрадиционные методы обучения в виде «Устного материала»
- Урок «Характеристика и ассортимент мучных кондитерских изделий». Материал к уроку готовится по бригадам:
I бригада «Это интересно»
II бригада «Характеристика мучных кондитерских изделий -пирожные и
торты»
III бригада «Ассортимент кондитерских изделий»
IV бригада «Значение МКИ в рациональном питании»
Такая форма обучения дает возможность на уроке ознакомиться с большим объемом учебного материала, каждая группа учащихся в процессе подготовки к данному уроку прорабатывает большой объем информации, выбирая самое интересное, актуальное, новое. Так же в процессе подготовки присутствует элемент творчества. Еще один элемент развивающего обучения – это проблемные ситуации и практические вопросы.
Я в данном случае подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения, побуждая учащихся желать сравнения, обобщения.
Например:
- «При приготовлении дрожжевого теста - тесто не подходит или процесс проходит недостаточно интенсивно – в чем причина возникновения и найдите способ исправления?
- «Тесто кислое – причина возникновения, и какой способ исправления этого недостатка»
-Как органолептически определить окончание выпечки слоеного п/ф (бисквитного п/ф)?
Также на уроках используются кроссворды, головоломки.
Конечно, творческие резервы не исчерпываются перечисленными методическими приемами. Главным условием повышения эффективности урока является интенсивная деятельность мастера п/о, тщательный анализ находок и неудач, глубокое изучение педагогического и производственного опыта.
На мой взгляд, самая главная цель также уроков производственного обучения подготовка учащегося к квалифицированному труду, вооружение его необходимыми знаниями и практическими трудовыми навыками и умениями. В лаборатории самостоятельная работа учащихся организуется следующим образом:
- после объяснения новой темы и показа последовательности выполнения производственного задания, учащиеся составляют конспект. При выполнении практической работы обращаю внимание на организацию рабочего места, соблюдение правил личной гигиены и ТБ при работе с оборудованием.
Вся методика ведения урока в лаборатории направлена на то, чтобы учащиеся могли получить все необходимые знания и навыки для работы на производстве.
В решении этих задач значительная роль отводится формированию у учащихся умений и навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком бы объеме не получали обучаемые, они имеют необратимую тенденцию быстро устаревать, отставать от потребностей жизни, производства. Выход из этой ситуации- обучение учащихся самостоятельности, в формировании у них умений приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов самостоятельной работы.
Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе образования. Повышение социального статуса специалиста в системе его подготовки должны ориентироваться на принципы саморегуляции, самовоспитания, самообучения, самоопределения, самоконтроля и.т.д.
Думаю, что эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных органических элементов учебного процесса и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Самостоятельность учащихся в полной мере реализуется во время их работы в кондитерском цехе Новомосковского хлебокомбината, что является частью каждого урока п/о.
Хочу коснуться вне урочных форм обучения. Мною практикуется проведение тематических классных часов по профессии «Кондитер» , где организуется выставки, приглашаются специалисты с предприятий. Ко дню открытых дверей для школьников и родителей учащиеся готовят рекламные ролики по профессии, выставки технического творчества. Большое место в формировании квалифицированных специалистов занимают декадники по профессии: это поиск исторических фактов и встречи с выпускниками, проведение мастер-классов. Ежегодные олимпиады профессионального мастерства помогают определить лучших из лучших по профессии. В проведении олимпиад большое внимание уделяется разработке оценочного листа, где учитывается время и обязательное следование условиям, заявленной рецептуре, технологической карте; важнейшими критериями оценочного листа являются – новые вкусовые сочетания, дизайн блюда и оформление экспозиции в целом (презентация), оригинальность и творческий подход.
Участие в городских и областных фестивалях профессионального мастерства стало для нас традицией. 2010г- IV фестиваль кулинарного мастерства, проводимый в нашем городе, был посвящен 80- летию образования г. Новомосковска, 65-летию Победы и Году Учителя. Я являюсь постоянным членом жюри таких фестивалей.
В отличии от учебной, внеучебная деятельность дает широкий простор для варьирования содержания, форм, методов работы с учащимися.
Я считаю, что для воспитания интереса к профессии важна также тесная взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. При этом внеучебная деятельность не должна ограничиваться просветительством. Мы включаем воспитанников профлицея в общественно- полезный труд, содержание которого требовало бы применения профессиональных знаний. Сочетание общественно полезной деятельности учащихся с комплексом мероприятий, расширяющих их знания о процессе, позволяет сделать работу по воспитанию профессионального интереса целенаправленной и систематической.
Я всегда помню, что учащиеся наиболее полно и глубоко воспринимают лишь ту информацию, которую они сами в процессе своей деятельности использовали и совершенствовали, и никто не заставит воспринимать и обрабатывать ее, если они сами этого не захотят, поэтому всегда провожу целенаправленную работу с учащимися, специально подбираю систему заданий для самостоятельной работы, что способствует формированию у них самостоятельности как профессионально важного личностного качества.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Жизнь и изречения знаменитых философов.
Лермонтов М.Ю. "Демон"
Костова Элизабет " Историк"
Стефан Цвейг
Моё портфолио
Профессионалами не рождаются, профессионалами- становятся.