Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_sotsialnogo_partnerstva.pptx | 460.41 КБ |
Слайд 1
Принципы социального партнерства Подготовила: Блохина Валентина Александровна студент ФНО, группа ПСА – 23а Научный руководитель: Феськова Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспеченияСлайд 2
План работы: Социальное партнерство. В соответствии с Трудовым кодексом. Отношения между представителями работников и работодателем. Отношения между социальными партнерами. Трудовой кодекс или иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. Цель взаимодействия социальных партнеров. Принципы социального партнерства. Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон. Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон. Стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе проведения консультаций, осуществления локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно–договорных актов, проведении консультаций. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Обязательность выполнения условий заключенных коллективных договоров и соглашений также выступает в качестве одного из принципов социального партнерства.
Слайд 3
Социальное партнерство Социальное партнерство – сложный социологический феномен. Оно представляет собой, с одной стороны, систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества. Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда.
Слайд 4
В соответствии с Трудовым кодексом Трудовой кодекс включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству в сфере труда, и предлагает легальное определение социального партнерства. В соответствии со статьёй 23 Трудового кодекса социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Слайд 5
Отношения между представителями работников и работодателем (работодателями), иначе называемые коллективными трудовыми отношениями, складываются по поводу: участия представителей работников в управлении организацией; участия профсоюзов и объединений работодателей в управлении внебюджетными социальными фондами; участия работодателя и представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров; участия представителей работников и работодателя (работодателей) в разрешении коллективных трудовых споров; проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений или внесения в них дополнений, изменений; формирования постоянно действующих трехсторонних органов (комиссий по регулированию социально–трудовых отношений, комитетов по занятости); проведения консультаций по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде.
Слайд 6
Отношения между социальными партнерами Таким образом, отношения между социальными партнерами , система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм. Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие – с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Слайд 7
Трудовой кодекс или иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации К ним относятся: Правительство Российской Федерации (статья 35 Трудового кодекса); органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (статья 20 Закона о занятости населения); Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, традиционно принимающее участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне; администрация области (края), правительство республики, органы исполнительной власти городов федерального значения, автономной области и автономных округов (в соответствии с законами субъектов Российской Федерации). При этом надо иметь в виду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.
Слайд 8
Цель взаимодействия социальных партнеров Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях. Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, то есть принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.
Слайд 9
Принципами социального партнерства признаются: Равноправие сторон. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Полномочность представителей сторон. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Добровольность принятия на себя сторонами обязательств. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.
Слайд 10
Положения о принципах социального партнерства базируются на международно–правовых нормах о труде и сложившихся традициях ведения коллективных переговоров, участия в иных формах социального партнерства. Организация Объединённых Наций (ООН) Международная организация труда (МОТ)
Слайд 11
Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально–трудовых отношений, иных органов социального партнерства. Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в содержании коллективного договора, соглашения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников как более слабой в экономическом и социальном отношении стороны подлинно равных возможностей с работодателями законодательство предусматривает ряд гарантий для представителей работников. К ним, в частности, относятся обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (статья 32 Трудового кодекса Российской Федерации), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
Слайд 12
Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений. Содействие государства укреплению сотрудничества работников и работодателей, развитию различных форм социального партнерства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора.
Слайд 13
Стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе проведения консультаций, осуществления локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно–договорных актов: локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации), коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации), в коллективный договор должны включаться нормативные положения по прямому предписанию законов, иных нормативных правовых актов (статья 41 Трудового кодекса Российской Федерации).
Слайд 14
Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны. Представители сторон должны быть готовы к тому, чтобы подтвердить свои полномочия, представив соответствующие документы. Так, представители работников могут сослаться на устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный профсоюзный орган на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров. Иные представители работников получают свои полномочия на представительство на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут представить решение (протокол) общего собрания. Представители работодателя подтверждают свои полномочия приказом о назначении на должность ( если речь идет о руководителе организации), приказами или иными актами о передаче полномочий ( если в системе социального партнерства уполномочен участвовать член правления или совета директоров, иное должностное лицо организации), уставом объединения работодателей, положением о том или ином органе государственной власти или органе местного самоуправления ( если на него возложено представительство интересов государственных либо муниципальных предприятий).
Слайд 15
Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно–договорных актов, проведении консультаций Необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов. Этот принцип базируется на положениях Конвенции МОТ №98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949). Вместе с тем необходимо помнить, что свобода выбора не может быть безграничной. Круг вопросов, которые могут обсуждаться на коллективных переговорах и при проведении консультаций, ограничивается в соответствии с двумя критериями: стороны не могут выходить за пределы компетенции работодателя: в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах нельзя определять процедуру разрешения трудовых споров, как коллективных, так и индивидуальных), содержание переговоров и консультаций между социальными партнерами должно ограничиваться вопросами труда и социальной поддержки работников.
Слайд 16
Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно. Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться. Добровольность участия в системе социального партнерства проявляется и в том, что стороны независимо от органов государственной власти выбирают формы сотрудничества и определяют степень взаимодействия. В одних случаях это только обмен информацией , в других – совместное принятие управленческих решений , в–третьих – использование всех возможных форм социального партнерства . Надо отметить, что ни одна форма социального сотрудничества не является для работников и работодателей обязательной. Вопреки распространенному мнению даже заключение коллективного договора в организации не признается безусловно обязательным. Стороны сами решают, есть ли необходимость в заключении договора, каким должен быть срок его действия, содержание.
Слайд 17
Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными Нельзя включать в содержание коллективно–договорных актов положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово–экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов, объективную оценку своих возможностей. Это означает, что, заключая коллективный договор или соглашение , представители сторон должны оценивать возможность их выполнения.
Слайд 18
Обязательность выполнения условий заключенных коллективных договоров и соглашений также выступает в качестве одного из принципов социального партнерства Она обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора (статья 55 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 55. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения. Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Как я избавился от обидчивости
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Разлука
Смекалка против Змея-Горыныча
Рисуем "Ночь в лесу"