Слайд 1
Особенности правового статуса прокурора как участника производства по делу об административном нарушении Подготовила: Блохина Валентина Александровна студент ФНО, группы ПСА – 33а Научный руководитель: Лунина Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры административного права и процесса имени Надежды Георгиевны СалищевойСлайд 2
Прокурор – главный законный представитель обвинения.
Слайд 3
Прокурор в пределах своих полномочий вправе: выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; возбуждать производство по делу об административном правонарушении; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Слайд 4
Прокурор или его заместитель при наличии оснований возбуждает производство по делу об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; вносит представление об устранении нарушений закона.
Слайд 5
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Слайд 6
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях играет достаточно важную роль.
Слайд 7
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Слайд 8
Ряд оснований для вынесения прокурором постановления, как то: факт нахождения лица в помещении для административно задержанных не удостоверен протоколом об административном задержании, составление которого обязательно; задержание произведено лицом, не уполномоченным на это приказом соответствующего федерального органа исполнительной власти, изданным во исполнение частью 2 статьи 27.3 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации; задержание произведено за совершение проступка, не отнесённого к компетенции органа, уполномоченного осуществлять административное задержание (кроме органов внутренних дел); в протоколе об административном задержании отсутствуют указания о мотивах применения этой меры, а также о времени задержания; помещение, в котором содержатся административно задержанные, не предназначено специально для этих целей либо не соответствует по своим санитарным и иным характеристикам предъявляемым требованиям; допущено превышение установленных статьёй 27.5 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации общих либо специальных сроков административного задержания; допущено нарушение требований о раздельном размещении в специальном помещении: лиц мужского и женского пола; несовершеннолетних и совершеннолетних; лиц, имеющих признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний, с другими лицами.
Слайд 9
Поскольку административное задержание является процедурой скоротечной, а Кодекс об административных правонарушений Российской Федерации исключил прокурора из числа уведомляемых в обязательном порядке лиц, выявление фактов, могущих послужить основанием для вынесения постановления об освобождении задержанных лиц, возможно, как правило, в случае непосредственного посещения прокурором или его заместителем соответствующих помещений.
Слайд 10
Основанием для принятия этой меры прокурорского реагирования служат проверенные прокурором сведения о неправильном применении норм материального права и несоблюдении должностными лицами органа административной юрисдикции процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе требований о: подведомственности; порядке возбуждения дел об административных правонарушениях; порядке производства по делам об административных правонарушениях; порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях; основаниях прекращения производства по делу об административном правонарушении; соблюдении прав участников производства по делам об административных правонарушениях; применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; обращении вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению.
Слайд 11
Прокурор обязан отреагировать и в случае выявления фактов бездействия со стороны должностных лиц органов административной юрисдикции, когда последними необоснованно не принимаются предусмотренные процессуальным законодательством меры административного преследования к совершившим административные правонарушения лицам. При этом также следует ставить вопрос о безусловном направлении в прокуратуру копий приказов, свидетельствующих о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений законов, причин и условий, им способствовавших.
Слайд 12
При этом прокурор может по своему усмотрению направить протест в орган административной юрисдикции, принявший соответствующее постановление, либо непосредственно оспорить незаконное решение в суд или вышестоящему лицу, уполномоченным его рассматривать. Целесообразно использовать процедуру прямого обращения в орган (суд, должностному лицу), правомочный рассмотреть протест.
Слайд 13
Статья 30.3 КОАП. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Слайд 14
Вместе с тем прокурор фактически не в состоянии обеспечить сплошную проверку всех принимаемых в рамках его территориальной или по объектной юрисдикции и не вступивших в законную силу решений как судебных, так и несудебных органов. Поэтому основной акцент в работе следует ставить на оспаривании в надзорном порядке вступивших в законную силу решений.
Слайд 15
Прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда: необходимо внести изменения в это постановление. При этом следует иметь в виду, что у рассматривающих протест судьи или должностного лица нет полномочий на усиление административного наказания или иное ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено постановление. Поэтому основанием для принесения протеста в этом случае будет вынесенное органом административной юрисдикции необоснованно строгое административное наказание, о чем должно говориться в мотивировочной части акта прокурорского реагирования. В свою очередь, в резолютивной части протеста нужно ставить вопрос о смягчении наказания путём внесения изменений в оспариваемое постановление; имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса. Статья 2.9 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации, на которую делается ссылка в рассматриваемой норме Кодекса, устанавливает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Обстоятельства, указанные в этой статье, не могут быть положены не только прокурором, но и жалобщиком в мотивационную основу своих претензий, поскольку в ней отсутствует элемент долженствования, что предполагает применение такой нормы по личному усмотрению уполномоченного на то лица или органа.
Слайд 16
Прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда: существенно нарушены предусмотренные Кодексом процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания. В мотивировочной части протеста необходимо указать, какие именно существенные нарушения процессуальных требований Кодекса не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело или почему следует применить закон об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого наказания. В резолютивной части акта реагирования прокурор ставит вопрос об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение; постановление вынесено неправомочным судьёй, органом или должностным лицом. В этом случае прокурор мотивирует свою позицию со ссылкой на нормы Кодекса о подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, а в резолютивной части ставит вопрос об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Слайд 17
Напротив, статья 24.5 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации приводит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, к которым относятся: действия лица в состоянии крайней необходимости; отсутствие события административного правонарушения; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; смерть физического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Слайд 18
Согласно статье 31.6 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации основанием для приостановления исполнения постановления является только протест прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. Вопросом уведомления предпочтительнее заниматься выявившему нарушение прокурору по месту нахождения органа административной юрисдикции, вынесшего постановление. При этом должна быть достигнута максимальная согласованность в принятии решений прокурорами районного и областного звена. Непосредственное отношение к рассматриваемому участку надзорной деятельности в плане прокурорского реагирования имеет опротестование решений органов административной юрисдикции и судей по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении.
Слайд 19
В части 1 статьи 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется должностному лицу в целях предупреждения правонарушений. То есть по своей сути это средство прокурорского надзора нельзя признать актом реагирования на выявленные нарушения в прямом смысле слова. Вместе с тем, как показывает анализ практики применения прокурорами названной статьи, предостережения зачастую объявляются уже по факту совершения нарушений законов, а не при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Безусловно, такая практика не является правильной и подлежит корректировке, поскольку предостережение как превентивная мера не достигает своей цели, отчего ценность его крайне невелика. В процессе осуществления надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, допустимо практиковать объявление предостережений должностным лицам таких органов, когда на протяжении длительного времени вскрываются однотипные нарушения с их стороны, что даёт основания говорить об их устойчивом характере.
Слайд 20
В необходимых случаях прокурором может ставиться вопрос о возмещении в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации органом административной юрисдикции вреда, если решением вышестоящей инстанции или суда действия органа административной юрисдикции признаны незаконными, в результате чего гражданам социально незащищённых категорий (по медицинским, возрастным и иным показаниям не имеющим возможности отстаивать свои права в суде) причинён вред. Аналогичным образом следует действовать и в случаях, когда не был поставлен вопрос о возмещении вреда, причинённого потерпевшему правонарушением, подтверждённым вступившим в законную силу постановлением по делу. На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе направлять информацию в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о состоянии законности в сфере исполнения законов при производстве по делам об административных правонарушениях. Необходимо не только отражать вскрытые нарушения со стороны органов административной юрисдикции, но и делать упор на вопросах, связанных с совершенствованием законодательства об ответственности за административные правонарушения, участвуя тем самым и в правотворческой деятельности.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как нарисовать черёмуху
Лупленый бочок
Два плуга
Пятёрки