Владимир Сергеевич Соловьёв – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.
Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов–символистов – Андрея Белого, Александра Блока.
Работа принимала участие во Всероссийском творческом конкурсе "Лучшая презентация" на информационно-образовательном портале "ФГОС Урок". Работе присвоен Диплом первой степени (№8751500 от 25 марта 2021 года).
Вложение | Размер |
---|---|
vladimir_sergeevich_solovyov.pptx | 656.77 КБ |
Слайд 1
Владимир Сергеевич Соловьёв (28.01.1853 – 13.08.1900) Подготовила: Блохина Валентина Александровна студент ФНО, группа ПСА – 23а Научный руководитель: Румянцева Ольга Олеговна, доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат искусствоведения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»Слайд 2
План работы: Родословное древо . Ближайшие предки и потомки. Детство. Первое явление Софии. Автобиографическая поэма «Три свидания». Учёба в гимназии. Религиозный кризис. Студенческие годы. Философские искания. Философские искания. Религиозное обращение. Последние годы жизни. Основные труды.
Слайд 3
Родословное древо: Владимир Сергеевич Соловьёв – крупнейший русский религиозный философ, поэт, публицист. Мать, Поликсена Владимировна Романова, происходит из украинско–польского рода. Отец, крупнейший русский историк Сергей Михайлович Соловьев, отличался строгостью нрава, воспитанием детей занимался мало. От него унаследовано любовь к знанию, веру в науку и благоговение перед «научностью». Дед его по отцу был священник. Владимир Сергеевич рассказывал, что перед смертью дед ввел его в алтарь и перед престолом благословил на служение церкви. Поликсена Владимировна Романова (01.04.1867 – 16.08.1924) Сергей Михайлович Соловьев (17.05.1820 – 16.10.1879) Михаил Васильевич Соловьёв (1791 – 30.10.1861)
Слайд 4
Ближайшие предки и потомки:
Слайд 5
Детство. Первое явление Софии. Страстность натуры Владимира Сергеевича Соловьёва стала проявляться в самом раннем детстве. Всему он предавался с пылким увлечением, во всем доходил до крайности. Была какая–то неистовость в его играх и занятиях. Его первый мистический опыт связан с первой несчастной любовью. Душа ребенка, взволнованная влюбленностью, раскрылась для видения любви небесной. В 1862 году, во время Божественной литургии, будучи девятилетним мальчиком он в первый раз увидел Софию – Божественную Премудрость, явившуюся ему в образе женщины необычайной красоты.
Слайд 6
Описание своего первого видения в автобиографической поэме «Три свидания»: Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье Душа кипит в потоке страстных мук. Житейское... отложим... попеченье – Тянулся, замирал и замер звук. Алтарь открыт... Но где ж священник, дьякон? И где толпа молящихся людей? Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он, Лазурь кругом, лазурь в душе моей. Пронизана лазурью золотистой, В руке держа цветок нездешних стран, Стояла ты с улыбкою лучистой, Кивнула мне и скрылася в туман. Корни религиозного опыта всей жизни Владимира Сергеевича Соловьева – в этом детском видении. Они не православны и не церковны («душа кипит в потоке срастных мук»). Профессор Иван Михайлович Андреев называет эти переживания «чистой прелестью». Москва – Лондон – Египет. 1862 – 1875 – 1876.
Слайд 7
Учёба в гимназии. Религиозный кризис. 1864 год – поступает в пятую московскую гимназию. В 14 лет перестает ходить в церковь, а позже – в течение четырёх лет, предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму.
Слайд 8
«Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошёл через различные фазы теоретического и практического отрицания»
Слайд 9
Студенческие годы. Философские искания. По окончании с золотой медалью гимназии в 1869 году Владимир Сергеевич Соловьёв поступил на физико–математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук. На лекции он ходил редко и связи со студентами не поддерживал. В это же время он познакомился со страстным спиритом Александром Николаевичем Аксаковым и на некоторое время превратился в «пишущего медиума». Впоследствии увлёкся оккультизмом и теософией . К шестнадцати годам он уже начинает понимать несостоятельность материализма и ищет более цельного мировоззрения. В его философском развитии решающая роль принадлежит Спинозе. Александр Николаевич Аксаков (08.06.1832 – 17.01.1903)
Слайд 10
Философские искания. Религиозное обращение. Следующий этап – изучение скептического Джона Стюарта Милля: догматы материализма не выдерживают тонкой и насмешливой критики английского эмпириста. Владимир Сергеевич Соловьёв начинает понимать, что сущность материи не менее непостижима, чем сущность духа, что материализм ничего не объясняет и никакой «действительности» не соответствует. Изучение Канта было для Владимира Сергеевича Соловьёва школой философской дисциплины мысли, но теория познания, формально разрешив ему искать Бога, не могла этих исканий удовлетворить. Бог Канта был не живым Богом, а отвлеченным понятием, «постулатом практического разума». Шопенгауэр открыл Владимиру Сергеевичу Соловьёву глаза: эта правда – нирвана. На некоторое время Владимир Сергеевич становится буддистом и со страстью отдается изучению восточных религий. Занятия естествознанием и философией приводят Владимира Сергеевича Соловьёва к пессимистическому выводу: ни опытное знание , ни отвлеченная мысль не способны удовлетворить метафизическим запросам человеческого духа.
Слайд 11
Владимир Сергеевич Соловьёв пришёл к сознанию, что «истинная жизнь» открывается в христианстве и стал «пламенно–верующим христианином». Был казнён. Последние годы жизни:
Слайд 12
Основные труды: «История и будущность теократии» (т.1, 1887) «Чтения о Богочеловечестве» (1877–1878) «Критика отвлеченных начал» (1880) «Жизненная драма Платона» (1888) «Россия и вселенская церковь» (1889) «Смысл любви» (1892–1894) «Оправдание добра» (1897–1899) «Три разговора» (1900)
Соленая снежинка
Неньютоновская жидкость
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Марши для детей в классической музыке
Комментарии
Очень хороший материал.
Очень хороший материал. Спасибо! Содержательно и кратко.