Индивидуальный итоговый проект о творчестве рок звезды - Виктора Цоя
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_itogovyy_proekt.docx | 20.57 КБ |
Индивидуальный итоговый проект.
Тема: «Своеобразие поэзии Виктора Цоя».
Выполнила: Плотникова Анна Артемовна,
учащаяся в 9 «б» класса
«МОУ Павинской СОШ».
Руководитель проекта:
Малышева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
«МОУ Павинской СОШ».
с.Павино 2023 год 1
Оглавление.
Введение_____________________________________________________3
Основная часть________________________________________________
Глава 1_______________________________________________________4
Глава 2_______________________________________________________
Глава 3_______________________________________________________
Глава 4_______________________________________________________
Заключение___________________________________________________
Список литературы_____________________________________________
Приложения___________________________________________________
2
Введение:
Виктор Цой всегда делал то, к чему лежала его душа. Наперекор всем он шел своим путем и сумел добиться невероятного успеха. Благодаря его творчеству, русский рок стал совсем другим, облачился в новую форму, приобрел лиричность и просто невероятную популярность. Сам певец стал настоящим кумиром и символом 80-х. О его творческом наследии до сих пор спорят критики и профессиональные музыканты, но все они едины во мнении, что Виктор Цой – это феномен, разгадать который очень непросто. Он пользовался бесконечной любовью и уважением при жизни, и эта любовь не ослабела и сейчас, когда прошло тридцать три года с момента его смерти.
Я решила выбрать тему данного итогового проекта , так как сама увлекаюсь музыкой. Рассмотрев творчество Виктора Цоя ,как одного из самых ярких представителей рок музыкантов , я поняла , что хочу писать проект именно о нём. Однако анализ текстов , которые, на мой взгляд, можно считать стихотворениями ,представляет литературный интерес в отрыве от самих песен.
Тип проекта: исследовательский.
Цель: опровержение гипотезы о дословном понимании поэзии Цоя.
Гипотеза: По словам руководителя музыкального кружка Ящерицына Евгения Владимировича «песни Виктора Цоя нельзя разбирать дословно».
Задачи проекта:
3
Основная часть.
Глава 1.
Виктор Робертович Цой — легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в известных фильмах эпохи перестройки: «Асса» и «Игла». Витя с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Поэтому проявилась склонность к рисованию и родители в 1974 году определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года. По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду. Музыка также была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе.Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6". В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. Середина 80-х ознаменовала период триумфа «Кино»: вышли композиции «Видели ночь» и «Мама — анархия», группа снялась в короткометражке «Конец каникул». При этом солист нашумевшего коллектива работал в бане на проспекте Ветеранов, где мыл помещения, а позднее — кочегаром. В 1982-году и проходит в рок-клубе города на Ниве первый концерт группы «Кино» совместно с командой из «Аквариума». Развитие группы происходит при помощи знаменитого в то время Бориса Гребенщикова, который посодействовал в записи первого альбома. На рок-фестивалях «Кино» завоевывает все новые звания, которые приносят большую популярность группе и Виктору Цою.Триумфальные гастроли по всему Советскому Союзу, набирали обороты, а премьера фильма «Игла» прошла в 1989 году в Нью-Йорке. В итоге картина настолько полюбилась зрителям, что в Одессе на фестивале «Золотой Дюк» Цой получил звание лучшего актера года, а лента заняла второе место в прокате. Дальше «Кино» держат курс на Париж, где они презентуют альбом «Последний герой», а весной группу начинают раскручивать в Японии. И, если бы не чудовищная авария, то «Кино» стали бы первой советской рок-группой, раскрученной в международном масштабе.
Тексты группы «Кино» заигрывают со слушателем, балансируя на грани между отсутствием метафоры и сложной метафорой. Такой прием оставляет нам пространство для собственной трактовки и отлично резонирует с культурой метамодерна — перевернутой иронии. Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока, в частности вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости». Для песен характерна определённая навязчивость, многократное повторение одних и тех же слов или мелодий. Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики», в то время как тексты позднего периода наполнены героизмом и внутренним протестом, выражают позицию мужественной гражданской ответственности. Песни «Кино» привлекали внимание слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяла говорить о ней как о настоящем образце рок-группы. В песнях Виктора Цоя – а именно он являлся автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с глубоко реалистическими бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека 1980-х. В песнях находит место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще характерна для поэтического языка Цоя. В более поздних работах заметно «повзросление» лирического героя, отход от бытописания жизни дворов и подворотен в сторону более серьёзных проблем. В текстах появились призывы к определению активной позиции , нравственные поиски своего места в жизни.
Глава 2
Тип моего проекта исследовательский, поэтому в него входит опровержение или доказательство гипотезы. Гипотеза моего проекта звучит так : по словам руководителя музыкального кружка Ящерицына Евгения Владимировича «песни Виктора Цоя нельзя разбирать дословно». В этой главе я буду опровергать эту гипотезу с помощью текстов песен Виктора Цоя. Для примера возьму одну из самых популярных песен Цоя «Кукушка». Это одна из последних песен Виктора Цоя, он написал её незадолго до смерти и ни разу её не исполнил.
Текст КИНО — Кукушка [Куплет 1]
Песен, ещё ненаписанных, сколько?
Скажи, кукушка, пропой
В городе мне жить или на выселках?
Камнем лежать
Или гореть звездой, звездой?
[Припев] Солнце моё, взгляни на меня
Моя ладонь превратилась в кулак
И если есть порох, дай огня
Вот так
[Куплет 2]
Кто пойдёт по следу одинокому?
Сильные да смелые
Головы сложили в поле, в бою
Мало, кто остался в светлой памяти
В трезвом уме да с твёрдой
Рукой в строю, в строю
[Припев]
Солнце моё, взгляни на меня
Моя ладонь превратилась в кулак
И если есть порох, дай огня
Вот так
[Куплет 3]
Где же ты теперь, воля вольная?
С кем же ты сейчас
Ласковый рассвет встречаешь, ответь
Хорошо с тобой, да плохо без тебя
Голову да плечи
Терпеливые под плеть, под плеть
[Припев]
Солнце моё, взгляни на меня
Моя ладонь превратилась в кулак
И если есть порох, дай огня
Вот так
Солнце моё, взгляни на меня
Моя ладонь превратилась в кулак
И если есть порох, дай огня
Вот так
Прослушав эту невероятную песню, я сделала вывод, что Виктор Цой измеряет свою жизнь не годами , а песнями которые ему предстоит написать. С самого начала песни мы слышим о главном символе композиции – кукушке. Мы понимаем, что речь идет не просто о птице. В данном случае кукушка – это переносное значение жизни, судьбы, неизбежного. Но почему знаменитый автор выбрал именно эту птицу для своей песни? Возможно, потому, что издавна люди верили, что кукушки способны предсказывать будущее, а точнее – отвечать на вопрос «Скажи, кукушка, сколько мне осталось жить?».
В следующих строках первого куплета автор легендарной песни снова обращается к птице с вопросом о том, какой путь ему следует выбрать: жить в городе или на выселках. Варианты дальнейшего места жизни, которые рассматривает лирический герой. Как известно, жизнь в городе является активной, с бешеным ритмом. А жизнь на выселках, напротив, — тихая, размеренная, умиротворенная. Он спрашивает не только о месте пребывания, но и об образе жизни. Есть вариант «лежать словно камень», что означает ничего не делать, ни к чему не стремиться. Или, все-таки, «гореть звездой», что подразумевает яркую, активную, насыщенную событиями жизнь.
В строках второго куплета Цой говорит о своём одиноком пути. Не каждый смог бы пройти такую дорогу как Виктор. Автора угнетает неравность сражения с недоброжелателями и отсутствие единомышленников. В этих строках так же поется о смерти в бою. По моему мнению, истинный смысл этих строк — это не поле боя в результате военных действий. Возможно, это переносное значение повседневной жизни, быта, творчества. Лирический герой повествует о том, что видные, незаурядные, творческие деятели, которые выбирали нелегкий путь борьбы и соперничества, погибли.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Ночная стрельба
Как нарисовать небо акварелью
Мальчик и колокольчики ландышей
Снежный всадник