Посвящается 1160-летию города Ростова Великого
История города уходит в глубь веков. Впервые в летописи Ростов Великий упомянут в 862 году, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро. Это уютный город Ярославской области, в котором на небольшой площади расположены многочисленные достопримечательности, уникальные историко-архитектурные памятники прошлых веков. Визитной карточкой города является знаменитый Ростовский кремль с его многочисленными музейными экспозициями.
Вложение | Размер |
---|---|
rostov_velikiy.docx | 70.06 КБ |
Есть в России места, полные особого смысла, значения и очарования, где застывшее в пространстве прошлое остаётся ощутимым, и потому – волнует. И среди них – Ростов Великий, один из древнейших городов русских, некогда равный славой и богатством Новгороду и Киеву, признанный духовный и культурный центр в те времена, когда ещё не существовала Москва… Он сохранил многое из того, что делает его неповторимым, не просто Ростовом, а Ростовом Великим.
О ГРАД СВЯТОЙ!
«…Чтоб от чуда не отвыкли,
Есть у нас Ростов Великий – Свет очей»
Николай Михайлович Родионов
По предложению археологов, впервые человек ступил на Ростовскую землю около двадцати тысячи лет назад, когда здесь обитали мамонты, северные олени, туры и шерстистые носороги. Многочисленные неолитические стоянки – ровесники египетских пирамид, располагались по берегам озера Неро и впадающих в него рек. На смену охотникам и рыболовам эпохи неолита пришли фатьяновцы – «летучие голландцы» эпохи бронзы (первая половина II тысячи до нашей эры). Это был один из самых загадочных народов, обитавших в этих краях: до сих пор неизвестно, откуда он пришёл и куда исчез. В VI веке нашей эры здесь появляется народ, имя которого известно из летописи – меря. Он расселился по всей Верхней Волге. Ростовская земля стала центром хозяйственной, культурной и политической организации мерянских племён. Здесь было расположено около двух десятков селищ, а центром мерянкого этнического объединения являлось Сарское городище, располагавшееся в излучине реки Сары (двенадцать километров от Ростова). О мери сегодня напоминают лишь названия местных рек, сел, озер: Локсомер, Ишня, Уница, Сула, Инеры, Шугорь, Шурскол и прочее.
В устье несуществующей ныне реки Пижермы, на северном берегу озера Неро, возник безымянный мерянский посёлок, которому в IX веке суждено было стать форпостом новгородской славянской экспансии в Ростовском крае и превратиться в славянский город Ростов, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 862 годом. Хотя археологического подтверждения этой летописной даты пока нет, но именно с неё ведётся официальное исчисление возраста Ростова. Таким образом, 2022 год для города юбилейный – ему исполнилось уже более 1160 лет.
Полтора столетия историческая наука пытается разгадать тайну имени города. Существует множество предположений и гипотез, но к единому мнению ученые так и не пришли. Согласно местному преданию, Ростов своё название получил по имени основателя, легендарного царевича Росса, разбившего здесь лагерь (стан). Словосочетание «Россов стан» постепенно превратилось в «Ростов».
Век спустя Ростов стал центром распространения христианства в Северо–Восточной Руси. Его жители были крещены в 991 году; тогда же на торгововечевой площади появился первый христианский храм Ростовской земли во имя Пречистой Богородицы – «от древес дубовых».
К концу Х века территория города достигла двенадцать гектар, а к концу XI столетия – удвоилась. Ростов превышал окружавшие его поселения не только размерами, но и численностью жителей: в XI – XII веках летопись называет его «славным и многонародным». К началу XIII века Ростов достиг 200 гектар, размеров, которые не изменялись на протяжении нескольких последующих столетий, и стал одним из крупнейших городов Древней Руси (для сравнения: Киев и Новгород не более 300, Владимир – 145, Суздаль – 49 гектар соответственно). И значит, упоминание Ростова как «Великого» в обращении князя Вячеслава Владимировича к своему брату, удельному ростово–суздальскому князю Юрию Долгорукому в 1151 году не было случайным и отражало истинную значимость города. В это время здесь было три монастыря; летописи зафиксировали, что во время пожара 1211 года в городе сгорело пятнадцать церквей. В центре Ростова, южнее собора располагался епископский двор, к которому примыкали два монастыря: с запада – Иоанновский, с юга – Григорьевский. Ближе к берегу озера стоял княжеский двор. Городской центр был укреплён бревенчатой стеной с башнями, стоявшими на незначительной подсыпке. Деревянный посад, находившийся за пределами центра, был сформирован по кончанской системе (например, Сретенский, Чудской концы).
Хотя Ростов находился на окраине Киевского государства, на Северо–Востоке страны он играл очень важную роль, и недаром великие киевские князья отправляли сюда на княжение своих сыновей.
Во времена равноапостольного великого киевского князя Владимира (X – начало XI века) в Ростове княжили его сыновья Ярослав (впоследствии знаменитый киевский великий князь Ярослав Мудрый) и Борис, предательски убитый по приказу своего брата Святополка, и ставший первым русским святым. Позднее князь Всеволод Ярославич отдал Ростов во владение своему сыну Владимиру Мономаху, который и княжил здесь до 1076 года. Именно сюда, в Ростов, около 1074 года была привезена его невеста Гита, дочь последнего сакского короля Англии. Венчались Владимир и Гита в ростовском Успенском соборе. Позднее Владимир Мономах был посажен в Чернигов, но Ростовская земля осталась его «отчиной», и в Ростове по очереди княжили его сыновья – Мстислав Великий и Юрий Долгорукий. В 1107 году Владимир Мономах приезжал в Ростов на свадьбу Юрия с дочерью половецкого хана Аепы, также венчавшихся в Успенском соборе. Следует отметить, что до начала XIII века ни один из ростовских князей здесь не жил. Они бывали в Ростовской земле лишь наездами или присылали сюда своих представителей для сбора дани и осуществления судебных функций. В их отсутствие городом управляло вече.
Первым удельным князем Ростово–Суздальской земли считается Юрий Долгорукий, основавший немало новых городов: Кострому, Юрьев–Польской, Дмитров … и Москву – на землях казненного им ростовского боярина Степана Кучки. А сына своего Андрея князь Юрий женил на дочери убитого. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский перенёс великокняжеский «стол» во Владимир, а не в старший город края – Ростов, чем очень «обидел» ростовцев, которые говорили про владимирцев: «… то суть наши холопе, каменщицы и древодели, и орачи». И хотя князь построил в Ростове белокаменный Успенский собор (1161–1162) вместо сгоревшего деревянного и всячески способствовал канонизации Леонтия, одного из первых ростовских епископов, мощи которого были обнаружены во время строительства собора, ростовцы обиды не забыли. Ростовские бояре составили заговор против Андрея Боголюбского и убили его. Великим князем Владимирским стал его брат – Всеволод Большое Гнездо, по смерти которого Ростов перешёл во владение его старшего сына Константина Всеволодовича, стремившегося сделать Ростов столицей всей Северо–Восточной Руси.
Князь Константин Всеволодович Мудрый и стал родоначальником династии ростовских князей. Он слыл книжником и был одним из образованнейших людей своего времени. В 1204 году им было основано одно из первых духовных училищ на Руси – Григорьевский затвор. В это время ростовским епископом был другой видный книжник – епископ Кирилл I. С его именем связывают оживлённую книгописную деятельность в Ростове начала XIII века. По сообщениям Лаврентьевской летописи под 1229 годом, епископ был «… богат зело кунами и всем товаром, и книгами, как ни един епископ быв в Суздальской области». Установлено, что одиннадцать пергаменных кодексов, изготовленных в Ростове при епископе Кирилле, сохранились до наших дней.
В 1213 году князь Константин начинает заново отстраивать рухнувший от пожара Успенский собор, возведение которого завершает в 1231 году его сын Василий (Василько). Этот князь вошёл в историю Ростова своим жертвенным подвигом в борьбе против монголо–татарских завоевателей.
04.03.1238 год – на берегу лесной реки Сить произошло жестокое сражение между русскими и татарами, в котором князь, возглавлявший ростовскую дружину, был пленён, и за отказ служить врагам – казнён.
Оплаканный всем Ростовом, он был погребён в Успенском соборе. Позже, в 1549 году князь Владимир был канонизирован; его память совершается четвёртого марта.
Не оказавший сопротивления врагам и потому не разорённый, Ростов стал одним из немногих городов Руси, где даже во время татаро–монгольского нашествия велось летописание, продолжалось каменное строительство, развивалось просвещение. Вплоть до начала XVII века здесь продолжало существовать духовное училище – Григорьевский затвор. По словам историка Льва Николаевича Гумилёва, «… в Великоруссии около 1300 года самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростовское».
В XIII – XIV века Ростов не раз становился центром антимонгольских выступлений. Так было в 1262 и 1289 годах, но особенно тяжело городу пришлось в начале XIV века. С пугающей периодичностью, чуть ли не каждые два года, татары разоряли его. Летопись свидетельствует, что в 1320 году «… быша злии татарове в Ростове и събравшеся людие, изгонише их из городы». Это выступление ростовцев было подавлено, причём руками москвичей: воеводы князя Ивана Калиты, Василий Кочева и Мина, жестоко разграбили Ростов. Старейшина ростовских бояр Аверкий был казнён, многие древнейшие боярские роды разорены, в их числе и боярин Кирилл, отец преподобного Сергия Радонежского, будущего игумена Земли Русской. Но тогда Ростовское княжество всё же сохранило свою самостоятельность. В 1380 году ростовская дружина билась с татарами на поле Куликовом. По преданию, в её рядах сражались и две ростовские княжны – Антонина Пужбольская и Дарья Ростовская, которые, облачившись в доспехи, последовали на битву за своими возлюбленными и погибли. Ростовская легенда утверждает, что княжны были погребены в городе близ старого княжеского двора. Около 1395 года ростовский епископ Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, перенёс с Гориц на это место Рождественский девичий монастырь.
Ростов лежал на одном из главных торговых путей того времени к Белому морю. Это способствовало его экономической независимости. Во второй половине XIV и в XV веках ростовские князья чеканили свою монету.
Вплоть до начала XIV столетия Ростов сохранял и роль крупного политического центра. Однако уже XIV – XV веках он это значение утратил. Феодальное дробление Ростовского удела привело к тому, что даже сам город распался на отдельные владения. Около 1328 года правнуки князя Константина Всеволодовича разделили Ростов на две части – Сретенскую и Борисоглебовскую. Именно в то время родилась знаменитая поговорка: «В Ростовской земле князь в каждом селе». В 1332 году при князе Иване Калите Сретенская половина отошла к Москве, оставшуюся часть Ростова у потомков ростовских князей в 1474 году выкупил великий князь Иван III.
Но по–прежнему Ростов оставался крупным церковным центром. Влияние и богатство Ростовской епархии возрастало вплоть до конца XVII века. В XIV веке она стала архиепископией, а в конце XVI века – митрополией. В 1508 – 1512 годах в Ростове был сооружён новый Успенский собор на месте предшествовавших ему четырёх храмов.
При царе Иване IV Грозном Ростов входил в состав его опричных земель. Ростовские князья, издавна игравшие заметную роль при московском великокняжеском дворе. Подверглись кровавым репрессиям.
Но несмотря на страшные политические коллизии, экономика Ростова в этот период продолжала развиваться. Он оставался крупным торговый центром, и его развитию способствовало установление торговых отношений с Англией. В конце XVI века в городе располагалось английское торговое представительство. В это время на средства государевой казны здесь было построено два новых каменных храма – Богоявленский собор в честь взятия Казани (1555) в Авраамиевом монастыре и церковь Вознесения Господня или Исидора на Валах (1556). Эти сооружения дошли до наших дней. В 1582 году было начато возведение земляной крепости вокруг центра Ростова. Однако эти работы так и не были закончены, и город остался без укреплений.
В начала XVII века в Смутное время незащищённый Ростов оказался лёгкой добычей польско–литовских интервентов и присоединившихся к ним переславцев.
11.10.1608 год – враги подошли к городу.
На подступах к Ростову небольшая рать, возглавляемая воеводой Третьяком Сеитовым, вступила в короткую, но жестокую битву. Ростовцы, вынужденные отступить в город, продолжали упорно сражаться на его улицах. Последние защитники укрылись в Успенском соборе, где находился ростовский митрополит Филарет Романов (отец будущего царя Михаила Фёдоровича). Митрополит вышел на паперть со словами увещевания, но они не были услышаны. Интервенты и изменники ворвались в храм, и началось поголовное избиение укрывшихся в нём горожан. Филарет Никитич был схвачен и увезён в Тушинский лагерь Лжедмитрия II, а собор и город – безжалостно разграблены: «… литовские люди Ростов весь выжгли и пресекли». Первое народное ополчение город освободило, но в конце ноября 1611 года он вновь был захвачен отрядом пана Будзилы. Окончательно Ростов был освобождён в 1612 году ополчением Минина и Пожарского. Но это ещё не было концом бедствий и страданий его жителей: в 1618 году бродячая банда польских мародёров налетела на спящий город, и, ограбив его, ушла. Это были последние враги, ступавшие на Ростовскую землю.
Трагедия польско–литовского разорения Ростова со всей ясностью поставила вопрос о необходимости строительства оборонительных сооружений вокруг города. И в 1632 – 1634 годах по Указу царя Михаила Фёдоровича центр Ростова был заключён в земляную крепость. Руководил строительством голландский инженер Ян Корнелиус Роденбург. В строительных работах участвовали жители Ростова, Кинешмы и Пошехонья. Крепость имела форму девятиконечной звезды и состояла из двух рядов земляной насыпи – большого вала и привалка с сухим рвом между ними, и рвом, заполненным водой, с внешней стороны привалка. По верху большого вала шла деревянная стена с башнями и «фартяными стойками» над проездными воротами. Ворота были – Фроловские (в сторону Ярославля), Петровские (к Москве), а также – к озеру Неро – «Борисоглебский подлаз». В главном валу устроили потайные выходы – два каменных и один деревянный. При возведении крепости было снесено множество дворов и даже церквей. Исключение составила каменная церковь Вознесения Господня: её заключили в одну из куртин большого вала. К счастью, земляная крепость для обороны города так и не пригодилась. Но в XVIII веке она оказала определяющее влияние на формирование регулярной застройки Ростова.
На протяжении всего Средневековья вплоть до XVIII века на Руси действовал «Закон градский», предполагавший свободное размещение частей города – крепости, слобод, посада – в соответствии с рельефом местности. При этом город приобретал ярко выраженную индивидуальность. Средневековый Ростов имел укреплённый центр, через который с запада на восток шла, повторяя направление береговой линии озера, вымощенная бревенчатым настилом дорога. Вокруг центра размещались посад, слободы, огородные и выгонные городские земли.
Городские слободы носили названия:
Семнадцатый век – век последнего расцвета Ростова Великого. Вся жизнь города во второй его половине была связана с деятельностью митрополита Ионы III Сысоевича (около 1607 – 1691). Согласно преданию, он родился в семье сельского священника в заозерном селе Ангелово. В юности принял монашеский постриг, стал иноком Угличской Воскресенской обители, затем архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, позднее – настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря.
15.08.1652 год – патриарх Никон посвятил Иону в сан митрополита и назначил в Ростов.
Иона Сысоевич вступил на кафедру во время великого перелома в русской церковной жизни. Он имел большое влияние в церковных и светских кругах, какое–то время он был даже местоблюстителем патриаршего престола. Таким образом, в начале своей деятельности митрополитом Иона Сысоевич почти постоянно находился в Москве. В это время в Ростове церковная реформа вызывала сопротивление горожан (старой веры придерживались многие известные ростовские фамилии даже и в XVIII – XIX веках). В 1665 году Ионе Сысоевичу было предписано быть неотлучно на митрополии в Ростове. Отныне вся его неуемная энергия и необыкновенный талант оказались направленными на материализацию идеи величия Церкви и Ростовской епархии. В 1660 – 1690–е годы по замыслу владыки Ионы был возведён величественный ансамбль архиерейского дома – Ростовский Кремль.
В то время в Ростове существовало более сорока видов ремесленных специальностей, а товарное огородничество являлось чуть ли не основным занятием населения. Ростовцы торговали не только в городе, но и вели «отъезжий торг». Вывозили в основном семена лука, чеснока, лён, солёную рыбу. С начала XVII века в Ростове складывается знаменитый «Сбор» – ярмарка, которая в XVIII веке стала одной из крупнейших в России и определяла образ жизни горожан на протяжении почти трёх столетий. В отдельные годы её оборот достигал двадцать пять миллионов рублей. Именно в это время из среды посадского населения начинает выделяться слой состоятельных торговых людей, представители которого впоследствии становятся крупными купцами, составившими цвет Ростова и его славу: Кекины, Хлебниковы, Кайдаловы, Мальгины… В XVIII веке ростовское купечество осваивает торговые пути по Оренбургскому и Уральскому направлениям, ведёт меновую торговлю с Бухарой и Хивой.
В 1702 году на Ростовскую епархию был поставлен митрополит Димитрий (Даниил Савич Туптало, 1651 – 1709), к тому времени – известный церковный проповедник, историк и писатель. Все свои усилия он направлял на духовное просвещение духовенства и паствы, возведение «храма духовного». В Ростове он пишет многочисленные сочинения против раскола, в том числе и знаменитый «Розыск о Брынской вере», завершает труд всей своей жизни – «Четьи–Минеи» (Жития святых Русских Православной Церкви).
В первый же год своего пребывания в Ростове для детей священнослужителей и горожан святитель Димитрий открыл духовное училище, в котором действовал «школьный театр», являвшийся одной из форм обучения и проповеди одновременно. В Белой палате архиерейского дома ставились действа на сюжеты Священного Писания. Деятельность просветителя в Ростове была недолгой, но она оставила глубокий след. В 1709 году митрополит Димитрий скончался и был погребён а Спасо–Яковлевском монастыре, а в 1757 году – канонизирован.
С середины XVIII века при митрополите Арсении (Мацеевиче, на кафедре в 1742 – 1763 годах), в Ростове началось беспрецедентное строительство. Взамен приходских деревянных сооружались каменные храмы.
К этому времени Ростов уже потерял свою административную самостоятельность: до конца XVII века он управлялся присылаемыми сюда ежегодно воеводами, с 1692 года был приписан к Ярославскому воеводству, а с начала XVIII века уже числился в составе Переславской провинции. В 1775 году было образовано Ярославское наместничество, и через два года Ростов получил статус уездного города.
20.07.1778 год – Указом императрицы Екатерины II был утверждён его герб: «В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотые».
В 1788 году уездный Ростов перестал быть центром епархии: архиерейская кафедра была переведена в губернский Ярославль, а величественный митрополичий двор (Ростовский Кремль) остался без какого бы то ни было присмотра.
23.04.1779 год – был Высочайше утверждён регулярный план застройки Ростова, который учитывал экономические потребности города и его исторически сложившуюся застройку.
Вокруг земляной крепости была спланирована обширная ярмарочная площадь шириной 150 – 200 метров, имевшая форму подковы, которая обоими концами выходила на берег озера. Эту площадь окружала полукольцевая улица, от которой веером расходились одиннадцать улиц–радиусов. Их пересекало второе полукольцо улиц. Осуществление регулярного плана началось в последнее десятилетие XVIII века и шло вплоть до 1870–х годов. Согласно плану, центр города был застроен исключительно каменными зданиями; каменными же были и дома на магистральных улицах. На прочих улицах не возбранялось деревянное строительство. Застройка шла интенсивно, и если в 1779 году в Ростове было шесть каменных и 485 деревянных домов, то в 1856 году здесь насчитывалось уже 169 каменных и 884 деревянных дома. В 1865 году территория города увеличилась почти вдвое за счёт приобретения новых земель – 839 десятин на пожертвованные мещанином Михаилом Александровичем Хлебниковым средства. Несомненная заслуга в создании «нового» города принадлежала ростовскому купечеству.
К середине XIX века Ростов из всего своего былого величия сохранил лишь значение крупного ярмарочного центра и богатые воспоминания о своём великом прошлом. Очевидно, именно поэтому ростовское общество осознало значение своего исторического наследия и деятельно занялось его сохранением. В 80–е годы XIX века ростовские купцы Андрей Александрович Титов и Иван Александрович Шляков на пожертвованные средства организовали реставрацию архиерейского дома (Ростовского Кремля), которая елась под руководством Императорского Московского Археологического общества. В 1883 году в Белой палате Кремля был открыт Музей церковных древностей – один из первых провинциальных музеев России.
К начала XX века Ростов был процветающим городом, наполненным всевозможными ремесленными, торговыми и промысленными предприятиями, которые либо обслуживали местное население, либо занимались переработкой производимого в уезде сельскохозяйственного сырья. С 1878 года в городе действовала крупная льнопрядильная фабрика «Рольма», основанная Алексеем Леонтьевичем Кекиным, уроженцем Ростова, Санкт–Петербургским купцом. В 1884 году была учреждена фирма «Торговый дом Александра Петровича Селиванова, сыновья», который принадлежали паточный завод, вырабатывавший патоку, декстрин, глюкозу и саго, и цикорная фабрика. Другой крупной фирмой в Ростове было «Товарищество Иван Александрович Вахрамеев и К0» (1896). Ей принадлежали цикорная фабрика, паточный, саговый заводы и ландринная мастерская. В 1903 году была пущена мельница Стрижниковых.
Всего в это время в городе существовало:
В городе существовала развитая инфраструктура. С 1862 года в Ростове действовал телеграф. В 1866 году здесь открылся Общественный банк. В 1870–м началось регулярное сообщение по железной дороге Москва – Ростов – Ярославль, в 1883 году установлено пароходное сообщение по озеру Неро между Ростовом и заозёрным селом Угодичи. Водопровод, открытый на средства Алексея Леонтьевича Кекина, начал работать с 1886 года (интересно отметить, что тогда во всей России, исключая Финляндию и Польшу, водопровод был только в сорока шести из 621 городов). В 1898 году в Ростове появляется электронная связь, с 1902–го действует конная железная дорога. Её владельцем и строителем был ростовский купец Николай Дмитриевич Кострулин. В городе имелись: электрическая станция (с 11.12.1905 года), частные бани Орешникова с пропускной способностью 1900 человек в сутки. С 1914 года датский подданный Николай Бунгардт открыл в городском саду летний «Электротеатр Варьете».
Ещё один признак процветания города в это время – его способность содержать на свои средства богадельни, приюты, учебные заведения.
В этот период в Ростове функционируют:
В городе действовали различные благотворительные общества, в том числе вспомоществования нуждающимся учащимся городских учебных заведений; при Ростовской земской больнице (с 1889 года); Димитрие–Ростовский местный комитет Российского общества Красного Креста (с 1909 года). При городской Думе содержался капитал для благотворительных учреждений из добровольных пожертвований ростовских граждан. Из него выдавались пособия бедным жителям, приданое бедным невестам, продовольственные пайки нуждающимся.
Ростову того времени была присуща удивительная активность общественной жизни: в это время в городе функционировало более десяти различных добровольных объединений, организаций и обществ с собственными уставами, в том числе:
В 1913 году историк искусств Юрий Шамурин писал: «Ростов, небольшой уездный город, поддерживает «европейскую репутацию» Ярославской губернии… В городе тихо, мирно, много зелени. Нет беспробудного пьянства столицы, нет озлобленных лиц и ругани. Какая–то монастырская или древнерусская степенность царит в городе. Остатки старины стоят на площадях и улицах, как прочный фундамент той жизни, что шумит теперь вокруг них. Здесь не чувствуется разрыва между прошлым и настоящим, и это впечатление глубокой почвенности жизни и культуры придаёт памятникам старины особое серьёзное значение, выдвигает их как нужную и важную сторону жизни. В русских городах крайне редко приходится чувствовать эту связь истории и современности, и нигде не чувствуется она так сильно, очевидно и упорно, как в Ростове».
Статистика насчитывала в предреволюционном Ростове:
События октября 1917 года кардинально изменили всю жизнь в России.
18.12.1917 год – была установлена советская власть в Ростове и уезде, переход к ней произошёл бескровно.
Последовавшие далее перемены коснулись всего уклада жизни старинного Ростова. Промышленные и торговые предприятия были национализированы, дома состоятельных граждан и перешли в собственность города, улицы были переименованы, церкви сначала закрыты, потом часть их разрушена. До Великой Отечественной войны промышленность Ростова развивалась на основе ранее существовавших предприятий. Сколько–нибудь крупного жилого и промышленного строительства не велось. В годы войны Ростов был тыловым городом. В действующую армию из него и района ушло более 30000 человек, из них почти 13000 с фронта не вернулось. За героизм, проявленный на полях сражений, девятнадцать ростовцев были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1953 году над городом промчался смерч, который разрушил часть домов на улице Февральской и снёс купола и кровли Ростовского Кремля. Начались огромные реставрационные работы, в результате которых ансамбль был восстановлен и стал популярным туристическим объектом, визитной карточкой древнего Ростова, вошедшего в 1968 году в знаменитый туристический маршрут «Золотое кольцо».
В 1970–е годы было построено крупнейшее промышленное предприятие Ростова – оптико–механический завод. Параллельно с ним сформировался новый современный жилой массив – Северный микрорайон, или по–ростовски – «Куба». К 1975 году построили новое здание железнодорожного вокзала (архитектор Александр Николаевич Лаврентьев). В 1982 году в центре Ростова был открыт памятник воинам–ростовцам (скульптор Пётр Павлович Чусовитин, архитектор Николай Адамович Ковальчук).
К счастью, новое строительство велось, в основном, на свободных территориях и почти не затронуло исторической планировки и застройки города.
Неповторимая живописная панорама Ростова, создававшаяся веками, его архитектурные памятники, необъяснимая аура этих древнейших мест делают наш город необычайно привлекательным. Человек, побывавший здесь однажды, обязательно сюда вернётся или будет мечтать о новой встрече с Ростовом Великим.
МУЗЕЙ–ЗАПОВЕДНИК «РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ»
В ноябре 2013 года Ростовский музей отпраздновал своё 130–летие. Он помещается в самом знаменитом памятнике Ростова – архиерейском доме Кремля. Оставленный в конце XVIII века церковными властями без присмотра, он разрушался и мог бы совсем исчезнуть, но был спасён гражданам города. Люди разных сословий и разного достатка жертвовали на восстановление Кремля и делали это не «славы ради, а пользы для». В рекордно короткие сроки, с 1880 по 1896 годы он был возрождён из руин, и процесс этот шёл параллельно с созданием и развитием в нём музея.
Одним из главных инициаторов его создания был председатель Ростовской Земской управы, историк, этнограф, коллекционер, купец Андрей Александрович Титов (1844 – 1911). Заручившись поддержкой высоких должностных лиц, он сумел убедить многих и многих ростовцев, в том числе и давно покинувших родной город, пожертвовать средства на благородное дело реставрации, и обеспечить их беспрерывное поступление.
28.10.1883 год – в день памяти выдающегося просветителя XVIII века святителя Димитрия, митрополита Ростовского, в возобновленной Белой палате необыкновенно торжественно был открыт Музей церковных древностей.
Фактически первым директором музея является Иван Александрович Шляков (1843 – 1919), который служил в нём безвозмездно в течение тридцати трёх лет.
После октябрьского переворота название, структура, система подчинения, управления и задачи музея неоднократно менялись.
24.01.1995 год – Указом Президента Российской Федерации музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и стал федеральным учреждением.
Музей обрёл не только новый статус, но и новое название – Государственный музей–заповедник «Ростовский Кремль». Ныне он занимает всю территорию Кремля. Его собрание насчитывает более 100000 единиц хранения; коллекции – уникальны и многообразны; отдельные произведения из них экспонировались в музеях Франции, США, Германии, Бельгии, Южной Кореи.
Главная и уникальная экспозиция Ростовского музея – ансамбль Кремля. Он состоит из трёх частей. Это собственно архиерейский двор, обнесённый высокими стенами; с северо–востока к нему примыкает Соборная площадь с Успенским собором и звонницей; с юга – митрополичий сад с церковью святителя Григория Богослова.
Соборная площадь возникла в конце X века после сооружения здесь первого Успенского собора. Стоящий сегодня на ней 510–летний Успенский собор – старейшее сооружение города. Он был построен в 1508 – 1512 годах на месте его белокаменных предшественников XII – XIII веков. Мощный пятиглавый храм поражает своим величием и торжественностью. Будучи главным храмом Ростовской епархии, Успенский собор до 1776 года служил усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь были погребены:
В 1935 году Успенский собор был закрыт, и только в 1991 году возвращён Русской Православной Церкви. Его интерьер нуждается в реставрации и поэтому служба ведётся в церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной в нижнем ярусе соборной звонницы. Она построена около 1682 года, во время правления митрополита Ионы (1652 – 1690). На фасаде звонницы его мастера повторили ритм членения собора и характерные формы его декора. Ростовская звонница славится звонами своих пятнадцати колоколов. Самый большой из них носит имя Сысой и весит тридцать две тонны.
Другие колокола, меньшие весом, называются:
Известны названия мелодий старинных праздничных звонов:
Центральная часть кремлёвского ансамбля (собственно архиерейский двор) расположена на месте древнего епископского двора, существовавшего здесь с XI века. Строителем Ростовского Кремля был митрополит Иона III Сысоевич (1607 – 1691), который за время своего правления епархией воздвиг уникальный в своей целостности ансамбль, включающий в себя домовые церкви, палаты, административные и хозяйственные корпуса. Его храмоздательная деятельность – исключительное явления русской художественной культуры второй половины XVII века. Немногие заказчики во всей истории древнерусского искусства могут сравниться с ним размахом и последовательностью воплощения своих замыслов.
В 50–60–е годы XVII века был возведён двухэтажный корпус, где помещался Судный приказ, который, помимо осуществления судебных функций над духовенством епархии и митрополичьими крестьянами, являлся центром общего управления Ростовской митрополии. Около 1670 года рядом с Судным приказом, над Святыми воротами Кремля строится церковь Воскресения Господня с двумя фланкирующими её северный фасад башнями. Этим комплексом был оформлен главный вход в архиерейский двор. Напротив него возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведённый к началу 70–х годов XVII века, где жили митрополиты и хранилась казна. В XVIII веке здание получило третий этаж, новый декор в стиле классицизма, а потом и новое имя – Самуилов корпус (по имени митрополита Самуила Миславского, осуществившего эти перестройки). Рядом с митрополичьими хоромами располагается корпус Государских хором (70–80–е годы XVII века), или «Красная палата». Особую живописность придаёт ей нарядное крыльцо, увенчанное двумя шатрами.
Около 1675 года за митрополичьими хоромами был построен комплекс церкви Спаса Нерукотворного Образа (позже – Спаса на Сенях). В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и хозяйственные службы, в верхней – собственно церковь Спаса, большая столовая, или Белая, палата и сени между ними. Спасская церковь являлась домовым храмом митрополита Ионы. Столовая палата имеет традиционную для XVII века одностолпную конструкцию. Здесь проводит торжественные трапезы.
На протяжении 70–80 годов XVII века постепенно, начиная от церкви Воскресения, строились стены и одиннадцать башен митрополичьей резиденции, снабженные всеми атрибутами крепостных сооружений. Но оборонительного значения они никогда не имели, а были призваны показать величие Ростовской епархии. Одновременно со стенами и башнями были построены хозяйственные корпуса – сушила, пивоварня, приспешня, поварня, многочисленные кладовые.
Одной из последних построек времён митрополита Ионы стала надвратная церковь святителя Иоанна Богослова (1683), которая считается самым совершенным произведением ионинских мастеров. В 1680–е годы на территории митрополичьего сада строится церковь святителя Григория Богослова. После смерти митрополита Ионы, последней в Кремле в стиле нарышкинского барокко была построена церковь иконы Божией Матери Одигитрии (1693). Формирование ансамбля архиерейского двора завершилось к концу XVII века. Он удивительно живописен, и в то же время, изысканно гармоничен.
С мая по октябрь посетители Ростовского музея имеют великолепную возможность видеть фресковые росписи кремлёвских храмов. В XVII веке митрополит Иона Сысоевич был единственным русским архиереем, уделявшим столько внимания монументальной живописи. Стенные росписи в кремлёвских храмах выполнялись сразу же после постройки. Их создание входило в первоначальный замысел заказчика, и уникальные архитектурный формы интерьеров не мыслились без росписи. Фрески архиерейского дома образуют комплекс, связанный единым замыслом. При всём различии программ храмовых росписей, они пронизаны темой священства. Ключевое значение во всех частях каждого храма получают различные образы Христа в аспекте Его жертвенного служения: Великий Архиерей, Благое Молчание, Агнец Божий. В Евангельских и апостольских циклах разработана тема благовествования и апостольского служения. Каждой из росписей присущ особый эмоциональный настрой. Напряжённый драматизм фресок храма Спаса на Сенях, просветлённая созерцательность церкви Воскресения Господня, захватывающая острота повествования церкви святителя Иоанна Богослова. Уникальны не только сами росписи, но и их сохранность. Выполненные ярославскими и костромскими мастерами, почти все они дошли до нашего времени. Их звучание, наполняет не только храмы, но и души тех, кто их видит.
К 110–летию со дня создания музея в Белой палате была открыта экспозиция «Музей церковных древностей. Современная реконструкция». Здесь представлены экспонаты, поступившие в музей в течение первых двадцати пяти лет его существования. Это предметы:
Некоторые из них выставлены в витринах, изготовленных местными мастерами резьбы по дереву для самой первой экспозиции музея. Мемориальную часть экспозиции составляют парные портреты купцов Всеволода и Евграфа Ивановичей Королёвых, на чьи средства в 1883 году была восстановлена Белая палата. Об их щедром даре свидетельствует памятная доска в верхней части центрального столба палаты. На его противоположной стороне помещён портрет создателя Кремля митрополита Ионы Сысоевича. Слева от столба располагается старинный большой стол, окружённый стульями с резными спинками. Когда–то здесь собирался Комитет музея, управлявший им до 1918 года. Современная экспозиция Белой палаты воссоздает атмосферу древлехранилища Ростовского музея церковных древностей конца XIX – начала XX века.
С 1969 года в Ростовском музее действует экспозиция древнерусского искусства. Она расположена в восьми залах второго этажа Самуилова корпуса. В экспозиции представлены произведения иконописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства XII – XIX веков, характеризующие Ростов, как один из центров формирования русской художественной культуры. Музей обладает богатейшей коллекцией иконописи XV – XIX веков. Многие иконы выполнены местными мастерами, которых отличает бережное отношение к традиции, особое внимание к канону. Наряду с этими произведениями, представлены иконы, написанные мастерами высочайшего столичного уровня, принадлежавшими к кругу Дионисия, и Новгородской школы. Одним из шедевров коллекции музея, без сомнения, является икона Богоматери Одигитрии (вторая половина XV века) удивительного тонкого, изящного письма Московской школы иконописи. Почти в каждом зале экспозиции представлены иконы ростовских святых:
Коллекция лицевого шитья в экспозиции древнерусского искусства – немногочисленна, но насыщена великолепными произведениями XVI – XVII веков, происходящими из ведущих мастерских «живописи шелками»: великокняжеской – Соломонии, первой жены Василия III; царской – Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного; Годуновых и Строгановых. Особое место в коллекции занимают произведения, вышедшие из мастерской ростовской княгини Марии Луговской. В манере исполнения ростовских мастериц прослеживается стремление подражать лучшим образцам лицевого шитья. Полнота коллекции позволяет представить себе всю историю развития русского церковного искусства.
В 2000 году в помещении Судного приказа открылась экспозиция «Музей финифти», представляющая самую большую в мире коллекцию ростовских эмалей. Финифть – это искусство живописи по эмали, которое появилось в Ростове во второй половине XVIII века. Финифтью украшали церковные облачения и утварь, оклады Евангелий, напрестольные кресты. Век спустя, Ростовская финифть широко распространялась по России. Через скупщиков–торговцев она попадала в Москву, Сергиев–Посад, Санкт–Петербург, Нижний Новгород, Псков, Киев и другие города. С повышением спроса увеличилось и массовое производство продукции, основную часть которой составляли мелкие образки, имеющие черты низовой народной культуры. В XX веке тематика финифтяных изделий претерпевает существенные изменения:
Со второй половины XX века финифть начинают широко использовать для изготовления ювелирных изделий. Броши, кулоны, кольца, серьги с финифтью становятся очень популярными. Современные мастера не только продолжают лучшие традиции миниатюры XX века, но и возвращаются к иконописной тематике. Таким образом, экспозиция музея финифти отражает более, чем двухвековую историю этого промысла.
На первом этаже Красной палаты размещается выставка «Археология земли Ростовской». Она знакомит с «началом начал» истории Ростовского края (IV тысячелетие до нашей эры – XIII век нашей эры). Здесь представлены орудия труда и керамика эпох неолита, бронзы, железа. В VI веке в Ростовском крае появляется угро–финское племя меря. Центром мери было Сарское городище. Многочисленные находки – оружие, орудия труда, ювелирные изделия, «импортные» товары широко представлены в экспозиции и всеобъемлюще характеризуют культуру мери. В IX веке недалеко от Сарского городища возникает новый торгово–ремесленный центр, который к X веку становится городом Ростовом. Его древнейшие археологические памятники – фрагменты белокаменного Успенского собора XII века, костяные коньки, стеклянные браслеты и бусы, пряслица с надписями и многое другое экспонируется на выставке.
На втором этаже северного корпуса Красной палаты располагается «Музей личных коллекций». Он состоит из двух разделов: постоянно действующей экспозиции «Ямские колокольчики и бубен из собрания Владимира Александровича Кима» и сменных выставок, представляющих разнообразные коллекции из личных собраний. В постоянной экспозиции показана одна из крупнейших в России коллекций ямских колокольчиков и бубенцов – почти две тысячи экземпляров, которые представляют совершенно особое явление в русской жизни XVIII – XIX веков. Полтора столетия заливали над просторами России колокольчики и бубенцы, оставившие неизгладимое след в русской песенной и поэтической традиции. Но это время ушло безвозвратно, и сегодня лишь в музейных залах можно увидеть забавные надписи по низу колокольчиков:
А иногда и услышать их забытые голоса.
На втором этаже церкви иконы Божией Матери Одигитрии располагается выставка «Сияет злато и лазурь», где представлены произведения иконописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства, в том числе и западного, эпохи барокко и рококо XVII – XVIII века.
Познакомиться подробно со всеми сокровищами Ростовского музея за один день вряд ли возможно, и потому приезжают сюда любители старины неоднократно. И каждый раз открывают для себя что–то новое.
В 2008 году в доме, принадлежавшем купцам Кекиным (улица Ленинская, дом 32), была открыта экспозиция «Кевина. Род, судьба, наследие», посвящённая одной из древнейших купеческих фамилий Ростова. Эта экспозиция – признание заслуг сословия–труженика, коим являлось купечество, отстроившее Ростов и спасшее его Кремль в XVIII – XIX веках.
ОЗЕРО НЕРО
«Я – зеркало прошлого, сгусток времён,
И совесть, и мера,
Хранилище снов, мартиролог имён,
Я – озеро Неро».
Нонна Михайловна Шляхова
Озеро – колыбель и купель Ростова. Ростовцы не представляют ни себя, ни своего города без озера, возраст которого около пятисот тысяч лет. Есть мнение, что оно появилось в результате тектонических движений земной коры. Современные размеры и очертания его оформились около пяти тысяч лет назад. Сегодня – это самое большое озеро Ярославской области. Длина его береговой линии – около сорока восьми километров, наибольшая ширина – восемь километров, наибольшая длина – двенадцать километров, площадь – пятьдесят четыре квадратных километра. А вот наибольшее глубина – всего четыре километра, при средней – чуть больше одного километра. На дне озера залегают многометровые (до двадцати метров) илистые отложения. Считается, что имя озера мерянского происхождения и означает оно «илистое, болотистое, топкое место».
И в самом деле, озёрные берега – низкие и топкие. Они обильно поросли осокой, рогозом, сусаком, телорезом, тростником, камышом, ивняком. Несмотря на то, что озеро проточное, летом большая часть его покрыта зарослями–плантациями элодии, которую здесь называют «тарнава». В озере водятся – щука, судак, окунь, карась, лещ, ёрш, плотва, густера.
Вода в Неро – мутная, невкусно и для питья пригодна мало, но до конца XIX века большинство ростовцев вынуждены были пользоваться ею.
В озеро впадает семнадцать рек и речушек, названия которых также напоминают о некогда которых также напоминают о некогда жившем здесь народе мери:
Из них самая большая –- река Сара, в своём нижнем течении имеющая название Гда. Её мощный поток (местное название – заструга) проходит через всё озеро и вытекает из него рекой Вёксой. Близ села Николо–Перевоз находится легендарное место «Три Воды». Здесь реки Вёкса и Устье сливаются, образуя реку Которого, которая в Ярославле впадает в Волгу. Со дна озера бьёт несколько ключей, поэтому даже в самый суровый мороз на поверхности его образуются промоины – полыньи, поэтому ходить по льду небезопасно.
В юго–западной части озера есть несколько заливов:
Близ Варуса расположен остров Левский. Второй озёрный остров, намытый на вершине двадцатиметрового утёса, находится напротив Ростова и носит название Городской (прежде – Рождественский). Оба острова низкие, топкие, в половодье они заливаются вешними водами.
Кроме Ростова, на берегах озера и его бывшем дне, расположены старинные селения:
С Ростовского берега в ясную погоду хорошо видно заозёрное село Угодили (в древности Угожь) – одно из древнейших селений, равное Ростову по возрасту, традиционный центр огородничества. До наших дней здесь сохранились колокольня Богоявленской церкви и Никольский храм XVIII века.
На том же южном берегу видна взметнувшаяся ввысь «Порецкая башня» – колокольня храма святого Никиты Мученика села Поречье–Рыбное. Она построена в 1772 – 1779 годы местным архитектором–самоучкой Алексеем Семёновичем Козловым. Высота её девяносто четыре метра, что на шесть метров превышает знаменитую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.
Угодичи и Поречье с давних времён спорят между собой за право называться «родиной ростовского огородничества». Выращивание (или, как здесь говорят, «воспитание») овощей было основным занятием крестьян всей приозёрной котловины. Её земли – «ростовский чернозём» – отличаются высоким плодородием и в старину даже назывались «ростовской золотухой». Огородничеством занимались и жители Ростова. Известно выражение, пришедшее к нам из Переписных книг XVII века: «... пашет лук и чеснок, тем и кормится». То есть, выращивание овощей имело здесь товарный характер. Не зря до сих пор местные огородники называют все овощи, выращиваемые ими на продажу, «товаром». Но особую славу здешнему огородничеству принёс знаменитый ростовский лук, который до сих пор считается одним из лучших сортов для Средней полосы России – как по вкусовым качествам, так по урожайности и лежкости.
Именно с озера открывается великолепная, незабываемая панорама Ростова с его Кремлём, монастырями, храмами, садами.
МОНАСТЫРИ РОСТОВА
«Поехал чёрт в Ростов,
да испугался крестов»
Старинная поговорка
В городской черте Ростова расположено четыре монастыря. Три из них – действующие. В юго–восточной части города на берегу озера Неро стоит Богоявленский Авраамиев монастырь (улица Желябовская, дом 32) самый древний в городе и старейший на Северо–Востоке России. По преданию, он был основана в XI веке на месте языческого капища, посвящённого Велесу, культ которого был особенно распространён на Чудском конце Ростова. Основатель монастыря, инок Авраамий, был одним из первых христианских миссионеров в Ростовской земле. Его апостольская деятельность в Ростове увенчалась успехом не сразу. По молитвам Авраамия, на берегу небольшой речки Ишни недалеко от Ростова ему явился сам святитель Иоанн Богослов и вручил ему чудесный жезл. Вернувшись в город, святой Авраамий разрушил языческое капище и на его месте основал монастырь.
В ходе археологических исследований, проводившихся в 1980–е годы на территории Богоявленского Авраамиева монастыря, было установлено, что его самый ранний культурный слой относится к XII веку. Сама же легенда появилась позднее, в XIV – XVI веках.
Первые документальные сведения о монастыре относится к XVI столетия и связаны с посещением его в 1552 году царём Иваном IV. В обители хранится жезл святителя Иоанна Богослова, ради которого и приезжал в Ростов Грозный царь – чтобы взять святыню с собой в поход на Казань.
После победы, в честь покорения Казани, по Указу царя в 1553 – 1555 годы на средства казны был построен первый каменный храм монастыря – Богоявленский собор с тремя приделами – в честь святых Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи (патронального святого царя) и Авраамия. Придел святителя Иоанна Богослова в XVII веке был надстроен колокольней, на которой располагались башенные часы, первые такого типа в Ростове. В шатровом, покрытом поливной черепицей, приделе святого Авраамия, почивали его мощи.
Ближе к берегу озера, южнее Богоявленского собора стоит Введенская трапезная церковь, построенная в 1650 году. Это было первое каменное сооружение в Ростове, возведённое после разрушений Смутное времени. В самом начале XIX века архитектор Пётр Яковлевич Паньков перестроил этот храм в классическом стиле.
В XVII веке территорию монастыря обнесли деревянной оградой, каменными были лишь западные, Святые, ворота с надвратной Никольской церковью и двумя башнями. В конце XVIII века к северной фланкирующей башне с левой стороны был пристроен братский корпус, а в XIX веке под прямым углом к нему – настоятельский корпус и братская кухня. В это же время перед Святыми воротами возвели портик, над самой Никольской церковью надстроили колокольню и «надложили» фланкирующие башни. Это максимально акцентировало вход в монастырь. В XVIII – начале XX века он был мужским третьеклассным. Все его сооружения, кроме ограды, в той или иной степени сохранности, дошли до наших дней. Сегодня Богоявленский Авраамиев монастырь возрождается, как женская обитель.
Недалеко от Богоявленского Авраамиева монастыря расположен Петровский монастырь (улица Ленинская, дом 9 – 17). По преданию, он был основан во второй половине XIII века святым Петром Царевичем Ордыским. Согласно его житию, он был племянником хана Берке. Под влиянием проповеди ростовского епископа Кирилла, юноша бежал с ним из Орды в Ростов, где и принял святое крещение с именем Петра. Однажды во время охоты ему пришлось заночевать за городом. Во сне царевичу явились апостолы Пётр и Павел и дали ему два мешка денег, чтобы он выменял их на иконы и построил храм в их честь. Пётр Царевич отправился к ростовскому князю Борису, попросил у него землю на строительство храма и получил её. Немного позже Пётр вновь просит у князя землю – уже для строительства монастыря вокруг храма. С некоторой насмешкой тот разрешил Петру взять столько земли, сколько он сможет выложить монетами. Что Пётр Ордынский и сделал, выкладывая по девять серебряных и одной золотой монете из данных ему апостолами. И – о чудо! – деньги в его мешочках не кончались, пока не был выложен весь желаемый периметр будущего монастыря. По линиям, выложенным деньгами, был выкопан ров, ограничивавший территорию монастыря со всех сторон. Строительство монастыря началось уже после смерти Царевича Петра, который был погребён в возведённой им церкви во имя Петра и Павла. Потомки святого Петра Ордынского ещё долго жили в Ростове. В летописи XIV века есть сведения, что один из них, по имени Игнатий, предотвратил нападение на Ростов хана Ахмыла.
Первоначально Петровский монастырь был деревянным. Каменное строительство на его территории началось в конце XVII века. В 1682 – 1684 годах здесь был сооружён Петропавловский собор, где под спудом покоились мощи основателя обители, позднее построена церковь – Похвалы Пресвятой Богородицы. Во второй половине XVIII века Петровский монастырь был выведен за штат, то есть, он существовал исключительно на пожертвования. Тем не менее, в XIX столетии на его территории строятся каменные колокольня, братский корпус, стены и башни. В 1920–е годы монастырь был закрыт, а через какое–то время снесены и собор апостолов Петра и Павла, колокольня, и стены. До наших дней сохранились храм Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезной, все угловые башни и братский корпус. В начале XXI века обитель начала возрождаться.
В юго–восточной части Ростова на берегу озера Неро расположен Спасо–Яковлевский Димитриев монастырь (улица Энгельса, дом 44). По преданию, его основателем был ростовский епископ Иаков, изгнанный из города. Чудесным образом он проплыл на своей мантии от стен Ростова до песчаного мыса, намытого речкой Уницей, впадающей в озеро. Здесь святой Иаков и основал монастырь. В 1386 году был сооружён его первый деревянный храм во имя Святой Троицы. В начале XVII века монастырь был полностью сожжён. Возрождение монастыря началось в конце XVII века, когда в 1689 году по велению митрополита Ионы Сысоевича здесь был построен соборный каменный храм Зачатия святой Анны. В 1836 году на месте придела святого Иакова (где под спудом почивали его мощи), на средства графини Анны Алексеевны Орловой–Чесменской вплотную у Зачатьевской церкви была сооружена Яковлевская церковь (архитектор Пётр Яковлевич Паньков).
В 1709 году в Зачатьевском храме был погребён, согласно его завещанию, ростовский митрополит Димитрий. В 1757 году, после открытия нетленных его мощей, он был канонизирован и стал первым святым в России Нового времени.
Почитание святителя Димитрия Ростовского способствовало процветание Спасо–Яковлевского монастыря. В начале 1780–х годов он был обнесён каменными стенами. Тогда же появились братский корпус, настоятельские покои, трапезная и колокольня над Святыми воротами. Самое грандиозное сооружение Спасо–Яковлевского монастыря – Димитриевский храм (1795 – 1802). Большую часть средств на его строительство пожертвовал граф Николай Петрович Шереметев. В начале XIX века были сооружены угловые башни, северные и южне ворота монастыря. В советское время монастырь был закрыт и на его территории в разные периоды размещались концлагерь, военные склады, детский дом, детский сад, жильё. В 1991 году Спасо–Яковлевский Димитриев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви.
К западу от этого монастыря, на его хозяйственном дворе полагается церковь Спаса Преображения (Спаса на Песках) конца XVII века. Это всё, что осталось от Спасо–Песоцкого монастыря, основанного, по преданию, в XIII веке вдовой князя Василько – княгиней Марией в память о погибшем муже. В 1773 году монастырь был упразднён, а его строения приписаны к Яковлевскому монастырю, который стал с того времени называться Спасо–Яковлевским.
В центре Ростова, к востоку от Кремля, расположен женский Рождественский (Девичий) монастырь (Советская площадь, дом 14), основанный в конце XIV века ростовским архиепископом Феодором. Самым древним сооружением монастыря является соборный храм Рождества Богородицы (1680 – е – 1702). В конце XVIII века на монастырский территории были сооружены настоятельский корпус и монастырские кельи. В 1810–е годы строится ограда с угловыми башнями. В 1842 – 1846 годах возводится церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Около 1920 года монастырь был закрыт. В настоящее время он передан Русской Православной Церкви.
Троице–Сергиев Варницкий монастырь (прежде Троице–Варницкий) находится в посёлке Варницы, в четырёх километров к северу от Ростова. Он был основан в 1427 году ростовским архиепископом Ефремом на родине преподобного Сергия Радонежского. Первые сооружения монастыря были деревянными и только в 1765 году на средства ростовского архиепископа Афанасия был возведён каменный Троицкий собор, к которому позднее пристроили колокольню. В начале XIX века были сооружены настоятельский и братский корпуса. В 1827 году на средства ростовского купца Максима Михайловича Плешанова построили «теплую» Введенскую церковь. В 1848 – 1852 годах монастырскую территорию обнесли стенами с угловыми башнями.
Троице–Варницким монастырь был закрыт в 1919 году. Почти все его сооружения были уничтожены. В 1989 году его возвратили Русской Православной Церкви и обитель возродилась. Заново были отстроены Троицкий собор с колокольней, стены, башни и жилые корпуса, восстановлена Введенская церковь. При монастыре действует православная гимназия.
ПО УЛИЦАМ СТАРИННОГО РОСТОВА
Одной из особенностей Ростова, отличающей его от других небольших старинных городов России, является удивительная сохранность исторического центра. Безжалостное время пощадило его, и величественный ансамбль Кремля стоит в окружении многочисленных торговых рядов, домов, церквей, сооруженных в XVI – XIX веках. Сдержанность стиля большинства зданий и чёткая планировка придают центру Ростова европейский облик. В то же время, благодаря буйной зелени и церквям, разбивающим монотонность строгих фасадов, он сохранил характер русского провинциального города.
Напротив западных ворот Ростовского Кремля стоят руины бывшего Конюшенного двора (улица Каменный мост, дом 1/1) ростовских митрополитов конца XVII века. В то время он состоял из четырёх двух этажных корпусов с высокими кровлями. Конюшенный двор предназначался для содержания лошадей, хранения экипажей и дорожного имущества ростовских архиереев. Здесь помещались запасы фуража, оружия и жили архиерейские служители. Ныне здание нуждается в неотложной реставрации.
Против восточной стены соборной площади расположена церковь Спаса на Торгу (Советский переулок, дом 6), впервые упомянутая под 1215 годом. Существующий ныне храм был сооружён в конце XVII века. В XIX веке к нему пристроили «тёплую» церковь и колокольню, которую совершенно изменили его первоначальный облик.
С трёх сторон церковь Спаса на Торгу окружают сооружения Гостиного двора (улица 50 лет Октября, дом 4/3) 1841 года постройки и работы архитектора Авраама Ивановича Мельникова. В XIX веке в нём располагалось до ста пяти лавок. Мелочный торг вёлся и в его внутреннем дворе.
Невдалеке от него, близ юго–западной башни Рождественского монастыря стоит церковь Николы на Подозерье (улица Петровичева, дом 20) 1745 года. После реставрации она вновь обрела облик, утраченный в советское время.
К северу от Рождественского монастыря, в куртине вала расположена небольшая одноглавая церковь Вознесения Господня (улица Карла Маркса, дом 25а), более известная в Ростове как Исидора на Валах. По преданию, Исидор Твердислов жил в Ростове XV веке и был юродивым. Его хижина стояла на «на пучинах» (болотце). После смерти святого здесь была сооружена деревянная церковь, а в 1566 году – каменная. Строили эту церковь по велению Ивана VI мастер Андрей Малой, который, по преданию был казнён по окончанию строительства грозным государем за то, что созданный им каменный храм был меньше ранее стоявшего здесь деревянного. В XVIII веке к нему были пристроены притвор, колокольня и придел Исидора Блаженного (не сохранился). Тогда же храм был расписан фресками, которые покрывают не только стены, но и шестиярусный каменный иконостас.
Недалеко от храма Исидора на Валах расположено здание Мытного двора (улица Карла Маркса, дом 30) 1836 года, выполненное архитектором Авраамом Ивановичем Мельниковым. Оно построено в форме каре, окруженного крытой, и состоит на одной из бывших ярмарочных площадей. Название этого сооружения происходит от слова «мыто», особый сбор за провоз товара на торги. Сегодня по вторникам, четвергам и субботам здесь шумит рынок.
Напротив, на углу улиц Окружной и Бебеля стоит великолепный жилой дом (№ 18/1) начала XX века, построенный московским архитектором Павлом Алексеевичем Трубниковым для управляющего фабрики «Ролька» Петра Васильевича Ванчагова. В Ростове это один из лучшего образцов модерна. На улице Окружной сохранились ещё несколько домов того же стиля (№ 5, 21, 51).
Полукольцо улицы Окружной охватывает исторический центр Ростова, заключенный в земляную крепость. От ней расходятся одиннадцать улиц– радиусов, на которых уцелели старинные церкви и дома, представляющие немалый интерес.
Церковь Николы на Всполье стоит на улице Гоголя, дом 13а. Она была построена на месте древнего Сретенского монастыря в 1813 году.
На углу улиц Окружной и Моравского расположено одно из самых красивых зданий Ростова – гимназия имени Алексея Леонтьевича Кекина (улица Моравского, дом 6). Она была построена в 1910 году по проекту архитектора Павла Алексеевича Трубникова. Главный корпус гимназии сооружен в стиле неоклассицизма, а в архитектуре соседнего здания, соединенного с ним переходом, присутствует элементы модерна. Средства на возведение были завещаны городу петербургским купцом, уроженцем Ростова Алексеем Леонтьевичем Кекиным (1838 – 1897). Здание гимназии до сих пор соответствует всем нормам, предъявляемым к учебным заведениям.
Церковь Толгской иконы Божией Матери расположена на улице Декабристов, дом 26. Она была построена в 1762 году на месте двух старинных деревянных храмов – святого Власия и собора Иоанна Предтечи на Рву. В 1767 году к этой «холодной» церкви была пристроена «тёплая», повторившиеся посвящение предшествующих церквей. Ростовцы издавна называются этот храм Ивановским, так как здесь почивают мощи ростовского святого Иоанна Милостивого, который скончался в 1582 году и был погребён при деревянной церкви святого Власия на Рву. Двери Ивановского храма для верующих не закрывались никогда.
На главной улице старого Ростова – Ленинской (бывшая Московская, Покровская) в значительной степени сохранилась застройка XVIII – XIX веков. Это бывшие купеческие усадьбы Галашиных (№ 28), Кекиных (№ 32), Плешановых (№ 36), Полежаевых (№ 37), Титовых (№ 56).
На улице Пролетарской, идущей от центра города к старой Ярославской дороге, расположено несколько старинных особняков, характеризующих архитектурные пристрастия, вкусы и состояния их бывших владельцев – ростовских купцов Селивановых (№ 14, 22), Весниных (№ 21 – 23), Шляковых (№ 46).
Близ перекрёстка улицы Пролетарской и Перовского переулка стоит церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Перовский переулок, дом 10, корпус А), более известная в Ростове как святых Косьмы и Дамиана по названию одного из своих приделов. По преданию, в древности на её месте существовал Косьмодемьянский монастырь, а затем деревянная одноимённая церковь. В 1776 году здесь был построенный каменный храм с единственной в Ростове шатровой колокольней. В настоящее время храм действующий.
Последним на улице Пролетарской под № 86 расположено административное здание фабрики «Рольма», построенное в начале XX века в стиле модерн.
Значительную часть застройки старинного Ростова составляет деревянные дома. Многие из них и сегодня сохранили своё резное убранство. Его строй, кажущийся на первый взгляд простым сочетанием треугольников, кружков, цветочных и растительных мотивов, далеко не прост. Из глубокой древности доносят они до нас языческое представление о картине мироздания.
Деревянная церковь святителя Иоанна Богослова на Ишне, построенная в 1687 году, расположена в трёх километрах к юго–западу от Ростова в небольшом селе Богослов. Это единственный столь древний деревянный храм в Ярославской области и один из немногих в центре России. Предание гласит, что на его месте и состоялась встреча святителя Иоанна Богослова с чудотворцем Авраамием, во время которой последний получил от апостола чудесный жезл и с его помощью сокрушил языческого идола Велеса на Чудском конце Ростова. На месте встречи был сооружён деревянный храм, который неоднократно перестраивался. Согласно местному преданию, дошедший до нас храм конца XVII века приплыл сюда из озера Неро по реке Ишне и встал на том самом месте, где находится и сейчас.
Он на редкость удачно «слит» с окружающим ландшафтом. По своей общей композиции храм принадлежит к типу трёхъярусных церквей. Стоящий на высоком подклете одноглавый храм с севера и запада окружён галереей на консолях. Когда–то такая же галерея была и с южной стороны, но она не сохранилась. В XIX веке с запада к церкви была пристроена колокольня. Обшивка церкви тесом также XIX века. Её интерьер производит не меньшее впечатление, чем наружный облик. Галерея с волоковыми окнами, низкая и полутёмная, представляет резкий контраст с высокими, наполненными светом, храмом и трапезной. Их золотистые, гладко выструганные стены кажутся тёплыми…, к ним хочется прикоснуться. Пазы между брёвнами тщательно подогнаны и почти неразличимы.
Иконы иконостаса и разные позолоченные Царские врата 1562 года работы мастера Исайи, которые находились в храме прежде, сегодня экспонируются в Ростовском музее. В самой же церкви стоит точная копия тех врат, выполненная в 1883 – 1884 годах ростовским резчиком Владимиром Леонидовичем Никольским.
Церковь апостола Иоанна Богослова – это единственный сохранившийся памятник высочайшего мастерства ростовских плотников конца XVII века. Экскурсии в храм проводятся с мая по октябрь.
В восемнадцати километрах от Ростова, в посёлке Борисоглебский, окружённый со всех сторон светлыми сосновыми лесами, находится Борисо–Глебский монастырь, который был основан в 1363 году по воле преподобного Сергия Радонежского иноками Фёдором и Павлом и первоначально был деревянным. Большое каменное строительство началось здесь в XVI веке при Великом московском князь Василии III. Древнейшими сооружениями монастыря являются собор святых Бориса и Глеба (1522 – 1523) и Благовещенская церковь (1524 – 1526) с примыкающими к ней настоятельскими покоями и братским корпусом. Оба этих храма были сооружены ростовским мастером Григорием Борисовым. Во второй половине XVI века монастырь трижды посещал царь Иван Грозный и его опричники, которые делали богатые вклады. На последнюю четверть XVII века приходится второй этап масштабного каменного строительства в Борисо–Глебском монастыре. В это время по распоряжению ростовского митрополита Ионы Сысоевича подверглись значительным переделкам собор Бориса и Глеба и Благовещенская церковь, были построены крепостные стены монастыря, башни и две надвратные церкви. Сергиевский храм (1679) был возведён над главным въездом в монастырь – Святыми воротами, а Сретенский (1692) – над хозяйственными Водяными воротами. В 1690 году построили звонницу монастыря, в нижнем ярусе которой размещался храм Собор Иоанна Предтечи. Кроме этих сооружений, на территории монастыря имеется ещё несколько жилых и хозяйственных построек, в том числе – Рассольный корпус, Просфорный дом конца XVII века, архимандричьи кельи (или Казначейский корпус) XVIII века.
Если хочется пить...
Крутильный маятник своими руками
Финист - Ясный сокол
Ледяная внучка
Ребята и утята