В реферате раскрывается проблема мира литературы, в лице отсутствия интереса к книгам у молодого поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_proekta.docx | 186.13 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Павинская средняя общеобразовательная школа
Павинского муниципального округа Костромской области
Индивидуальный итоговый проект
Тема: «Почему современная молодёжь не читает книги?»
Выполнила Плотникова Анна Артемовна,
учащаяся 10 «А» класса
МОУ Павинской СОШ
Руководитель проекта:
Малышева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Павинской СОШ
с.Павино
2024 год
Оглавление.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль чтения в жизни человека………………………………….4
1.1 . Отношение молодого поколения к чтению………………………..6-7
Глава 2. Почему молодёжь стала мало читать?..........................................7
2.1. Почему надо читать книги?..................................................................8
2.2. Какое место занимает чтение художественной литературы в жизни учащихся старшего звена и студентов (выпускников Павинской школы)?...........................................9
2.3. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к чтению?...................12
Заключение…………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………....16
Введение.
На сегодняшний день основной проблемой мира литературы можно назвать отсутствие интереса к книгам у молодого поколения. Молодежь практически перестала читать. По статистике молодые люди нынче редко появляются в библиотеках, а если и берут художественную литературу, то лишь ту, которая входит в образовательную программу. Одной из основных причин такой печальной тенденции, по мнению многих, является интернет, постепенно вытесняющий литературу из нашей жизни. Сейчас много говорят о том, что современное общество переживает нравственный упадок. Если раньше герои были эталоном, на них равнялись, им старались подражать, то сейчас, по мнению пожилых людей, происходит подмена ценностей, некоторые молодые люди не знают, как правильно сделать выбор, идут по жизни вслепую. Моя бабушка, Плотникова Земфира Николаевна, библиотекарь с тридцатипятилетним стажем, утверждает, что в советское время путеводной звездой для каждого человека была книга. Правильная книга, прочитанная в нужный момент, способна, по мнению бабушки, полностью изменить жизнь и помочь человеку найти свою дорогу. Я решила выбрать именно эту тему для итогового проекта, так как современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Молодые люди находятся под влиянием телевидения и интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь. Именно книга учит общаться, развивает речь и заставляет мыслить.
Тип проекта: исследовательский. Цель: выяснить, какую роль играет чтение в жизни подростков; привлечь внимание школьников к чтению книг. Гипотеза: предполагаю, что современные юноши и девушки, на самом деле, любят читать книги и не заслуживают звания «нечитающего» поколения.
Задачи проекта:
Глава 1. Роль чтения.
Книга – это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости.
А. Глухов
Книга — один из видов печатной продукции: непериодическое изданиеˡ, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило, твёрдый переплёт. Книга становится нашим другом с раннего детства и сопровождает нас всю нашу жизнь. Будь то сказки, которые нам читают в детстве, художественная или учебная литература, так или иначе книги помогают нам познавать окружающий мир, человеческую сущность. Каждая книга выполняет определенную миссию. Сказки учат нас добру, оказывая огромное влияние на формирование личности. Через сказки мы только начинаем познавать мир. Герои сказок становятся для нас примером для подражания, вызывая желание вырасти таким же смелыми, честными и справедливыми. Но сказки мы любим читать не только в детстве, порой и взрослому человеку необходима вера в чудо, которой учат нас герои сказок. Художественная литература² формирует художественный вкус³, наше мировоззрение+, помогая лучше разобраться как в себе и своих чувствах, так и в чувствах и поступках других людей. Проливая свет на недостатки и пороки людей, она учит нас отличать плохое от хорошего, становится фундаментом понятий о морали и человечности. Учебная литература4 является основой информационного обеспечения в процессе образования. Благодаря подобного рода литературе мы черпаем знания относительно конкретного предмета изучения, таким образом она служит средством обучения. Без книг Чтение подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности. Интеллектуальное и нравственное развитие подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
______________________________
1Непериодическое издание- это издание, которое выходит однократно и не имеет продолжения.
2Художественная литература- это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.
3Художественный вкус- это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.
4Учебная литература-это литература, произведения письменности и печати, которые создаются как средство обучения для определённой системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.
XXI век - век, когда литература не представляет особой важности для подростков. Мы сталкиваемся с этим и в повседневном общении, и на уроках в школе. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у студентов, так и у подростков, следствием чего является снижение личностной культуры молодёжи. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Подростки овладевают компьютером зачастую раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Получение информации с помощью компьютера не предоставляет для них труда.
Многие книги, прочитанные один раз, запоминаются навсегда, а многие становятся любимыми, их хочется перечитывать снова и снова. Когда люди читают, они думают, у них развивается мышление. Читая книгу, человек элементарно становится более грамотным. Не допускает при письме орфографических ошибок, речь становится более красивой, яркой, красочной. Даже хороший фильм не заменит прочитанную книгу. Но, несмотря на это, молодёжь сейчас читает меньше, потому что её больше интересуют компьютерные игры, интернет. Еще совсем недавно считали, что вовремя прочитанная книга - это огромная удача. Когда-то пытались «достать» нужную книгу, чтобы за ночь успеть прочитать. Современную жизнь мы не можем представить без компьютера, который есть практически у каждого. Его возможности безграничны. Полезную информацию многие люди получают на сайте. В этом отношении компьютер выигрывает по сравнению с книгой. Но к интернету всегда нужно относиться очень внимательно, «всемирная паутина» может выдать непроверенную информацию.
Глава 2. Почему молодёжь стала мало читать?
Почему современная молодёжь стала меньше читать? Почему в обществе изменилось отношение к книге? Как прививать любовь к чтению? Эти вопросы волнуют учителей, родителей и многих взрослых людей. Действительно, сегодня читают гораздо меньше, чем лет тридцать назад. Что же произошло? Одна из причин - это убыстряющийся ритм жизни. Сейчас вместо чтения объемных романов молодые люди знакомятся лишь с их кратким содержанием или смотрят экранизации, или хуже того – слушают аудиокниги. Сейчас говорят о формировании новой модели чтения: интерес вызывает аудиокнига и чтение с компьютера. Суть книги остается, меняется лишь носитель. Поэтому возникает вопрос: а, может, будущее за электронными книгами? Сложно на него ответить. Скорее всего, еще долгое время будут параллельно существовать две книги - электронная и обычная. За какой книгой будущее - покажет время. Чтение всегда было и будет одной из форм проведения досуга, а вот что и когда читать выбирает сам читатель. Главным остается лишь доступность литературы, как с точки зрения восприятия, так и её стоимости. Порой влияние на мало читающих детей оказывают мало читающие родители, подавая соответствующий пример. Но это не единственная причина. Важный фактор — видеоигры. Они имеют то, чего нет в книгах и фильмах. Многие «подсаживаются» на них из-за того, что они требуют высокого уровня взаимодействия и вовлечённости. В ролевых играх, как и в книгах, разыгрываются сюжеты. В них также есть визуальное представление, как в фильмах. В видеоиграх мы сами являемся персонажами. Мы выполняем задания и побеждаем главного злодея. Мы владеем игрой. Это невозможно в случае книг. Еще одна причина — люди стали более нетерпеливыми. В XXI веке всё происходит мгновенно: быстрые сообщения, быстрая доставка товаров, быстрая смена видео в TikTok. Мы стали одержимы идеей эффективности и предпочитаем всё делать быстрее и проще. Чтение книги от корки до корки требует дополнительных усилий, времени и большого терпения. От этих показателей мы отвыкаем всё больше и больше. И всё-таки, несмотря на нетерпеливость и ускорение ритма жизни, мы не стали потреблять меньше информации. Скорее, даже наоборот. Каждый день мы узнаем десятки, а то и сотни сюжетов различного толка, просто делаем это, опираясь не на классический формат книг — современность подарила нам многие другие, не менее познавательные форматы.
2.1. Почему надо читать книги?
Чтение книг является одним из самых полезных и важных занятий для подростков. И хотя многие молодые люди сейчас предпочитают проводить время за компьютером или смартфоном, чтение книг предоставляет множество преимуществ, которые невозможно получить из других источников. Развитие языковых навыков: при чтении книг подростки улучшают свои языковые навыки. Они не только расширяют свой словарный запас и учатся новым словам, но и развивают свою грамотность и письменные навыки. В процессе чтения они сталкиваются с различными стилями письма и разнообразными литературными произведениями, что помогает им стать более грамотными и выразительными в своей речи. Развитие мышления: чтение книг требует усилий ума и помогает развивать мышление подростка. Во время чтения он анализирует сюжет, образы и идеи. Это расширяет его восприятие мира и способность критически мыслить. Кроме того, чтение книг стимулирует творческое мышление и воображение, помогая подросткам развивать свои таланты и способности.
Расширение кругозора: книги позволяют подросткам погрузиться в различные миры, открывая перед ними новые идеи, культуры и общества. Они позволяют познакомиться с разнообразием мнений и взглядов, что способствует формированию их собственной культурной и интеллектуальной идентичности. Чтение разных жанров и стилей помогает расширить кругозор подростка и дает ему возможность увидеть мир с различных точек зрения. Развитие внимательности: время, проведенное за чтением книг, требует от подростка концентрации внимания. Чтение помогает улучшать навыки сосредоточенности и настойчивости, что в свою очередь положительно сказывается на успеваемости в школе и других аспектах жизни.
Улучшение эмоционального благополучия: книги позволяют подросткам уйти от повседневных проблем и стресса. Чтение позволяет им расслабиться, погрузиться в историю и наслаждаться увлекательным путешествием. Книги могут также помочь решить некоторые личные проблемы и вопросы, представив альтернативные точки зрения и варианты решений. В целом, чтение книг является одним из самых эффективных способов развития и обогащения личности подростка. Оно помогает расширить кругозор, развить мышление, улучшить языковые навыки и эмоциональное благополучие. Поэтому включение чтения в повседневную жизнь подростка имеет огромную пользу и стимулирует его личностный рост и развитие.
2.2. Какое место занимает чтение в жизни учащихся старшего звена и студентов-выпускников? Анкетирование.
Вопросы для анкетирования:
1. Читаете ли Вы книги?
□ да □нет □иногда
2. Если не читаете, то почему?
□нет времени □неинтересно □книгу заменяет фильм
Свой вариант ответа: ____________________________________________________________.
3. Если читаете, то какие произведения чаще всего?
_____________________________________________________________.
4. Как часто Вы берёте в руки книгу?
□каждый день □раз в неделю □иногда
Свой вариант ответа: _____________________________________________________________.
5. В каком виде предпочитаете читать книгу?
□электронную книгу □аудио книгу □книгу в бумажном переплёте
6. Любимая книга детства?
_____________________________________________________________.
7. Что читают твои друзья?
__________________________________________________________________
8. Нужно ли читать книги современной молодёжи?
______________________________________________________________.
В анкетировании приняли участие: 10 «А» класс- 10 учеников, 11 «А» класс- 2 ученицы, 8 студентов. Цель анкетирования: проверить начитанность современной молодёжи.А также целью опроса было узнать интересы ребят. Мне хотелось выяснить, какое количество молодёжи увлекается литературой и кто из них отдаёт часть своего времени на личностный рост благодаря книгам.
Анкетирование 10«А» класса.
Анкетирование 11 «А» класса.
Анкетирование студентов.
Вывод: по результатам анкетирования можно уверенно говорить о том, что большинство современной молодёжи часто читают книги. Есть единицы подростков и студентов, которые иногда отдают своё предпочтение чтению. Но побеждает большинство молодёжи, которая часто читает и берёт в руки книгу каждый день. В ответах молодое поколение отметило, что они читают не только классическую художественную литературу, но и современные произведения.
2.3. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к чтению?
Цивилизация началась с того момента, когда люди научились письму и стали передавать свои знания из поколения в поколение. Книга - это универсальный источник знаний и опыта других людей. Читая книги, можно не только узнать что-то интересное и новое, но и научиться чему-то полезному, что сделает вас лучше и поможет разрешить стоящую перед вами задачу на данный момент наилучшим для вас образом. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к чтению?
Также при чтении происходит много положительных процессов в нашем организме. Парочка интересных фактов о том, как чтение книг влияет на наш организм:
Чтение приносит пользу, в первую очередь, - вашему мозгу. И все мы знаем, что "прокачанный" мозг - это самый главный, основной критерий успеха в 21 веке. Поэтому не игнорируйте свой главный орган успеха - обязательно давайте своему мозгу систематические нагрузки, чтобы он был в тонусе. Это нужно для того, чтобы вы смогли достичь успеха и быть удовлетворёнными своей жизнью в этом всё более усложняющемся современном мире. Ещё один интересный факт: когда вы читаете книги, в особенности сложную научную6 или техническую литературу7, ваш мозг растёт физически! То есть реально изменяется анатомия мозга: прорастают новые связи между нейронами головного мозга, чтобы сохранить в памяти прочитанный и усвоенный материал. Ваш мозг становится более сложным, а нейронная система более разветвлённой и разнообразной. А это значит, что вы становитесь способным решать более сложные задачи и находить творческие, нетривиальные решения и выходы из трудных жизненных ситуаций. Ещё одна рекомендация - отдавайте предпочтение классическим бумажным книгам. Так мозгу легче усваивать информацию, так как задействовано не только ваше зрение, но и тактильные, обонятельные (запах книги) и слуховые (шелест переворачиваемых страниц) ощущения. Дело в том, что информацию из материального мира и физического носителя мозгу удобней вбирать в свою нейросеть, нежели, если вы читаете с экрана компьютера или гаджета.
______________________________________
1Психологическая литература- представляет собой разновидность романа, где основной целью автора является изображение и исследование "внутреннего мира человека" и "тончайших движений его души". Этот жанр классически раскрылся в XIX веке, преимущественно в русской и французской литературе.
2Фантастика- жанр, объединяющий художественные произведения, в которых повествуется о событиях, мирах и героях, нарушающих границы реальности.
3Нон-фикшнм - слово «нон-фикшн» в переводе означает «не вымысел». Под этим понятием подразумевается нехудожественная литература, в которой нет места вымышленным событиям или персонажам. При написании текста используются реальные факты, документы, практический опыт автора. В настоящее время литература нон-фикшн переживает ренессанс.
4Киноадаптация- это процесс переноса истории, написанной для книги или комикса, на большой экран.
5Протагонист- главный герой, центральное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в произведении и т. д.
6Сложная научная литература-совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.
7Техническая литература- это относящаяся к области техники, технологии и производства литература, включающая в себя такие виды изданий, как технические энциклопедии, справочники, пособия, каталоги изделий, атласы деталей, инструкции по эксплуатации и так далее.
Заключение.
В наше время молодежь все меньше и меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. А в них есть много хороших качеств, например, доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, к людям, уважение, терпеливость, стойкость характера и многое другое. Школьники, в основном, читают классику только по школьной программе. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И всё чаще современная молодежь стремится всё сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше. Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, ребята извлекают умные мысли и приобретают жизненный опыт. Книга играет огромную роль в жизни человека. Она наполняет его внутренний мир, поэтому так важно читать книги. У каждого читающего человека есть своя любимая книга, которая произвела большое впечатление и которую хочется перечитывать. Однако не все любят читать и тем самым не открывают для себя удивительный и необыкновенный мир. Если молодые люди будут больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, то они станут умными, развитыми, образованными и нравственными людьми, способными к самосовершенствованию. Я подтвердила свою гипотезу. Мне приятно осознавать, что в моём окружении читающие люди. Ведь с давних времен книга являлась источником знаний, информации, поэтому к ней относились с огромным уважением. Делали дорогие и красивые переплеты, некоторые из книг украшали драгоценными камнями. Такие книги дарили королям. Но на самом деле ценность книги не определяется украшениями, самой важной ценностью является её содержание.Надеюсь, что с помощью своей исследовательской работы я смогла привлечь внимание к этой проблеме. Я советовала и советую всем читать. Читать как можно больше! Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Читая, мы учимся очень важному умению –умению слушать и слышать, воспринимать то, что сказано кем-то другим. Даже те, кто сейчас не любит читать, потом часто будут сидеть за книгой потому, что учёба без книги немыслима! Любимая книга и её герои всё равно найдут своего читателя и останутся в сердце навсегда! Книга учит мыслить, книга учит говорить, книга учит понимать людей. Книга может стать настоящим другом! Поэтому читайте книги, действуйте и улучшайте свою жизнь. Хорошие книги приносят неоценимую пользу и могут оказать огромную помощь во многих жизненных проблемах.
Литература.
Источник: https://multiurok.ru/blog/kak-povysit-interes-k-chteniiu-u-sovremennykh-shkolnikov.html
Источник:https://www.b17.ru/blog/316104/
Источник:https://mikhailov.eduface.ru/articles/post/2910918\
Источник:https://www.bnkomi.ru/data/relize/143961/
Источник:https://yandex.ru/q/reading/6204329729/
Источник:https://segment.ru/analytics/chtenie_i_molodyezh_chto_i_kak_chitayut_molodye_rossiyane/
Источник:https://proza.ru/2016/11/14/920
Растрёпанный воробей
Астрономический календарь. Март, 2019
Загадочная система из шести экзопланет
Волшебная фортепианная музыка
Где спят снеговики?