проект «Серебряный век-это мода или вечность»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_serebryanyy_vek-eto_moda_ili_vechnost.docx | 58.19 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №56»
Итоговый индивидуальный проект
«Серебряный век-это мода или вечность»
Содержание
1.Введение..........................................................................................3
2.Основная часть……………………………………………………... 5
2.1.Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………5
2.1.1. Основные особенности поэзии Серебряного века…………,..5
2.1.2. Основные течения эпохи………………………….…………....7
2.2.Раздел 2. Практическая часть…………….………………………8
2.2.1 Поэзия Серебряного века в современной моде……….…8
2.2.2.Романсы на стихи поэтов Серебряного века ………………….12
2.2.3 Тайна образа в одежде и в изображении природы……………13
3.Заключение…………………………………………………………...14
4.Источники…………………………………………………………….15
Конец XIX - начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, «Серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго -- около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, сконцентрировал в себе чрезвычайно важные события, открыл целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Никогда ещё не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. В нынешнее время люди все больше стали придавать значение моде. Она охватила буквально все сферы нашей жизни. И многие не могут представить своё существование без следования трендам. Казалось бы, а что здесь плохого? Действительно, в каком-то плане мода помогает нам найти свой стиль и вкус. Одежда, косметика, аксессуары… - ее неотъемлемые части. Да!? К сожалению, да.
Актуальность:
Поэзия Серебряного век долгое время была под запретом. В 30- 40х годах она считалась пережитком буржуазной культуры. Не входила в школьные учебники по литературе. А те авторы, что смогли пережить годы репрессий, терпели гонения, были вынуждены эмигрировать, писать в стол. Возвращение этой поэзии началось в 60-70 годы. Сейчас стихи Цветаевой , Ахматовой , Пастернака востребованы как никогда. Они оказались созвучны с нашей эпохой. В век цифровых технологий это и романсы, и рок, и песни к фильмам. Этот высокий интерес и делает тему актуальной
Цель:
Проследить, как поэзия Серебряного века отражается в современной массовой культуре и моде
Задачи:
1. Рассмотреть основные особенности поэзии Серебряного века
2.Найти примеры использования произведений авторов Серебряного в современной массовой культуре.
Гипотеза:
Поэзия Серебряного века в наше время максимально востребована и отвечает духовным запросам современных людей.
План работы
1.Определить цели и задачи проекта.
2.Найти необходимую информацию в источниках.
3. Определиться с музыкальным материалом и подобрать видеоряд.
4.Сделать видеоролик.
2.1. Раздел 1. Теоретическая часть
2.1.1. Основные особенности поэзии Серебряного века
Серебряный век зародился в конце XIX-начале XXвеков. Тогда произошел масштабный переворот в нашей культуре. Из-за перемен в стране и перемен в жизни людей у поэтов и писателей появились свежие темы для их творчества. Благодаря этому начали появляться в поэзии совершенно новые, не похожие на предыдущие, направления и течения. Символизм, акмеизм, футуризм… Строки стихотворений этих течений становились отражением душевного недуга, психической дисгармонии и внутреннего хаоса. Вера в правду и в силу слова как тогда, так и сейчас по-настоящему привлекает людей. Поэтому Серебряный век и актуален.
Главной характерной чертой Серебряного века можно назвать тяготение к новаторству. Это касается и форм, и содержания. Образная система также менялась в зависимости от направления.
Конец XIX века ознаменовался радикальными переменами в сознании людей. Биологическая теория Чарльза Дарвина и философские труды Фридриха Ницше поставили под сомнение существование бога. Выставка импрессионистов во Франции в 1874 году перевернула представления масс о том, как должно выглядеть искусство. Научный прогресс также изменил окружающую людей реальность.
Стало очевидно, что литература, которая всегда откликалась на происходящие в мире явления, примет другую форму и уже никогда не будет прежней. Так и произошло. Само название Серебряный век противопоставляется классическому Золотому веку. Серебряный век отличается от Золотого настроениями упадничества и мистикой в текстах писателей, декадансом, делением на поэтические группы.
О том, когда же в России начался Серебряный век, литературоведы спорят до сих пор. Одни считают, что статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», написанная в 1892 году, послужила началом для зарождения символизма в России. Другие уверяют, что брошюры Валерия Брюсова и других московских поэтов под названием «Русские символисты» — первый реальный опыт написания стихотворений в новом литературном стиле. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, критики Николай Оцуп и Владимир Маяковский. Однако, никто из них не является автором устоявшегося в литературоведении понятия, что легко можно доказать. Впервые популярный термин встретился в статье знаменитого русского философа, поэта и литературного критика В. С. Соловьёва «Импрессионизм мысли» (1897 г.): «Не только эти случайные погрешности, но и более существенные недостатки в стихотворениях К. К. Случевского не мешают ему обладать редким уже ныне достоинством настоящего поэта и быть одним из немногих еще остающихся достойных представителей серебряного века русской лирики» (1897 г.).
Серебряный век стал эпохой формирования поэтических направлений. Определенный стиль собирал вокруг себя поэтов, создававших творческие объединения. У каждого литературного течения были свои особенности и отличия.
2.1.2. Основные течения эпохи
Основным направлением Серебряного века считается символизм. Его главными признаками являются глубина, философичность, декадентство (упадничество). Все слова в текстах символистов образны. Поэты-символисты (Фет, Тютчев, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Блок) ценят многозначные слова, поэтому нередко используют их в самых разнообразных комбинациях (метафоры, аллегории, сравнения, параллелизм).
Поэзия символизма представляет собой сочетание сложных образов и тематик. Самой распространенной можно назвать тему поэта и поэзии. Символисты восхваляли красоту поэзии, считали ее самым ценным искусством и говорили, что поэзия должна быть эстетичной. Главными образами становятся образ мечты, образ поэта, образ вечной женственности, образ совершенного мира.
Второе течение Серебряного века – акмеизм. В отличие от символистов, акмеисты (Ахматова, Мандельштам, Иванов, Гумилев) выступали не за символику, а за материальность, точность значений и предметность. Тематика акмеизма полностью соответствовала этим принципам, основными были: тема земной красоты, тема духовного мира человека (его переживаний, чувств, эмоций). Акмеисты нередко обращались к библейским и мифологическим образам и сюжетам.
Следующее течение – футуризм – особенно полюбилось современникам. Это было авангардное направление, которое заявляло: «Границ не существует!» Основными образами футуризма были образ своего высшего «я», мотив поклонения разрушению, образ презренной буржуазии и образ человека тонкой душевной организации. Поскольку футуризм тяготел к живописи, то поэты (Маяковский, Северянин, Хлебников, Крученых, Каменский) придавали большое значение форме: появлялись авторские неологизмы, устаревшая система построения фраз и рифмы жестко критиковались.
Раздел 2. Практическая часть
2.2.1 Поэзия Серебряного века в современной моде
Рубеж XIX и ХХ веков – особый период в истории русской литературы. Это время взлета поэзии, поиска новых тем и приемов, период ожесточенных литературных баталий. Для России это – десятилетия войн и катастроф, страшных переворотов и крутых перемен; время, когда предчувствие конца света было буквально разлито в воздухе, но вместе с тем ощущалась и надежда на новое будущее. Неудивительно, что такой напряженный исторический период породил искусство, к которому творческие люди не прекращают обращаться даже столетие спустя.
Поэзия Серебряного века началась с символизма, утвержденного в нашей стране силами Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус и других поэтов, несмотря на противостояние критики и читателей, которые считали символистов упадочными представителями современного вырождающегося человечества. Критика не смущала новых поэтов-декадентов, и они намеренно писали провокационные стихи, переплетали жизнь с искусством, произносили туманные речи, говорили о грядущем конце века и были особенно чувствительны к переменам.
Но кроме этого – значительно обогатили форму стиха, внесли в него музыкальность, освоили новые ритмы, иначе стали использовать возможности звуков. Важным элементом их поэтики было наличие символов, отсылающих читателя прочь от земной жизни к вершинам духа. Причем второе поколение символистов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) считали поэта способным связать с помощью творчества мир земной и небесный, Божественный – поэтому их символизм называют религиозным.
Стихотворения символистов в большинстве своем напевны, музыкальны сами по себе. Возможно, поэтому они не так популярны среди рок-музыкантов (на стихи того же Блока написаны, в основном, классические произведения и романсы).
К концу первого десятилетия ХХ века символизм исчерпал себя; возникло новое течение – акмеизм. Главными чертами хорошей поэзии акмеисты считали предельную ясность и конкретность, устремленность вовне, на жизнь, а не внутрь себя. Эти поэты не чурались обыденности и заговорили о простых вещах. Однако нематериальный мир не был им чужд – просто они хотели избавиться от перевеса «мистического» и «потустороннего», пытались найти равновесие и гармонию: за их земными картинами виден духовный мир человека, который проявляется в неприметных, казалось бы, деталях (таких «обиходных», но всем понятных деталей особенно много в стихах Анны Ахматовой). Однако и от обыденности акмеисты уходить умели: Николай Гумилев рассказывал о дальних экзотических странах («Жираф», Китайский цикл стихотворений), он же обращался к мифологии и истории («Ольга», «Змей»).
Еще одно важное поэтическое течение Серебряного века – эпатажный футуризм. Он зародился в Италии, однако русские футуристы говорили, что сами пришли к идее дать свободу словам и творить принципиально новое искусство (а Велимир Хлебников называл футуристов «по-русски» – будетлянами). Футуристы экспериментировали с языком произведений: меняли структуру предложений, ломали ритм стихотворения, добавляли необычные суффиксы к знакомым словам и изобретали новые «корнесловия» (именно таким словотворчеством занимался Велимир Хлебников, поэтому его неологизмы – новые слова – наименее понятны читателю). Экспериментаторы от музыки – группа АукцЫон и Хвост (Алексей Хвостенко) – в 1995 году записали на стихотворения Хлебникова целый альбом – Жилец вершин. Но его стихи вдохновляют музыкантов и сейчас – именно они звучат в зажигательной песне Свиристели молдавской группы Zdob și Zdub.
Ещё одна важная фигура футуризма – всем известный поэт Владимир Маяковский, покоривший читателей контрастным сочетанием смелости поэтической формы и лиричности, откровенности содержания. Еще в Советском союзе группа «Песняры» создала на стихи поэта программу «Во весь голос». А любители русского рока, безусловно, слышали Маяковского в исполнении группы Сплин.
Сергея Есенина все знают как певца тоски по старинному русскому укладу, по идиллистическому деревенскому быту: именно ему принадлежат яркие метафоры природы, по-новому раскрывающие для читателей красоту российского края; именно он выразил в стихах любовь и печаль деревенского парня, мечтателя и хулигана. И неважно, что сам поэт быстро превратился в горожанина («Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные края») – строки его говорили об обратном. Берущая за душу эмоциональность творчества поэта, небанальные образы, напевность строк – вот почему стихи Есенина так любимы музыкантами, работающими в разных жанрах. Целый проект («Горшенев-Есенин») создал лидер группы Кукрыниксы. Несколько самобытных песен исполнили The Retuses. Группа Чайф проникновенно спела «Клен ты мой опавший», а Монгол Шуудан положили на музыку есенинскую исповедь деревенского парня, убежавшего в город в поисках счастья.
Творчество Марины Цветаевой нельзя отнести, пожалуй, ни к одному из течений Серебряного века русской поэзии – настолько самобытен язык ее стихотворений. Многие вдохновлялись её текстами и включали их в своё творчество: Александр Иванов «Я зову дождь» («Милый друг, ушедший дальше, чем за море»); группа Ленинград «Приметы»; группа Мельница «Богиня Иштар» («От стрел и от чар»); Сурганова и Оркестр «Морская» («И что тому костер остылый»). Диана Арбенина пела цветаевский Реквием («Уж сколько их упало в эту бездну») – эта песня входит в репертуар Аллы Пугачевой под названием «Монолог». Юрий Шевчук исполнял «Всюду бегут дороги» – музыку для этого стихотворения написал советский композитор Андрей Петров, изначально она звучала в сериале «Петербургские тайны» в исполнении Николая Караченцева. Произведения той эпохи привлекают подростков трагичностью, правдивостью, иногда бросанием «из крайности в крайность».
2.2.2 Поэты серебряного века и их актуальность в современном мире
Произведения той эпохи привлекают подростков трагичностью, правдивостью, иногда бросанием «из крайности в крайность». Психология человека основывается на том, что большинство людей обращает внимание только на те ситуации и явления, которые вызывают у нас эмоции. Мы не станем слушать песню, в которой исполнитель монотонно читает текст по не интересующей нас теме. Мы читаем стихотворения, которые вызывают у нас сострадание к лирическому герою, жажду справедливости. Мы хотим чувствовать. Чувствовать вместе с поэтом как его бросила любимая девушка, как несправедлива бывает власть, как жестоко поступает со многими людьми судьба и как быстротечна жизнь.
Один из самый известных и любимых всеми поэтов того времени – В.В. Маяковский. Его бунтарская натура переплетается с ранимой личностью. Строки его поэм и стихотворений затрагивали души читателей как в ХХ веке, так и сейчас, когда, казалось бы, они должны устареть. Одно из самых известных стихотворений поэта – «Лиличка», посвященное Лиле Брик, возлюбленной Маяковского
Неудивительно, что именно «Лиличка!» вызывает столько эмоций и чувств от прочтения. Каждый из нас находит что-то близкое в строчках любимых авторов. «Бунтарь» Маяковский, «Хулиган» Есенин, тонкая натура Цветаевой и внутренняя сила Ахматовой , Гумилев и Белый, Хлебников и Мандельштам…Каждый из них нашел своего читателя из разной эпохи.
Поэтому Маяковский сейчас в «моде». Его эпатаж, необычайность, дерзость, безусловно, привлекает. Скорее всего, многие подростки из-за этого и хотят быть похожими на него. Но его актуальность никак не связана с этим. Он поэт, этим и должен быть интересен, об этом и пишет, что и должно быть важно для людей. Маяковский открыл всем правду, не боясь ничего, ведь это его предназначение. Но не все понимают его роли, не все видят в нем правдоруба. И он сам это понимал: «Мой стих дойдет, но он дойдет не так». Так происходит и сейчас: публика заучивает его стихи, искусно читает, но сама не понимает, что она читает: цепляется лишь за определенные слова, за форму стихотворения, а читать между строк – дело долгое и бесполезное. Как бы ни так! Маяковский – вечность, а его стихи – шедевры. Ни он, ни они никогда не уйдут во мрак, а будут с каждым днем звучать в сердце все сильнее, как табу, как гимн, как молитва.
2.2.3 Тайна образа в одежде и в изображении природы.
Для настоящих ценителей поэзии А.А.Блок- это не просто поэт, это удивительный человек, который, говоря простым языком, передает своим читателям всю красоту природы. Он волшебно описывает и изображает журчание ручья, шум листвы в лесу, музыку птиц. Чарующие стихотворения А.Блока о природе поражают своей лиричностью и необыкновенными образами. Времена года, закат, рассвет у любого человека могут вызвать определенные воспоминания из жизни, могут на несколько секунд перенести в то, прошлое, которое не забудется никогда. Но, несмотря на это, не все могут рассказать об этом, показать и передать свои чувства так, чтобы окружающие почувствовали то же самое, смогли увидеть даже мелкие детали, глядя на «нарисованную» картину. Удивительное сходство в поэзии А.А.Блока можно увидеть между людьми и животными с облаками, деревьями, реками. Это сравнение подчеркивает загадочность, неповторимость и волшебство окружающего нас мира. Такие образы как «большие свечки» берез или «ягненочек кудрявый- месяц» могут жить во внутреннем мире творческих людей, которые видят не глазами, а сердцем, и любят каждый листик на дереве, каждую каплю дождя и лучик солнца, которые здороваются по утрам с солнышком и считают, что погода прекрасна всегда.
3. Заключение:
Серебряный век – это великое время, подарившее нам настоящие таланты и настоящие фамилии. По сей день творческое наследие Серебряного века принимает активное участие в нашей современности. Многие исполнители включают в свой репертуар прекрасные, пронзительные произведения этой удивительной эпохи. Музыканты разных стилей и направлений наполняют новыми смыслами строчки, когда-то бывшие под запретом. Поэзия Серебряного века, мне кажется, только начинает набирать популярность и это не может не радовать. Маяковский, Ахматова, Гумилев, Блок, Есенин, Северянин, Мандельштам, Гиппиус, Цветаева… Не счесть людей, которые смогли «глаголом жечь сердца людей». Поэты этой эпохи думали и действовали наперед, поэтому они и стали легендами, звездами, которые показывали путь людям в то время. И сейчас их творчество имеет огромное значение в нашей жизни. Но чтобы их роль была сыграна, необходимо чувствовать и понимать каждого из этих поэтов. Для этого мода не нужна. Поэтому…
Мода не вечна. Да, она циклична, и, может, когда-нибудь страсть к Серебряному веку вернется через несколько лет вновь. Однако нельзя так говорить о поэзии. Она – вечна. Она всегда будет звучать в наших сердцах, и все равно, сколько лет пройдет: пять, десять… Поэзия безустанно будет играть на струнах нашей души. Это ее роль, это в ее вкусе.
4. Источники:
https://history.wikireading.ru/407665
https://foxford.ru/wiki/istoriya/serebryanyy-vek-russkoy-kultury
https://revolution.allbest.ru/culture/00499142_0.html
Алешина Л.С., Ракова М.Н., Горина Т.Н., Русское искусствоIX-XXв. М. 1972
http://ru.wikipedia.org
Вода может клеить?
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Лавовая лампа
Растрёпанный воробей
Как напиться обезьяне?