Бадертинова Раиса Муллахматовна

Сайт учителей коррекционной школы

Надо беречь и любить природу и она будет платить тебе тем же.

Профессия: учитель географии и биологии

Профессиональные интересы: Чтение научных статей по биологии, географии

Увлечения: Чтение художественной литературы

Регион: Республика Татарстан

Место работы: Мензелинская коррекционная школа-интернат 8 вида

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/badertinova-raisa-mullakhmatovna
Не успокаиваться в случае удач, Не приходить в отчаянье в беде.
Сенека младший

Я давно работаю в коррекционной школе. Думаю, что публикации очень помогают в работе. Хотелось поделиться некоторыми из них

О себе

В 1978 году закончила педагогическое училище и стала работать в коррекционной школе-интернат. В 1979 году поступила в  Казанский Государственный Педагогический институт на заочное отделение естественно-географического факультета. В г. Казани прошла профессиональную переподготовку в 2012г.  В данный момент продолжаю работать в коррекционной школе учителем географии и биологии.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

С детства я любила читать. Особенно мне запомнились книги Ильиной  "Четвертая высота", о девочке, которая для достижения цели преодолела много препятствий, Осеевой "Васек Трубачев и его товарищи". Эта повесть об учениках приехавших из Москвы на Украину и попавших на период начала войны. Повести Дубова, Фадеева и др. Люблю читать про Отечественную войну. Запомнилась книга "Молодая гвардия",  о ребятах - подростках, действующих в тылу врага в Киеве. , "От Путивля до Карпат" Ковпака о наших партизанах, действующих в тылу врага. Запомнилась книга "Конец осиного гнезда" о наших разведчиках и др.

Сейчас люблю читать научные статьи по географии,о природе, выписываю журнал "муравейник" уже много лет. Он помогает мне в работе.

Мой взгляд на мир

Люблю животных, природу и очень хочу, чтобы и дети это любили

Моё портфолио

В нашей школе есть метеоплощадка, на которой мы с детьми проводим наблюдения за изменениями в природе и погодными условиями.  на основе этих наблюдений  я провела открытое мероприятие "У погоды нет плохой погоды"Тема занятия: у природы нет плохой погоды

Цель:

- объяснить, какие сезонные изменения происходят в нашей местности;

- учить наблюдать изменения в природе и уметь находить им научное объяснение;

- учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы.

- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между погодными условиями в местности,

- расширение кругозора учащихся, развитие речи, логического мышления;

- коррегировать познавательный интерес посредством изучения природных явлений;

- воспитание любви к  природе и желания беречь её;

Оборудование: интерактивная доска,

 - слайды с фотографиями из жизни нашей школы;

 - указка;                       

 -  Костюмы ёжика, муравья, птиц, стрекозы;

- запись песни «У природы нет плохой погоды». Ход занятия:

Слайд №1,2

Небольшой городок Мензелинск находится на северо-востоке Татарстана

на живописном берегу р. Мензеля.

Наш район богат лесными, водными ресурсами, имеются запасы полезных ископаемых: глины, песка, нефти и бурого угля. В связи с тем, что уголь залегает на большой глубине, добыча его невыгодна.

Природные условия благоприятны и позволяют нам заниматься земледелием и  собирать хороший урожай. Но ещё во многих вопросах человек зависим от природы и поэтому он наблюдает за природными явлениями, стараясь составить правильный прогноз погоды.

- скажите, чья деятельность зависит в большой части от погодных изменений в природе? Ответы детей: землепашца, летчиков, моряков и т.д.

- скажите, что такое «климат» и что такое «погода»? Ответы детей- в чем их сходство и различие?

- перечислите,  какие факторы характеризуют погоду? Ответы детей

- Наше мероприятие называется «У природы нет плохой погоды». Кто сможет объяснить зто выражение? Ответы детей

 Человек давно научился фиксировать измения погодных условий в  природе с помощью различных приборов: термометра, флюгера, осадкомера, барометра и др.

Какие службы занимаются прогнозом погоды? Ответы детей

Надо сказать, что метеостанции были созданы и они начали работать с 1921г.Слайд3.

У нас в школе установлена простейшая метеостанция, где мы с вами на уроках географии узнаем скорость  и направления ветра (какой прибор?), температуру воздуха (с помощью какого прибора?) и какое количество осадков выпало (какой прибор?). Все это мы ежедневно  фиксируем, а также какие изменения происходят в природе: прилет птиц, распускание листьев и т.д.

Расскажите, от каких факторов зависит изменение погодных условий в нашей местности. Ответы детей

- скажите, если ветер дует с запада, что он несет? Ответы детей

 -  перечислите, какие измения погодных условий происходит при южном, северном и восточных ветрах? Ответы детей

                                    Слайды 4,5

Изменения погодных условий у нас фиксируют на городской метеостанции, которая расположена на юго-западе нашего города и является шефом нашей метеоплощадки. Начальник данной метеостанции Кириллова Лилия Октябревна помогает нам по всем вопросам, что касается оборудования метеоплощадки. Посетили метеостанцию и ребята, они с удовольствием слушали, как и с помощью каких приборов ведется наблюдения за погодой.

 

Выступление начальника городской метеостанции Лилии Октябревны.Слайды 6. 7

По многолетним данным у нас среднемесячная годовая  t° воздуха составляет 5.3°, но в 2012г она составила всего 4.7°.   И это  несмотря на то, что  в апреле и мае погода была теплой. Воздух прогрелся до 27.9° в апреле и в мае 30.3°.    Это максимальная температура воздуха за данный месяц. В этом году было зафиксировано  22.2 °  в апреле, в мае 29,9 °.

 Был холодным март месяц, зато  в ноябре был побит рекорд  - максимальная температура 14°! Это очень много: за ноябрь  такая температура воздуха не фиксировалась в течении многих  лет.

 Но судя по графику среднемесячная годовая температура почти совпадает с многолетней среднемесячной температурой за период с января по октябрь.      Ноябрь еще не закончился и среднемесячную температуру я пока не вывела.    

Слайд 8

Очень интересно взглянуть на график высоты снежного покрова: в январе и феврале 2012г он был всего 14-15см, но зато в то же время в 2013г он составил 36-37 см. Поэтому  этой зимой  вам часто приходилось выходить на чистку снега.  Весной снег сошел (растаял) 5.04. в 12г, 8.04 в 2013г.  Но в связи с тем, что снежный покров был небольшим, в том году почва оттаяла позднее.

 Слайд 9.       

По графику выпадения осадков в нашем городе, можно заметить, что наибольшее количество осадков выпало в июле 96 мм, а также в августе и сентябре, перекрывая среднегодовые показатели за эти месяцы. В прошлом году много  осадков было в марте, августе и декабре. За 2012 г выпало 388 мм осадков, при норме 480 мм.  В этом году с января по октябрь уже выпало 482 мм осадков, перекрыв среднегодовую норму. Слайд 10       

      

                                                           

Наблюдать за изменениями в природе мне помогают наши ребята. В 12г мы зафиксировали, что 8 мая уже цвели яблони, набрала цвет сирень, а черемуха к этому времени уже отцвела. 12 мая зацвела акация, рябина. 18 июня зацвела липа. 20 июня уже поспевала малина, клубника. Это случилось из-за того, что май был очень теплым. Но недаром говорят, что «май холодный, год хлебородный». Это связано с тем, что в мае месяцы все личинки вредителей полей и садов погибают при низкой температуре. В прошлом году май и апрель были теплыми, поэтому было много колорадских жуков, мало смородины и малины т.к.  бутоны цветов повредили вредители.

 К концу сентября почти облетели все листья на деревьях в отличие от этого года. 

В конце марта мальчики на уроках труда вывешивали скворечники в парке и на территории лагеря. Март был холодным, как я сказала, поэтому в этом году лишь 12 марта мальчики сообщили о  прилете грачей, 2 апреля скворцов, 13 апреля о прилете чаек. 15 апреля принесли букетик мать-и-мачехи.  17 мая зацвели яблони, вишня. Сирень зацвела 22 мая.  Цветение сирени говорит о наступлении лета. Спелая клубника появилась лишь в  июле.

                                             Слайд 11

Раз разговор зашел о приметах, связанных с погодой, надо сказать, что человек дитя природы.  Он всегда он старался предугадать погоду, наблюдал за ней и в течение многого времени накопил немалый опыт, предсказывая погоду по народным приметам. Расскажите, какие приметы погоды вы знаете?

Ответы учащихся.

                                              Слайд 11

По данному слайду мы видим, что приметы бывают долгосрочные и кратковременные.

                                              Слайды 13, 14

Погоду можно определять и предсказывать по облакам и по выпадению осадков. Но обязательно надо опираться на несколько примет, связанных с погодой, чтобы не ошибиться.

 

 

                   Сценка  «Стрекоза и Муравей».

                                                   Слайд 15

В отличии от Стрекозы и какая бы погода не была, в нашей школе ребята не сидят сложа руки, они любят трудиться: был почищен парк, посажены деревца. Были посажены деревья не только на территории школы, но и  по улице Татарстан, Кадомцевых.

                                                   Слайд 16

22 мая были посажены лук и цветы на территории школы, лагеря. Все лето они заботливо ухаживали за цветниками, поливали их и пропалывали. 5 октября цветники почистили и вскопали.

                                                 Слайд 17, 18

 

17 мая были посажены картофель и свекла, 18 мая высадили капусту(1 тыс. корней), 20 мая морковь. До 14 сентября был собран урожай картофеля 3240кг.  Свеклу, морковь и капусту убрали 3 октября.

Капуста 2т, морковь 280кг. Свеклу кормовую 7т., столовую 1312кг. Всего урожая собрали на сумму более 700 тыс. рублей.

Слайд 19.

А это наша теплица. Здесь мы выращиваем рассаду цветов, капусты и томатов, а также тепличные огурцы и помидоры. 25 октября в теплице провели замену почвы. Огурцов собрали 1200кг, помидоров 703 кг и закрыли 346 банок солений.

 

                                 Слайды 20, 21

 У нас есть животноводческий комплекс на территории нашего лагеря, где выращиваются овцы, телята, гуси, кролики, куры.  Ребята с удовольствием ухаживают за ними, а летом заготавливают корм: свеклу, сено, веточный корм.

                                            

                                                Слайд 22

Нет на свете, наверное, человека, который не любил яблоки! Это наш фруктовый сад. Его заложил будучи  директором нашей школы, ветеран войны Гильфанов  Хабиб Хасбутдинович.

 

Слайды  23 - 29 под музыку «У природы нет плохой погоды»

При любой погоде мы занимаемся спортом, играем, поэтому мы всегда здоровые и веселые.

Слайд  30

 

Вот и закончилось наше занятие. Хотелось бы напомнить, что мы продолжим наблюдения за погодой, поэтому продолжайте фиксировать все, что вам кажется интересным и заслуживающим внимания.

Не забывайте: птицам очень трудно зимой, поэтому надо повесить кормушки в парке, дома в саду. Вы сразу увидите, какие птицы прилетели к вам в гости.

Обратите внимание, когда прилетят синицы, снегири, появятся в нашем парке дятлы. Все это мы зафиксируем, а потом сравним наши наблюдения за этот и прошедший год.

Желаю Вам здоровья, спасибо за внимание.

Слайд  31

Приложение.

 

Слайд  32

Использованные ресурсы.

                                                  

 

                                            

                                              

 

 

 

                                                 

 

 

 

                              

                                            

                                      

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы