Данное мероприятие является тематическим, которое требует тщательной подготовки для представления культур других народов и включает в себя разные формы и приемы работы и нацелено на восприятие художественного открытия одной национальной культуры духовным сознанием другой.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
для 6-7 класса
Направление: духовное и нравственное воспитание.
Тема:
«Мы такие разные, но мы вместе»
Автор: Агашкова Галина Николаевна
Учитель музыки
МАОУ «Щелковская гимназия № 6»
ГОЩ
2020г.
1.Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
Тема мероприятия: «Мы такие разные, но мы вместе».
Актуальность: людям не хватает толерантности, взаимоуважения, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В современной социокультурной ситуации школа-это место, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.
2. Целевая аудитория: 5-7 классы (11-13 лет), включая детей с ОВЗ.
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (смесь с другими мероприятиями, преемственность):
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Образование должно воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Межпредметные связи: музыка, обществознание, литература, технология, история.
4. Цель:
Создание воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.
Задачи:
- развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
-формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
-развитие мотивации учащихся к познанию культурных традиций народов России и других государств;
-воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, дружеского и уважительного отношения к представителям других национальностей.
Планируемые результаты:
После мероприятия учащиеся приобретут следующие умения:
- уважать себя, сверстников и старших;
- жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
- соблюдать традиции классного коллектива;
- терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
- любить Родину, знать её историю, традиции и обычаи;
- разделять труд при выполнении заданий;
- действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Личностные УУД
- становление собственного мировоззрения, осмысление своего собственного «я».
- содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания, сотрудничества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- подготовка к жизни в меняющемся мультикультурном обществе;
- признание различных культур;
- уважение к человеку не зависимо от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения.
Познавательные УУД
- дать учащимся представление о том, что такое толерантность.
Коммуникативные УУД
- умение слышать, слушать и понимать окружающих;
- правильно выражать свои мысли;
- оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Предметные:
- приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей конфессиональной, социальной группы;
- общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
- воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
- развития его творческих способностей;
- формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
5. Форма проведения мероприятия: фестиваль. При подготовке к фестивалю, активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на новый уровень творческого сотруднического взаимодействия. В фестивале широко используется как индивидуальная, так и коллективно-групповая деятельность обучающихся, где каждый раскрывает свой творческий талант.
6. Педагогические технологии и методы: метод общения, метод сотрудничества, метод формирования личности, исследовательские методы, метод рассказа. Технология развития процессов восприятия музыки, коллективного взаимодействия, здоровьесбережения, проектная технология, ИКТ.
7. Этапы подготовки проведения мероприятия:
- обучающиеся получают задание по группам: сделать проект на одну из тем «Мой многонациональный класс», «Традиции и обычаи моего народа»;
- проводится родительское собрание на тему «Воспитание толерантного человека»;
- на уроке музыки разучивание песни С. Солнцевой «Давайте дружить»;
- на уроке технологии пошив изделия –сарафан;
- на вокальном кружке разучивание мордовской народной песни «Авкай, молян мон вирев»;
8. Ресурсы: проектор, компьютер, экран, аудиоминусовки песен С. Солнцевой «Давайте дружить», аудиозапись «Лезгика», аудиозапись р.н.п. «Милый мой хоровод».
9. Рекомендовано классным руководителям, педагогам-организаторам, социальным педагогам для проведения классных часов, внеурочных мероприятий для воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Ход мероприятия.
Звучит 3 куплет Гимна России (видеоролик)
Учитель: Ребята, фрагмент какого произведения мы сейчас послушали?
Ответ обучающихся:
Учитель: Совершенно верно, гимн Российской Федерации. О чем был видеоряд, который мы увидели?
Ответ обучающихся:
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь?
Ответ обучающихся:
Учитель: Сегодня мы будем знакомится с традициями, обычаями и музыкальной культурой других народов.
Всему миру известно, что Россия – это самое крупное государство. Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!» С севера на юг – путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.
Учитель: Как называют жителей нашей страны?
Ответ обучающихся:
Учитель: Правильно. Всех граждан, которые живут в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.
Россия – великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп.
Учитель: Люди каких национальностей проживают в нашем городе, обучаются в нашей школе и нашем классе?
Ответ обучающихся:
Учитель: Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. У каждого народа свой язык. Знаете ли вы, как получилось, что люди стали разговаривать на разных языках?
Ответ обучающихся:
Учитель: Существует вот такая библейская легенда:
«…Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Богу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которую они строили, и сказал: «Вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они оттого, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого». Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле»
Вот такая легенда.
Учитель: Сейчас наши девочки споют песню на мордовском языке «Авкай, молян мон вирев», что в переводе «Мама, пойду я в лес». В ней рассказывается, как девушка хочет пойти в лес и найти там корень травы куконьки, чтобы стать красивой и нравится всем парням.
Девочки исполняют песню. (Приложение 1.)
Примечание. Песня может исполняться любая, на языке любого народа.
Учитель. О том, где проживает этот народ и как он образовался расскажет его представительница. (Выступление учащейся).
Учитель. О каком танце идет речь?
Он символ гордого Кавказа,
В нем грация есть и есть напор,
В нем чистота и свет алмаза,
"---------------"- яркий танец гор!
Ответ обучающихся:
Учитель. Тысячу лет назад в предгорьях Кавказа, населённого многочисленными народами родился этот удивительный и неповторимый танец.
Легенда, дошедшая, до наших дней гласит, что в те далёкие времена народы Кавказа свято чтили свои традиции и соблюдали обычаи своих предков.
И вот в те далёкие времена, главным праздником, на который собирались люди разных родов и народов, зачастую враждующих между собой, была свадьба.
На одной из таких свадеб молодой джигит увидел девушку удивительной красоты. В окружении своих братьев она была похожа на лебедь, охраняемую соколами. Сердце юноши хотело вырваться из его груди и полететь к ней. И когда заиграла зажигательная музыка молодой джигит в отчаянии сорвался с места в зажигательном танце. Подобно орлу поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, он плавно описывал круги, словно собираясь взлететь. Потом, неожиданно остановившись около неё, он закружился в искромётном танце, преклоняясь на колено и вскакивая вновь. Все свои чувства он выразил в этом танце. Он мог только бросить короткий взгляд на свою возлюбленную и встретившись с ней глазами в одном взгляде высказать ей всю свою любовь.
Так родился этот благородный танец.
Сегодня, ребята, которые представляют чеченский народ, согласились показать нам несколько движений этого танца и разучить их с нами.
Обучающиеся показывают и разучивают несколько простых движений. И повторение движений под музыку вместе с исполнителями танца.
Примечание: можно показать элементы любого танца.
Учитель. Ребята, а какой славянский народный танец вы знаете, который в распевных песнях рассказывает о широте наших просторов, длине рек и стройности берез?
Ответ обучающихся:
Учитель.
Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит,
Всех подряд он веселит,
Устали не знает.
Уже века у нас живет,
Дружный, шумный … .
Учитель: Демонстрация русского народного костюма под народную песню «Милый мой хоровод…»
Учитель: Девочки, продемонстрировали вам модели русского сарафана, который они шили сами на уроке технологии. И о том, как носили сарафан на Руси расскажут они сами.
Рассказ обучающихся: Приложение 3.
Учитель: В России люди говорят на 100 национальных языках. Каждый народ говорит на своём языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга.
Игра «Открытая ладонь».
- А знаете ли вы, ребята, что означает открытая ладонь? (ответы детей)
На языке жестов открытая ладонь показывает честность, искренность. Когда человек открыт для общения, он обычно раскрывает перед собеседником ладони, тем самым показывая, что говорит правду. Ваши открытые ладошки могут поощрить собеседника быть доброжелательным и откровенным. Сейчас, передавая тепло ваших ладоней, раскрывая их перед своим одноклассником, мы будем говорить искренне, что нам нравится в этом человеке.
(Дети раскрывают ладони перед своим соседом, говорят добрые слова в его адрес).
Актив-пауза «Цепочка счастья».
Ваши добрые слова подарили еще одну капельку тепла своему однокласснику, другу. Давайте возьмемся за руки. Почувствуйте, как тепло переходит из одной ладошки в другую, и как нам становится тепло на душе. Очень радует, что вы видите хорошее в людях и хочется надеяться, что не только сегодня вы будете искренне добры друг к другу.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Песня «Давайте дружить» С. Солнцевой
Учитель.
Приложение 1.
Текст песни «Авкай, молян мон вирев»
Авкай, молян мон вирев.
Корьмай, молян мон вирев.
Мон вирев, мон вирев,
Авкай, молян мон вирев.
Мон вирев, мон вирев,
Корьмай, молян мон вирев.
Авкай, саян пеельне.
Корьмай, саян пеельне.
Пеельне, пеельне, авкай, саян пеельне.
Пеельне, пеельне, корьмай, саян пеельне.
Авкай, тарган куконька.
Корьмай, тарган куконька.
Куконька, куконька, авкай, тарган куконька.
Куконька, куконька, корьмай, тарган куконька.
Авкай, чамам ваднеса,
Корьмай, чамам ваднеса.
Ваднеса, ваднеса, авкай, чамам ваднеса.
Ваднеса, ваднеса, корьмай, чамам ваднеса.
Авкай, мазый улезан.
Од цёрань мельс туезан.
Улезан, улезан, авкай, мазый улезан.
Туезан, туезан, од цёрань мельс туезан
Приложение 2.
Столицей Мордовии является город Саранск.
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Давным-давно, там, где сейчас находится Саранск, располагалась деревенька. Вокруг нее были леса, где люди собирали мёд и охотились. Мирный труд крестьян, охотников нарушали набеги кочевых племен, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов и строительства. И путь врагу преградили заграждения из поваленных деревьев и крепости. Одина из крепостей была построена на месте мордовской деревеньки, где сливались две реки: Саранка и Инсар. Так возник острог Саранск в 1641 году.
Посмотрите – это герб и флаг Республики Мордовия.
Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска - изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. В верхней части восьмиконечнaя розеткa красного цвета —символ солнца.
Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос темно-красного, белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка красного цвета- символ солнца. Важную роль в флаге играет цвет: белый - чистоту, мудрость, невинность, мир; красный – право, силу, мужество, любовь, храбрость; синий - цвет веры и верности, постоянства. Все эти цвета издревле почитались на Руси.
Приложение 3.
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник , венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
С. Есенин
Список источников.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Любили тебя без особых причин...
Любимое яичко
Загадка Бабы-Яги
Цветущая сакура
Комментарии
Галина Николаевна, большое
Галина Николаевна, большое спасибо Вам за материал и интересную методическую разработку!
спасибо большое за интересную
спасибо большое за интересную работу.Обязательно сохраню материал,чтобы потом использовать в своей работе.Достойно ,интересно.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Спасибо Агашковой Галине Николаевне за публикацию методической разработки. Достаточно образно представлены культуры народов нашей страны. Очень понравилось.
Спасибо большое! Очень нужный
Спасибо большое! Очень нужный и полезный материал!