Слайд 1
Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений Подготовила: Блохина Валентина Александровна студент ФНО, группа ПСА – 33а Научный руководитель: Феськова Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспеченияСлайд 2
Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, при подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Слайд 3
Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Слайд 4
Общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями, могут им предшествовать (отношения по обеспечению занятости) , сопутствовать (отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, по профессиональной подготовке у данного работодателя) , а некоторые могут последовать (отношения по трудовым спорам об увольнении) . В науке трудового права выделяют организационно-управленческие отношения (они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направлены на обеспечение соблюдения трудового законодательства) .
Слайд 5
Обратим внимание на то, что Трудовой кодекса Российской Федерации впервые сформулировал содержание предмета трудового права. это сделано недостаточно четко; соответствующая норма помещена в статью под названием «Цели и задачи трудового законодательства». В науке трудового права бесспорным является постулат о существовании одного трудового отношения, возникающего между работником и работодателем. Поэтому о трудовых отношениях (во множественном числе) можно говорить, лишь прибегая к обобщению: имея в виду неограниченное количество работников и работодателей.
Слайд 6
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, то есть воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата.
Слайд 7
Метод дает ответ на вопрос: каким способом осуществляется регулирование общественных отношений? Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В настоящее время их соотношение меняется в сторону усиления договорного (коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда). Минимальный уровень гарантий трудовых прав работников не может быть снижен путем договорного регулирования (ст. 119 ТК РФ устанавливает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором организации и который не может быть менее трех календарных дней). Централизованное регулирование играет важную роль в деле защиты интересов человека труда. Централизованное регулирование преобладает в таких правовых институтах, как дисциплина труда, охрана труда. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Рыночные отношения существенно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты. Договорные начала регулирования наиболее отчетливо проявляются в институтах коллективного договора и трудового договора. В условиях рыночной экономики государство не может не вмешиваться в процесс договорного регулирования, и происходит такое вмешательство путем установления пределов регулирования. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» закрепляет, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не должны содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В названной статье Кодекса закреплен фундаментальный принцип трудового права – принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится к отраслевым принципам трудового права, значение которого сводится к тому, что этот принцип определяет концепцию нормотворчества в сфере труда.
Слайд 8
Метод дает ответ на вопрос: каким способом осуществляется регулирование общественных отношений? Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данного работодателя. В трудовом праве положение субъектов трудового правоотношения характеризуется сочетанием равенства сторон в момент заключения трудового договора и признаком властности – подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности. Трудовые отношения возникают из договора – волевого акта, позволяющего сторонам самим определить характер отношений. Поэтому нормы трудового права в известной мере носят диспозитивный характер. Ограничения этого усмотрения субъектов в процессе осуществления трудовой деятельности направлены на определенную защиту интересов работника. В условиях рыночной экономики юридическая свобода сторон не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя. Юридические гарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений, например, запрет для работодателя в одностороннем порядке изменять условия трудового договора или расторгнуть трудовой договор без законных оснований.
Слайд 9
Участие работников через своих представителей в правовом регулировании труда, то есть в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле над их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии с действующим трудовым законодательством работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (статья 371 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, учитывая мнение профсоюза, работодатель имеет право: вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (статья 74); увольнять работников, являющихся членами профсоюза (статья 82); привлекать к сверхурочным работам (статья 99); привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 113); утверждать правила внутреннего трудового распорядка (статья 190). Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников (статья 372), не подлежат применению (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Слайд 10
Специфичный способ защиты трудовых прав и свобод. В Трудовом кодексе Российской Федерации в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам (статья 382). По коллективным трудовым спорам в качестве паритетного органа называется примирительная комиссия; в качестве третейского органа – трудовой арбитраж или посредник (статья 401). Если же примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники могут использовать предусмотренное части 4 статьи 37 Конституции Российской Федерации право на забастовку . Таким образом, отличительной чертой трудового права выступает наличие особых отраслевых механизмов разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Статья 352 Трудового кодексе Российской Федерации указывает способы защиты трудовых прав и свобод: государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
Слайд 11
Единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство трудового права отражается в его общих принципах, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, в единых для всех работников и работодателей основных трудовых правах и обязанностях. Принцип единства устанавливается и общими нормами трудового законодательства, распространяющимися на всю территорию России и всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Дифференциация, то есть различие правового регулирования труда, проводится по следующим факторам, которые учитываются законодателем в процессе нормотворчества: особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация); природно-климатические условия (Крайнего Севера и приравненных к нему местностей); специфика трудовой связи (сезонные, временные работники, совместители, дистанционные работники); вредность и тяжесть условий труда (законодательством установлено сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда); субъектные основания (физиологические особенности женского организма, его детородная функция; социальная роль одинокого родителя; ограниченная трудоспособность инвалидов; физиологические особенности организма подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства).
Слайд 12
Указанные нормы дифференциации (нормы-дополнения, нормы-приспособления, нормы-изъятия) выработаны для того, чтобы отдельные категории работников могли наравне с другими осуществлять свои трудовые права.
Слайд 13
Большая часть специальных норм – это нормы-дополнения, которые содержат определенные льготы (сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск). Нормы-дополнения могут устанавливать дополнительные обязанности и ответственность. В главе 52 Трудового кодекса Российской Федерации содержатся нормы, закрепляющие право педагогических работников на длительный отпуск до одного года (статья 335 Трудового кодекса Российской Федерации), а с другой стороны, устанавливающие дополнительные основания прекращения трудового договора (статья 336 Трудового кодекса Российской Федерации). Норма-дополнения является статья 288 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству.
Слайд 14
Нормы-приспособления «приспосабливают» общие нормы к конкретным условиям труда или категории работников; присущи отраслевой дифференциации. Примерами таких норм являются статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации о применении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера. Статья 312.2 Трудового кодекса Российской Федерации об особенностях заключения трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами.
Слайд 15
Нормы-изъятия частично ограничивают применение общих правил для отдельных категорий работников. Не допускается приостановление работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работникам, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, таких, как энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, работа станций скорой медицинской помощи (части 2 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации). Запрещается работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, работать за пределами установленной продолжительности рабочего времени – статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации. Запрещается установление испытательного срока в отношении беременных женщин (статья 70 Трудового кодекса Российской Федерации).
Слайд 16
Раздел XII Трудового кодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» посвящен дифференциации трудового права. Особенности регулирования труда реализуются в нормах, частично ограничивающих применение общих правил либо предусматривающих дополнительные правила (статья 251 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 252 перечисляет основания установления особенностей регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, указывая при этом, что другие основания могут устанавливаться трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Слайд 17
Что касается особенностей регулирования труда, которые влекут за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничения их прав, повышение их дисциплинарной или материальной ответственности, то они могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом Российской Федерации либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Со ссылкой на часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации сделаем вывод, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» .
Слайд 18
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , укажем, что правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом, а трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.
Ворона
Почему Уран и Нептун разного цвета
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Если хочется пить...
Сказка "Морозко"