Моя исследовательская работа посвящена шахматам. Первый раз я играл в шахматы с моей бабушкой, мне понравилась эта игра и я начал ходить в шахматный кружок.
Цель исследования: Как помочь детям справиться со школьной программой, научиться логически мыслить, развить память, внимание, усидчивость?
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « Роль шахмат в развитии ребенка » Исполнитель: Гончиков Жалсан Арсаланович , ученик 4 «А» МАОУ «СОШ №19» Руководитель: Бабинцева Галина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №19»Слайд 2
Цель исследования : Как помочь детям справиться со школьной программой, научиться логически мыслить, развить память, внимание, усидчивость? Гипотеза : Систематические занятия шахматами помогает лучше учиться, развивает память, воображение, дисциплинирует человека. Актуальность : Современным школьникам приходится усваивать огромный объем информации. Для этого необходимо постоянно тренировать память, уметь логически рассуждать и самостоятельно мыслить. Именно занятия шахматами положительно влияет на развитие детей, способствует успеваемости в учебе
Слайд 3
Методы исследования : анализ материалов в сети интернет; личный опыт; проведение опроса среди одноклассников; проведение опроса среди детей, посещающих шахматный клуб и среди тренеров-преподавателей шахмат; анализ полученных результатов. Задачи исследования: Систематизировать материал по исследуемой теме Выявить пользу шахмат в развитии ребенка Провести опрос и сделать выводы
Слайд 4
Распространение шахмат Шахматы впервые появились в Индии в VI веке. Затем через страны Юго-Восточной Азии и Арабского Востока шахматы попали в Европу и Африку. Стандартные правила современной игры появились в XIX веке с началом проведения систематических международных турниров. Сейчас в шахматы играю во всем мире. В современное время играть в шахматы можно в сети интернет. Есть специальные площадки, где можно участвовать в турнирах и играть со множеством людей, живущих в разных регионах.
Слайд 5
Польза шахмат для развития детей Развитие усидчивости и концентрации внимания . Шахматы – игра настольная и предполагает, что какое-то время ребенок посвятит спокойному занятию. При этом ребенку не будет скучно: у него будут, как минимум, партнер по игре и наставник. Установка навыка - «сначала подумай, потом делай». Шахматы научат ребенка обдумывать свой ход, прежде чем сделать его. Он будет лучше понимать, что совершенный им поступок, подобно ходу в шахматной партии, приведет к определенным последствиям.
Слайд 6
Скорость реакции . Шахматы научат ребенка быстрее реагировать на изменение условий и обстоятельств, действовать более решительно. Выработка умения справляться с ситуацией отказа. Часто в ходе шахматной партии игрокам приходится жертвовать менее значимыми фигурами ради спасения более значимых. Развитие «внутренних часов» и умения ориентироваться во времени. Необходимость учитывать время на обдумывание хода, принятие решения и действие даст ребенку более четкое понимание временных границ.
Слайд 7
Тренировка запоминания и использования накопленной информации . Шахматы не только помогут ребенку научиться держать в поле своего внимания множество деталей одновременно, но и научат оперативно «извлекать» и использовать полученные прежде знания. Развитие мышления и логики . За время партии маленькому шахматисту не раз придется анализировать ситуацию на доске и делать выводы. Такой логический анализ вдвойне полезен, так как подвергается немедленной практической проверке.
Слайд 8
Повышение самооценки. Педагоги советуют - не превознося и не перехваливая ребенка, все же дайте ему понять, что «шахматы – игра умных», что если он уступает друзьям, к примеру, в физической силе или ловкости, то, возможно, превосходит их в скорости анализа и оценки ситуации. Улучшение успеваемости по школьным предметам . Наблюдения показали: у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость и по остальным предметам. Новые друзья и знакомые . Благодаря шахматам у ребенка расширяется круг общения, появляются новые и новые знакомства на шахматных турнирах.
Слайд 9
Практическая часть Мною было проведено исследование среди одноклассников и среди детей, посещающих секцию «Шахматы» вместе со мной (одноклубники). Кроме этого, я взял интервью у двух тренеров по шахматам.
Слайд 10
Исследование среди одноклассников Опросный лист для одноклассников содержал следующие вопросы: ФИ Возраст Хожу в шахматную секцию Умею играть в шахматы Хочу научиться играть в шахматы Затрудняюсь с ответом Что дает человеку умение играть в шахматы. Напиши своё мнение. Хочу научиться играть в шахматы, чтобы стать шахматистом Хочу научиться играть в шахматы для того, чтобы стать умнее, усидчивее и развить память Оценка по математике за предыдущий год Оценка по математике за I четверть Оценка по математике за II четверть
Слайд 11
В опросе приняло участие 31 одноклассник. Среди них 9 человек умеют играть в шахматы и ходят в шахматный кружок, 15 человек не ходят в шахматную секцию, но умеют играть в шахматы, 7 человек не умеют играть в шахматы. Из 9 одноклассников, посещающих секцию шахмат, 5 человек имеют «5» и «4» по математике за предыдущий год и за 1 и 2 четверти, у 1 человека «3» за предыдущий год и за 1 четверть по математике. Этот одноклассник стал посещать кружок «Шахматы» только с сентября этого учебного года. Все шахматисты отметили, что благодаря шахматам стали лучше понимать математику или стали лучше решать задачи, при этом играют в шахматы дома и в кружке, с друзьями или с родственниками. Длительность посещения шахмат разная: от 1 года до 4 лет.
Слайд 12
Исследование среди одноклубников, посещающих секцию «Шахматы» Опросный лист для одноклассников содержал следующие вопросы: Где ты научился играть в шахматы? - в шахматном кружке - научил кто-то из родных Что тебе дает умение играть в шахматы? - лучше стал понимать математику - лучше стал решать задачи - лучше стал писать контрольные и диктанты Сколько времени посещаешь шахматный кружок? Есть ли разряд по шахматам. Если «да», то какой? Где ты играешь в шахматы? - дома - на занятиях в кружке С кем ты играешь в шахматы? - с друзьями - с родственниками
Слайд 13
В исследовании участвовало 8 человек, все они посещают «Шахматный клуб», работающий при Спортивной школе № 14, расположенный по адресу: г.Улан -Удэ, ул.Ключевская , д.57. У всех одноклубников, участвовавших в опросе, оценки по математике «5» и « 4». Ребята отметили, что благодаря шахматам стали лучше понимать математику. Играют в шахматы в основном в кружке, иногда дома, с друзьями или с родственниками, еще сказали, что часто играют в шахматы через интернет. Длительность посещения шахмат разная – от 1 года до 4 лет. Большинство шахматистов имеют 3 юношеский разряд и считают, что шахматы развивают ум, память и внимательность.
Слайд 14
Исследование среди тренеров секции «Шахматы» Опросный лист для тренера по шахматам ФИО, должность Возраст Разряд по шахматам Во сколько лет Вы научились играть в шахматы? Какие качества развиваются у человека благодаря умению играть в шахматы? Что лично Вам дало умение играть в шахматы? Сколько лет Вы ведете секцию «Шахматы»? Какой прогресс Вы наблюдаете у детей, посещающих Ваши занятия? По Вашему мнению, есть ли взаимосвязь между умением играть в шахматы и успеваемостью в учебе?
Слайд 15
Опрошенные тренеры единодушны в том, что занятия шахматами положительно влияют на развитие детей и способствуют лучшему усвоению школьной программы. Так как дети младшего школьного возраста быстрее усваивают информацию, то шахматы отличный способ развить абстрактное мышление. Так как шахматы по своей форме - это игра, по содержанию - это искусство, по владению - это наука!
Слайд 16
Заключение Считаю , что проведенное исследование показывает, что занятия по шахматам способствует успеваемости в учебе, в частности по математике, поэтому уроки шахмат полезны для детей. Шахматы - это не просто спорт, они делают человека умнее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд. В процессе игры в шахматы идет одновременная работа сразу правого и левого полушария мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Слайд 17
Мои родители считают, что благодаря шахматам я стал умнее и быстрее осваиваю школьную программу, поэтому всячески поощряют мой интерес к шахматам. Шахматы готовят ребенка к взрослой жизни с ее победами и поражениями, «черными и белыми полосами». Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; в жизни мы тоже стремимся что-нибудь выиграть и при этом вступаем в борьбу с соперниками или противниками. Для игры в шахматы требуются лишь доска и фигуры, а в современное время даже без доски и фигур можно играть через Интернет, что делает шахматы доступным и интересным досугом для детей и всех людей. А чтобы шахматы приносили только пользу, а не вред, нужно следовать главному правилу - все хорошо в меру. Организация режима занятий и отдыха, расширение сферы интересов и физическое развитие приведут к тому, что польза от шахмат будет максимальной!
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Рецензия на научно–практическую работу по теме: «Роль шахмат в развитии ребёнка», выполнил ученик 4 «А» класса МАОУ «СОШ № 19» Гончиков Жалсан.
Работа Гончикова Жалсана представляет собой исследование по изучению вопроса влияние умения играть в шахматы на развитие ребёнка в разных областях. Актуальность работы заключается в исследовании и доказательстве того, что у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость в школе по разным предметам.
Содержание работы соответствует заявленной теме. Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список источников информации.
Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В первой главе Жалсан рассказал о шахматах как спортивной игре. Рассмотрел, как влияет умение играть в шахматы на развитие ребенка и его успеваемость в школе.
Во второй главе, в практической части, описывается исследование Жалсана по теме. Как он проводил опросы среди одноклассников, одноклубников, тренеров. Результаты оформлены в виде таблицы.
В заключении Жалсан сделал хорошие выводы, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы. Эти выводы может использовать любой взрослый человек, у которого есть маленький ребенок. Так как описано как влияет умение играть в шахматы на развитие ребенка, и как родители могут это использовать в воспитании и развитии детей. А так же данная работа будет интересна учителям начальных классов при работе с детьми.
Жалсан самостоятельно, при поддержке родителей и педадогов, провел исследование своей темы. При выполнении работы проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие проблемы.
В целом работа заслуживает отличной оценки.
Работа Гончикова Жалсана по теме: «Роль шахмат в развитии ребёнка» отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Она может быть рекомендована для участия в конференции «Первые шаги в науку 2024»
Рекомендации: исследовать, как влияет умение играть в шахматы не только на умственное, но и эмоциональное развитие ребенка.
Рецензент:
Руководитель МО начальных классов
МАОУ «СОШ № 19 г.Улан-Удэ» Убугунова Е.П. /________________/
Дата: «_____» ___________2024г.
Два плуга
Свинья под дубом
Где спят снеговики?
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год