«Исповедь» — автобиографическое произведение Льва Николаевича Толстого, написанное в конце 1870-х — начале 1880-х годов и впервые опубликованное в 1884 году в Женеве. Основное содержание произведения — попытка подвести итог многолетней внутренней работе писателя, выразить новое понимание смысла и значения жизни, выстраданное в мучительных и страстных поисках.
В 1925 году философ Иван Александрович Ильин написал книгу «О сопротивлении злу силой». В своем философском размышлении о зле и сопротивлении ему Иван Александрович Ильин подверг критике модное учение Льва Николаевича Толстого о том, что нельзя противиться насилию и злу.
Работа принимала участие во Всероссийском конкурсе презентаций студентов "Доступное знание - 2020" на образовательном портале "Академия Интеллектуального Развития". Работе присвоен Диплом первой степени (Рег. номер диплома 7317500 от 29 ноября 2020 года).
Слайд 1
Борьба со злом в работах Льва Николаевича Толстого («Исповедь») и Ивана Александровича Ильина («О сопротивлении злу силой») Подготовила: Блохина Валентина Александровна Группа ПСА – 23аСлайд 2
Лев Николаевич Толстой Русский писатель, критик, общественный деятель. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Член–корреспондент Императорской Академии наук (1873). Почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Ещё при жизни признанный главой русской литературы. 09.09.1828–20.11.1910 Наиболее известны произведения Льва Толстого романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп», «Власть тьмы», автобиографическое религиозно-философское произведение «Исповедь»
Слайд 3
«Исповедь» Льва Николаевича Толстого «Исповедь» – автобиографическое произведение Льва Николаевича Толстого, впервые опубликованное в 1884 году в Женеве. Основное содержание произведения – попытка подвести итог многолетней внутренней работе писателя, выразить новое понимание смысла и значения жизни, выстраданное в мучительных и страстных поисках. Лев Николаевич Толстой описывает историю своих духовных исканий. Писатель рассказывает, что ему пришлось перестать ходить с ружьём на охоту, «чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни». Вопрос, не дававший покоя знаменитому писателю и превративший его жизнь в кошмар, был поставлен с максимальной простотой и честностью: есть ли у жизни смысл, который не уничтожается неизбежностью смерти? Попытки найти ответы на вопрос в науке, философии или восточной мудрости, оказались тщетными вследствие осознания того, что смысл жизни не постигается размышлением. Пересмотр прежних воззрений давался непросто. Лишь осенью 1879 года, после посещения Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр, Лев Николаевич Толстой решается изложить своё новое миропонимание. 1879 –1882 1879 –1882
Слайд 4
«Я был крещён и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей с детства, и во всё время моего отрочества и юности. Но когда я 18– ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили… Я всею душой желал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, совершенно один, когда искал хорошего. Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие , гордость, гнев, месть – всё это уважалось. Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувствовал, что мною довольны»
Слайд 5
«…Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, учёных – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Я отрекся от жизни нашего круга…» Лев Николаевич Толстой
Слайд 6
Иван Александрович Ильин Русский философ, писатель и публицист. сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России. С 1923 по 1934 год работал в берлинском Русском научном институте. Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых Александр Солженицын. 28.03.1883–21.12.1954 Ивана Александровича Ильина называют одним из любимых философов Владимира Владимировича Путина.
Слайд 7
«О сопротивлении злу силой» Ивана Александровича Ильина «О сопротивлении злу силою» – книга, написанная в 1925 году. Относится к берлинскому периоду творчества философа. Произведение посвящено участникам белого движения и направлено на критику учения Льва Николаевича Толстого и его последователей о ненасилии, следовательно, в ней присутствует множество ссылок на его работы, особенно на «Круг чтения». В качестве эпиграфа взята фраза из Евангелия от Иоанна (II,15): «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Основная проблема книги определена Иваном Александровичем Ильиным так: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения». Иван Александрович Ильин считает, что разумнее будет говорить о физическом понуждении, а не о физическом принуждении, поскольку принуждённость сама собою угаснет в момент личного, духовного восстания человека.
Слайд 8
Тезис «несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым» возводится в ранг духовного закона. Внешнее состояние человеческого тела, никакой внешний поступок человека не могут рассматриваться как зло или добро сами по себе, взятые отдельно от человеческого душевно–духовного мира, который является «истинным местонахождением добра и зла»: Зло – душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Добро не является внешним обрядом доброты, оно обязательно должно включать в себя одухотворение и любовь. Добро и зло определяются через наличие или отсутствие в них любви и одухотворения. Причём, настоящее добро должно сочетать в себе оба признака. Так любовь, лишённая одухотворенности, слепа, своекорыстна, подвержена опошлению. Заставление – такое наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному видению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность. Таким образом, понятию внешнего заставления подчинены, с одной стороны, понятия психического понуждения, физического понуждения и пресечения, с другой стороны, соответствующие виды насилия над другими. По мнению Ивана Александровича Ильина, необходимо разделять заставление и насилие. Насилие является чем-то необоснованным, возмутительным, а насильник является угнетателем, злодеем, поэтому писатель критикует Льва Николаевича Толстого, говоря, что он и его последователи отождествляют всякое заставление с насилием.
Слайд 9
«О сопротивлении зла силою», 1925 год Полемика со Львом Николаевичем Толстым. Единство взглядов с Иваном Сергеевичем Шмелевым. Концепция единства православия и воли. Критика теории непротивлении зла.
10 осенних мастер-классов для детей
Нора Аргунова. Щенята
Сказки пластилинового ослика
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Снегири и коты