образовательная: повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях;
развивающая:
познавательная: систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия
регулятивная: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить задачи и результаты собственной работы; самостоятельно проводить рефлексию
коммуникативная: выстраивать устное высказывание; презентовать результат собственной работы, а также работы в парах
воспитательная: создать условия по формированию дисциплины и нормам поведения учащихся; развивать творческое отношение к учебе
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_8_kl.doc | 99.5 КБ |
Тема: Подлежащее и способы его выражения
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тип урока: комбинированный
Присутствовало: 16 человек
Тема: | Подлежащее и способы его выражения |
Тип урока: | образовательная: повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях; развивающая: познавательная: систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия регулятивная: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить задачи и результаты собственной работы; самостоятельно проводить рефлексию коммуникативная: выстраивать устное высказывание; презентовать результат собственной работы, а также работы в парах воспитательная: создать условия по формированию дисциплины и нормам поведения учащихся; развивать творческое отношение к учебе |
Планируемые результаты: | ученик научится: - находить подлежащее в предложении; - верно определять способ выражения подлежащего в предложении; - составлять алгоритм; - создавать устное монологическое высказывание; |
Используемое оборудование: | раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий, наглядное пособие, интерактивная доска, проектор |
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | |
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. | Просмотр видеоролика (Притча «Все в твоих руках!») Обсуждение: - Как вы понимаете слова Мастера? - А как можно интерпретировать эти слова применительно к нашему уроку? Чего вы ждете от урока? (Действуйте, делайте открытия, ошибайтесь и снова ищите верные пути, будьте активными, и у вас все обязательно все получится, вы можете добиться многого. Все в ваших руках. «Только идущий одолевает путь», - гласит китайская пословица. Ну что ж, с таким позитивным настроением я приглашаю вас в путь к новым знаниям. | Проверка готовности к уроку. Показ видеоролика (притча «Все в твоих руках») | Просмотр видеоролика. Положительный настрой на урок | Словесный метод | Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного процесса с учителем и обучающимися. | |
II. Повторение изученного. Подготовка к ЕГЭ и ГИА Лингвистическая разминка» | - Запишите словосочетания: Преодолеть с осторожностью, вкусная сметана, развито обоняние, очень благодарить, скорлупа яйца, убедить в правоте, совершить подвиг, милые близнецы, упасть навзничь. - Графически объясните орфограмму-гласную в корне. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу со слайда. Поставьте оценку. - Какие слова вызвали у вас затруднения (подбор проверочных слов)? Обратимся к таблице, которая поможет вам. - Внимательно изучите таблицу. Объясните, какое отношение она имеет к вопросу о правописании безударных гласных в корнях слова. Слайд 9 | Активизирует деятельность учащихся: задает вопросы, предлагает задания | Отвечают на вопросы | Беседа | Коммуникативные: высказывание своего мнения и его подтверждение Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; | |
III.Формулировка целей и задач урока | - Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (если возникают затруднения, задаю вопросы из предыдущего задания) Запишите тему в тетрадь. Определим цели и задачи на урок | Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока | Проблемный метод | |||
IV. Актуализация знаний V. Постановка проблемного вопроса. Выявление места и причины затруднения VI. Сообщение темы и целей урока. VII. Усвоение нового материала Физминутка VIII. Проверка усвоения материала урока. Самостоятельная работа. | 1. Беседа. В центре последних наших уроков – простое предложение. – Что такое предложение? (Предложение – одна из основных единиц синтаксиса. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью) - Какую функцию выполняет предложение? (Коммуникативную: служат для общения, передачи информации, чувств). 2. Проверка домашней работы. 1. упр.85 На прошлом уроке мы выяснили, что интонация конкретизирует смысл предложения, а порядок слов в русском языке относительно свободный. Дома вы выполняли упр.85. О каких негативных приметах современной разговорной речи говорит автор текста? (о торопливой, захлебывающейся речи в манере скороговорки). Как часто можно услышать такую речь? Признаком чего является слишком быстрая речь? (признаком недостаточной культуры) - Как нужно говорить, чтобы речь была понятной, точной, выразительной, интонационно разнообразной? (Соблюдая смысловые паузы, логическое ударение, интонационно выразительно: изменяя темп, громкость, тон) 3. Индивидуальное исследовательское задание Некоторые учащиеся получили индивидуальное задание: провести небольшую исследовательскую работу и составить текст на лингвистическую тему. Послушайте задание. Как можно изменить порядок слов в предложении Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. Л.В.Щерба Прежде чем предоставить слово________, узнаем лексическое значение слова «менталитет» Словарная работа: МЕНТАЛИТЕ́Т, а, мн. нет, м. [фр. mentalité < лат. mēns (mentis) ум, мышление]. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Национальный м. М. иждивенца. (Толковый словарь иноязычных слов) МЕНТАЛИТЕТ. Присущий всем людям данной культуры или общества образ мыслей, включающий модели поведения, общие ценности и т. д. (Англо-русский экономический словарь) Чтение лингвистических текстов.( ) - Спасибо за вашу серьезную творческую работу. И все-таки несмотря на свободный порядок слов, должны соблюдаться грамматические и смысловые связи в предложении. Чтобы не произошло следующих нелепостей. Работа по грамматике: Лежащая книга на столе прочитана. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. - Какая ошибка допущена в построении предложения ? (В предложениях нарушен порядок слов, что делает предложения смешными или даже бессмысленными. Слова становятся членами предложения, когда вступают в смысловую, интонационную и грамматическую зависимость между собой. Исправьте ошибки. (Книга, лежащая на столе, прочитана. Бабушка отвезла внука восьми лет на Кавказ.) - Посмотрите на запись отрывка из стихотворения А.С.Пушкина. Все ли понятно? Подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Попытайтесь определить тему урока. Нет слова, которое обозначает предмет речи. Попробуйте восстановить текст. Тиха украинская … (ночь). Прозрачно …. (небо). (Звезды)… блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет …. (воздух). Чуть трепещут Сребристых тополей …. (листы)… (А.С.Пушкин. Поэма «Полтава») Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь. Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся) Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей). Цели урока: - расширить понятие о подлежащем, - узнать о способах его выражения, - научиться видеть и выделять подлежащее в предложении, - определять способы выражения подлежащего. - правильно употреблять подлежащее в предложении 1. Актуализация знаний о подлежащем. Составление кластера. КЛА́СТЕР [тэ], а, м. [англ. cluster букв. пучок, гроздь]. спец. Группа каких-н. объектов, выделяемых в большой их совокупности по тому или иному общему для этой группы признаку.- Давайте вспомним, что вам уже известно о подлежащем? Составим кластер, изобразив всю информацию графически. - Итак, подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в Им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже. - Только ли существительные могут играть роль подлежащего? Проведем небольшую исследовательскую работу в парах. Исследовательская работа в парах. - Перед вами на столах лежат листочки с таблицей. В правой колонке записаны предложения. Подчеркните подлежащее в каждом предложении и запишите в левую колонку способы его выражения: части речи и синтаксические единицы. - Анализ правильности заполнения таблицы с комментариями Делаем вывод: подлежащим может быть существительное, местоимение, числительное, наречие, частица, причастие, прилагательное… Сделайте более общие выводы: любая часть речи в значении имени существительного в И. п. или синтаксически неделимое словосочетание - Обратите внимание на 1 и 6 предложение. - Что общего между ними? (слово «большое») - Определим его синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что? и его признак). Словарная работа. Субстантивация (от лат. substantivum— существительное). Переход слов других частей речи в разряд имен существительных. Больной поправился (субстантивация прилагательного). Подали на второе (субстантивация порядкового числительного). Двое на качелях (субстантивация собирательного числительного), Наше завтра (субстантивация наречия). Раздавалось мерное тик-так (субстантивация звукоподражательного слова). -Составьте два предложения со словом «танцующие», но в 1-ом предложении употребите его как причастие, а во 2-ом – субстантивированное существительное. Обратите внимание! Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море. 3. Стадия осмысления. Работа с информационным текстом (у каждого ученика). - Во время работы с текстом не забывайте использовать «Принцип инсерта, или маркировки». Делайте заметки на полях: «+» - знаю «V» - новое «?» - не совсем понятно или недостаточно информации - Каков стиль текста? По каким признакам вы это определили? (точность сведений, много лингвистических терминов, отсутствие эмоциональности) - Что осталось непонятым? Что нового узнали из текста? - Прием «Расширенный кластер» - Возвращаемся к первоначальному кластеру, проверяем правильность его составления, вносим дополнительные сведения. (Желательно все изменения вносить другим цветом)Демонстрация кластеров. - Осталось ли что-то непонятным в измененном кластере? 4. Стадия рефлексии – выход на применение знаний, полученных в ходе урока. Проблемное задание Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего; реку, Грека, ехал, через; везёт, на, Соньку, Санька, санках; (существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?) мать, дочь, любит; (подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей) велосипед, грузовик, разбил; (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла) Проблемный вопрос. - Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа? На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга, лиса): именительный падеж – книга; лиса винительный падеж – книгу, лису Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж. Проверим! Хороший снежок урожай сбережет. Проспект засыпал снег. Направление указывает компас. Кленовый лист срывает ветер сильный. Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз. Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке. Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль. Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль. Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль. Упражнение на аккомодацию. Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза. Закрепим полученные знания. Выполним тест. Выписать подлежащее из каждого предложения. 1. Гости приехали утром. 2. Он был в музее. 3. Старшие помогали младшим. 4. Желающие могли покататься на лодке. 5. Два да два – четыре. 6. Курить - здоровью вредить. 7. Завтра не наступит никогда. 8. Га-га-га слышалось на лугу. 9. Мы с сестрой радовались возвращению домой. 10. Дуб сломал ураган. ТЕСТ. Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: а) именем существительным в именительном падеже: 1.Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2.Я к вам пишу. 3.Девятое мая - День Победы. 4. Мне подали письмо. 5. Молчание было довольно продолжительное. б) местоимением (укажите разряд): 1. Это было десять лет назад. 2.Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь. 3. И грянул бой, Полтавский бой. 4.Широка страна моя родная. 5. Никто не заменит ребёнку мать. в) синтаксически неделимым целым или словосочетанием: 1. Много дел запланировано на сегодня. 2. Жили-были дед да баба. 3. Парикмахерская находилась за углом. 4.Люблю Отчизну я, но странною любовью. 5. К месту сбора шло много народу | Разъясняет задание. Дает инструктаж по работе в парах. | Составляют кластер. (работа в группах). Защищают работу. | Беседа. Беседа Беседа Фронтальный опрос Работа в парах, практический метод, беседа | Личностные: самопроверка и взаимопроверка познавательные: умение делать выводы, умозаключения Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать,устанавливать сходства и различия, группировать. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы; познавательные: извлекают необходимую информацию. | |
IX Стадия рефлексии | -Ребята, подводим итог урока. Давайте вернемся к последней колонке нашей таблицы: УЗНАЛ. Итак, что же вы узнали сегодня на уроке? Сделаем выводы. а)Вопросы для рефлексии: Чем полезен был для тебя этот урок Что было нового? Чему научились? - Какой этап урока был наиболее интересным? - Что вызвало затруднения? - Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать? - Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?). - Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая). - Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация) Выставление оценок. б) Составление синквейна (стихотворения из пяти строк по определенной теме). Схема синквейна: 1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения. 2) Два прилагательных, характеризующих тему. 3) Три глагола, показывающих действие темы. 4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме. 5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне. Пример синквейна Подлежащее. Основное, главное. Называет, обозначает, отвечает. Подлежащее – ключевое слово в предложении. Предмет речи. | Закрепляют полученные знания на практике, выполняют упражнение | Самостоятельная работа, практический метод. Приём познавательной активности | Личностные: самоопределение; регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки; познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности | ||
XI. Домашнее задание | Для всех: составить устный рассказ по кластеру, подобрав примеры к каждому пункту. На выбор: 1) Выполнить упражнение по учебнику.( Упр.93 на стр.56) 2) Составить по аналогии с текстом на карточке свой текст, в котором были бы представлены различные способы выражения подлежащего. - Спасибо всем за урок. | Записывают в дневники задания |
За еду птицы готовы собирать мусор
Пейзаж
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Кто должен измениться?
Свинья под дубом