Введение
1. Постановка проблемы.
«Человеку важно знать свои корни,-
отдельному человеку, семье, народу - тогда и
воздух, которым мы дышим, будет целебен
и вкусен, дороже будет взрастившая нас
земля и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни».
Писатель Василий Песков
У каждого человека есть Родина, где можно набраться сил и отдохнуть душой. В каких бы дальних странах не был человек, его всегда тянет на Родину, где прошли его лучшие годы жизни.
Существует такое выражение: «У каждого своя родина». Для кого-то родина — это маленький мир, который воздвигают вокруг него родители, для кого-то родина — это город, в котором он живёт и учится, для кого-то родина — это целая страна, и, может быть, даже весь мир. Как бы ни мерили родину, у каждого она единственная и прекрасная! Цветущая вишня во дворе отчего дома, родная школа, в которой ты проводишь много времени получая знания и встречаясь со своими друзьями и подругами, речка, на которой ты отдыхаешь в семейном кругу, твоя страна — всё это так манит и притягивает к себе, словно невидимый магнит, рождая в голове самые светлые мысли и чувства. Любовь к родине не возникает спонтанно, это ничем не объяснимое чувство, которое взращивается в наших сердцах нашими родителями и нами самими, начиная с самого раннего детства.
C чего начинается Родина? Каждый сам должен ответить на этот вопрос. У каждого она своя, прекрасная и неповторимая - это в первую очередь место, где прошло детство, и все самое лучшее, что с ним связано.
Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности ».
У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Моя работа может показаться простой, без исторических открытий, но для меня эта работа важна, т.к. в первую очередь, я хотел понять мир моих предков.
Цель работы - изучить родословную моей семьи.
Задачи работы:
Методы исследования:
Предмет исследования: изучение истории семьи.
Объекты исследования:
1. Воспоминания и рассказы дедов и прадедов о жизни.
2. Фотографии, документы.
Глава I
Генеалогия. Генеалогическое древо.
Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.
Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право).
Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Изучая на уроках истории тему «Родословная», мне хотелось больше узнать о своих родных и предков, о семейных традициях, создать генеалогическое древо, узнать историю возникновения фамилий.
Глава II
Родословная моей семьи (по материнской линии).
Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. Все граждане нашей страны имеют фамилии, записанные в документах. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. А между тем фамилия - это та ниточка, которая связывает нас с нашими корнями, с нашей историей. Это наше семейное имя. Оно может повлиять на всю дальнейшую жизнь человека
Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.
Меня очень заинтересовало происхождение фамилии по материнской линии- Каримова. Я начал искать материалы и информацию. Следствием моих исследований получилось такое генеалогическое древо.
Мой далекий родственник был – Карим. У него был сын Яхья, о чем говорилось из поколения в поколение.
В ревизской книге 1816 года под номером 15 была записана семья Кутлугильды Яхшаниева. Кутлугильды родился в 1776 году. У него было 2 жены: Кашенбике (24) года, вторая Гульминаз (25 лет).
От первой жены Кашенбики родились 2 дочери: Муслима (1801) и Салима (1811г).
В ревизской книге 1834 года семья Кутлугильды Яхшаниева была записана под 29 номером. Ему было 58 лет.
От второй жены- Гульминаз у Кутлугильды родились; Абделькарим (16 лет), Мухаметкарим (14 лет), Ибрагим (8 лет), Хисаметдин (3 года), Яхья (2 года).
Далее Абделькарим берет имя отца вместо фамилии- Кутлугильдин.
В ревизской книге 1850 года семья Абделькарима Кутлугильдина записана по номером 29.
У Абделькарима было 2 жены : Халима и Кумушбика.
У Халимы не было детей. Кумушбика родила дочь Гульзифу 1849 г.р.
Мухаметкарим, , Ибрагим, Хисаметдин, Яхья - были родными братьями.
У Мухаметкарима Кутлугильдина была жена Хадиса. Дочери Малика (1845г), Нафига (1850г).
Ибрагим Кутлугильдин был женат на Салиме Юлбарисовой. У них родилась дочь Галима.
Хисаметдин Кутлугильдин женился на Гульнафис Абдрахмановой , что свидетельствует запись в ревизской книге 1859г. У них родился сын Хайбулла (1862г). Позже он берет имя отца как свою фамилию- Каримов.
По переписи 1917 года ,семья Хайбуллы Каримова записана подномером 15, ему на то время было 55 лет.
Таким образом, я выяснил откуда произошла фамилия моей матери (Каримова Айгуль Шафхатовна). Она берет свои истоки от дедушки Абделькарима. И у меня получилось очень интересное генеалогическое древо.
Глава III
История в биографиях моих предков
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди, с по-своему интересными биографиями. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Так распорядилась судьба. Что один из старейших жителей деревни Кысынды , мой прадедушка, Хасан Хайбуллович Каримов всю свою жизнь прожил на одном месте и лучшего для себя не желал. Здесь он родился , вырос, встал на ноги, женился, растил своих детей, здесь же намерен завершить свой путь на этой земле.
Мой прадед, Хасан Хайбуллович- уважаемый человек этой деревни. Его всегда здесь ценили за огромное трудолюбие, мастерство в выбранной профессии, а также как примерного семьянина. С пробабушкой Сибарбикой Хисаметдиновной они прожили вместе шестьдесят лет , воспитали десять детей, за которых им не приходится стыдиться, ведь из них получились настоящие люди.
Каримов Хасан Хайбуллович родился 3 сентября 1931 года в крестьянской семье в деревне Кысынды Архангельского района. Он рано потерял своего отца , так что воспитывала его мать . с малых лет пришлось работать . Сами готовили дрова . Ручной пилой пилили , кололи топором. Дрова возили на маленьких санях, лошадей нет, забрали на фронт. Когда началась война , ему едва десять лет исполнилось , подростку наравне со взрослыми пришлось начать трудиться в колхозе. «Красный партизан». В Кысындинской начальной школе получил образование с первого по четвертый класс. Не довелось даже закончить четыре класса. Вот так он об этом рассказывает:
- До июля 1943 года помогал в колхозе, как все мальчишки. На учебу в школе уже сил не хватало. А потом меня взяли со взрослыми в бригаду. Помню, приехали в Архангельское в контору, а мне документов не выдают, не оформляют на работу, потому что нет еще четырнадцати. Бригадир и говорит : «Хасан идет на работу добровольцем». Я тогда по – русски плохо понимал. Об этом мне потом рассказывали взрослые, кто тогда со мной был. Да , в войну мне лиха пришлось хлебнуть .
Весной, как только станет снег, чистим поле от прутьев, мусора, молодых ростков деревьев. Поле пахали на быках. Старики , бабушки , женщины сеяли , а мы, подростки, боронили на быках. Обуви не было. Все лето босиком в поле. К вечеру ноги все исцарапаны до крови от стерни. Однако раны залечивать было некогда, ведь рано утром опять в поле. Сено косили косой. Сухое сено убирали граблями, складывали в стога. Сено возили на «халасе» (на связанных прутьях). Снопы складывали в стога , а зимой снопы возили на стан, там молотили. Некоторые женщины снопы вязали большими кучами. Помню, сил не хватает сноп поднять , заплачешь от бессилия. Когда привезли в колхоз колесный трактор , работать стало легче. В колхозе все работы выполняли женщины и девушки.
А в 1945 году нашу бригаду отправили в зиму в Белорецкий район на лесозаготовки. Мне тогда уже исполнилось четырнадцать . Так вот до самого 1951 года: летом сеяли, убирали хлеб. Готовили сено для колхоза, а зимой заготавливали лес.
Труд прадеда Хасана Хайбулловича после войны был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Он был один из самых юных, кто заслужил эту награду.
В 1951 году прадедушке исполнилось двадцать лет. 10 апреля 1951 года его призвали в ряды советской Армии. Службе он отдал три с лишним года. Об армейской жизни вспоминает с теплотой. По его твердому убеждению. Это хорошая школа для молодых людей. И своих сыновей он воспитал так, чтобы служба в армии занимало важное место в их жизни. Все они честно отдали родине свой гражданский долг, были хорошими солдатами.
Мой прадедушка возвратился со срочной службы 10 октября 1954 года. Вернулся в свою деревню и сразу включился в колхозную работу. Отдыхал только два дня, а на третий день вышел на работу.
Он всегда считался одним из лучших плотников в хозяйстве. Многие годы возглавлял в колхозе «Красный Зилим» строительную бригаду. Сколько за годы трудовой деятельности его руки видели работы! Возводили фермы, строили другие объекты. До сегодняшнего дня стоит здание правления колхоза «Красный Зилим», что строила его бригада. В летнее время занимались ремонтом сельскохозяйственных объектов. А зимой заготавливали древесину на «делянках». Не было того года , чтобы прадедушка не был отмечен за свой безупречный труд руководством хозяйства. Об этом говорят сейчас многочисленные почетные грамоты, дипломы, вымпелы ударника коммунистического труда. Он по праву носит звание ветерана труда. Почетного колхозника. В свое время правление хозяйства приносило ему звание «Мастер- золотые руки».
Хасан Хайбуллович давно уже на заслуженном отдыхе. Однако он живо интересуется жизнью района , является до сих пор поддержкой для своих детей и внуков. И они, в свою очередь, не оставляют родителей без внимания. Благодаря их помощи у них светлая счастливая старость.
Он всегда говорит: «Жизнь сейчас хорошая, потому , что нам, людям старшего поколения, есть с чем сравнивать. А молодежь таких трудностей, какие выпали на нашу долю, не видели. Поэтому меня всегда возмущает , когда говорят, что тяжело жить. Нет работы. Дело для любого в деревне найдется . Другой вопрос , что молодым хочется все сразу и много.. Многие стремятся уехать за большим рублем. А кто же в своей деревне жить останется, кто на своей земле работать будет?
Мне очень жаль, что на долю прадедушку выпало столько трудностей, но я им горжусь. Всю войну он защищал свою Родину , пусть и в тылу. Мне кажется, что мой прадедушка внёс большой вклад в Победу.
Глава IV
Происхождение фамилии моей родословной
Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. Все граждане нашей страны имеют фамилии, записанные в документах. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. А между тем фамилия - это та ниточка, которая связывает нас с нашими корнями, с нашей историей. Это наше семейное имя. Оно может повлиять на всю дальнейшую жизнь человека
Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.
Меня очень заинтересовало происхождение фамилии по материнской линии- Каримова. Я начал искать материалы и информацию. Следствием моих исследований получилось такое генеалогическое древо.
Мой далекий родственник был – Карим. У него был сын Яхья, о чем говорилось из поколения в поколение.
В ревизской книге 1816 года под номером 15 была записана семья Кутлугильды Яхшаниева. Кутлугильды родился в 1776 году. У него было 2 жены: Кашенбике (24) года, вторая Гульминаз (25 лет).
От первой жены Кашенбики родились 2 дочери: Муслима (1801) и Салима (1811г).
В ревизской книге 1834 года семья Кутлугильды Яхшаниева была записана под 29 номером. Ему было 58 лет.
От второй жены- Гульминаз у Кутлугильды родились; Абделькарим (16 лет), Мухаметкарим (14 лет), Ибрагим (8 лет), Хисаметдин (3 года), Яхья (2 года).
Далее Абделькарим берет имя отца вместо фамилии- Кутлугильдин.
В ревизской книге 1850 года семья Абделькарима Кутлугильдина записана по номером 29.
У Абделькарима было 2 жены : Халима и Кумушбика.
У Халимы не было детей. Кумушбика родила дочь Гульзифу 1849 г.р.
Мухаметкарим, , Ибрагим, Хисаметдин, Яхья - были родными братьями.
У Мухаметкарима Кутлугильдина была жена Хадиса. Дочери Малика (1845г), Нафига (1850г).
Ибрагим Кутлугильдин был женат на Салиме Юлбарисовой. У них родилась дочь Галима.
Хисаметдин Кутлугильдин женился на Гульнафис Абдрахмановой , что свидетельствует запись в ревизской книге 1859г. У них родился сын Хайбулла (1862г). Позже он берет имя отца как свою фамилию- Каримов.
По переписи 1917 года ,семья Хайбуллы Каримова записана подномером 15, ему на то время было 55 лет.
Таким образом, я выяснил откуда произошла фамилия моей матери (Каримова Айгуль Шафхатовна). Она берет свои истоки от дедушки Абделькарима. И у меня получилось очень интересное генеалогическое древо.
Заключение
Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составила генеалогическое древо. Изучила происхождение имён и фамилий своего рода.
Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению. Я совершил увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Многое для меня было тайной. Мы смогли с родителями добраться в исследовании до 6 колена. По мере исследования, я узнавал, кем были и чем занимались мои родные, также составила семейное древо с интересными и известными персонами в свое время, куда вошли еще представители рода. Я точно знаю, что на этом моя работа не окончена, наш род продолжает жить и процветать, а значит, надо будет постоянно дополнять родовое дерево.
Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.
Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.
Литература
1) Антология башкирской литературы. Уфа-1995г.
2) Интернет – ресурсы.
3) Ревизская сказка 1816г.
4) Ревизская сказка 1834г.
5) Ревизская сказка 1850г.
6) Ревизская сказка 1859г.
Вложение | Размер |
---|---|
Родословная Каримовых | 584 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………….......................................3
Глава I. Генеалогия. Генеалогическое древо……………………………………5
Глава II. Родословная моей семьи…………………….........................................8
Глава III. История в биографиях моих предков………………………………..9
Глава IV. Происхождение фамилии моей родословной (по материнской линии)……………………………………………………………..……………..10
Заключение……………………………………………….…….………………. 13
Литература……………………………………………………...…………...…...14
Введение
1. Постановка проблемы.
«Человеку важно знать свои корни,-
отдельному человеку, семье, народу - тогда и
воздух, которым мы дышим, будет целебен
и вкусен, дороже будет взрастившая нас
земля и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни».
Писатель Василий Песков
У каждого человека есть Родина, где можно набраться сил и отдохнуть душой. В каких бы дальних странах не был человек, его всегда тянет на Родину, где прошли его лучшие годы жизни.
Существует такое выражение: «У каждого своя родина». Для кого-то родина — это маленький мир, который воздвигают вокруг него родители, для кого-то родина — это город, в котором он живёт и учится, для кого-то родина — это целая страна, и, может быть, даже весь мир. Как бы ни мерили родину, у каждого она единственная и прекрасная! Цветущая вишня во дворе отчего дома, родная школа, в которой ты проводишь много времени получая знания и встречаясь со своими друзьями и подругами, речка, на которой ты отдыхаешь в семейном кругу, твоя страна — всё это так манит и притягивает к себе, словно невидимый магнит, рождая в голове самые светлые мысли и чувства. Любовь к родине не возникает спонтанно, это ничем не объяснимое чувство, которое взращивается в наших сердцах нашими родителями и нами самими, начиная с самого раннего детства.
C чего начинается Родина? Каждый сам должен ответить на этот вопрос. У каждого она своя, прекрасная и неповторимая - это в первую очередь место, где прошло детство, и все самое лучшее, что с ним связано.
Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности ».
У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Моя работа может показаться простой, без исторических открытий, но для меня эта работа важна, т.к. в первую очередь, я хотел понять мир моих предков.
Цель работы - изучить родословную моей семьи.
Задачи работы:
Методы исследования:
Предмет исследования: изучение истории семьи.
Объекты исследования:
1. Воспоминания и рассказы дедов и прадедов о жизни.
2. Фотографии, документы.
Глава I
Генеалогия. Генеалогическое древо.
Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.
Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право).
Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Изучая на уроках истории тему «Родословная», мне хотелось больше узнать о своих родных и предков, о семейных традициях, создать генеалогическое древо, узнать историю возникновения фамилий.
Глава II
Родословная моей семьи (по материнской линии).
Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. Все граждане нашей страны имеют фамилии, записанные в документах. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. А между тем фамилия - это та ниточка, которая связывает нас с нашими корнями, с нашей историей. Это наше семейное имя. Оно может повлиять на всю дальнейшую жизнь человека
Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.
Меня очень заинтересовало происхождение фамилии по материнской линии- Каримова. Я начал искать материалы и информацию. Следствием моих исследований получилось такое генеалогическое древо.
Мой далекий родственник был – Карим. У него был сын Яхья, о чем говорилось из поколения в поколение.
В ревизской книге 1816 года под номером 15 была записана семья Кутлугильды Яхшаниева. Кутлугильды родился в 1776 году. У него было 2 жены: Кашенбике (24) года, вторая Гульминаз (25 лет).
От первой жены Кашенбики родились 2 дочери: Муслима (1801) и Салима (1811г).
В ревизской книге 1834 года семья Кутлугильды Яхшаниева была записана под 29 номером. Ему было 58 лет.
От второй жены- Гульминаз у Кутлугильды родились; Абделькарим (16 лет), Мухаметкарим (14 лет), Ибрагим (8 лет), Хисаметдин (3 года), Яхья (2 года).
Далее Абделькарим берет имя отца вместо фамилии- Кутлугильдин.
В ревизской книге 1850 года семья Абделькарима Кутлугильдина записана по номером 29.
У Абделькарима было 2 жены : Халима и Кумушбика.
У Халимы не было детей. Кумушбика родила дочь Гульзифу 1849 г.р.
Мухаметкарим, , Ибрагим, Хисаметдин, Яхья - были родными братьями.
У Мухаметкарима Кутлугильдина была жена Хадиса. Дочери Малика (1845г), Нафига (1850г).
Ибрагим Кутлугильдин был женат на Салиме Юлбарисовой. У них родилась дочь Галима.
Хисаметдин Кутлугильдин женился на Гульнафис Абдрахмановой , что свидетельствует запись в ревизской книге 1859г. У них родился сын Хайбулла (1862г). Позже он берет имя отца как свою фамилию- Каримов.
По переписи 1917 года ,семья Хайбуллы Каримова записана подномером 15, ему на то время было 55 лет.
Таким образом, я выяснил откуда произошла фамилия моей матери (Каримова Айгуль Шафхатовна). Она берет свои истоки от дедушки Абделькарима. И у меня получилось очень интересное генеалогическое древо.
Глава III
История в биографиях моих предков
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди, с по-своему интересными биографиями. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Так распорядилась судьба. Что один из старейших жителей деревни Кысынды , мой прадедушка, Хасан Хайбуллович Каримов всю свою жизнь прожил на одном месте и лучшего для себя не желал. Здесь он родился , вырос, встал на ноги, женился, растил своих детей, здесь же намерен завершить свой путь на этой земле.
Мой прадед, Хасан Хайбуллович- уважаемый человек этой деревни. Его всегда здесь ценили за огромное трудолюбие, мастерство в выбранной профессии, а также как примерного семьянина. С пробабушкой Сибарбикой Хисаметдиновной они прожили вместе шестьдесят лет , воспитали десять детей, за которых им не приходится стыдиться, ведь из них получились настоящие люди.
Каримов Хасан Хайбуллович родился 3 сентября 1931 года в крестьянской семье в деревне Кысынды Архангельского района. Он рано потерял своего отца , так что воспитывала его мать . с малых лет пришлось работать . Сами готовили дрова . Ручной пилой пилили , кололи топором. Дрова возили на маленьких санях, лошадей нет, забрали на фронт. Когда началась война , ему едва десять лет исполнилось , подростку наравне со взрослыми пришлось начать трудиться в колхозе. «Красный партизан». В Кысындинской начальной школе получил образование с первого по четвертый класс. Не довелось даже закончить четыре класса. Вот так он об этом рассказывает:
- До июля 1943 года помогал в колхозе, как все мальчишки. На учебу в школе уже сил не хватало. А потом меня взяли со взрослыми в бригаду. Помню, приехали в Архангельское в контору, а мне документов не выдают, не оформляют на работу, потому что нет еще четырнадцати. Бригадир и говорит : «Хасан идет на работу добровольцем». Я тогда по – русски плохо понимал. Об этом мне потом рассказывали взрослые, кто тогда со мной был. Да , в войну мне лиха пришлось хлебнуть .
Весной, как только станет снег, чистим поле от прутьев, мусора, молодых ростков деревьев. Поле пахали на быках. Старики , бабушки , женщины сеяли , а мы, подростки, боронили на быках. Обуви не было. Все лето босиком в поле. К вечеру ноги все исцарапаны до крови от стерни. Однако раны залечивать было некогда, ведь рано утром опять в поле. Сено косили косой. Сухое сено убирали граблями, складывали в стога. Сено возили на «халасе» (на связанных прутьях). Снопы складывали в стога , а зимой снопы возили на стан, там молотили. Некоторые женщины снопы вязали большими кучами. Помню, сил не хватает сноп поднять , заплачешь от бессилия. Когда привезли в колхоз колесный трактор , работать стало легче. В колхозе все работы выполняли женщины и девушки.
А в 1945 году нашу бригаду отправили в зиму в Белорецкий район на лесозаготовки. Мне тогда уже исполнилось четырнадцать . Так вот до самого 1951 года: летом сеяли, убирали хлеб. Готовили сено для колхоза, а зимой заготавливали лес.
Труд прадеда Хасана Хайбулловича после войны был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Он был один из самых юных, кто заслужил эту награду.
В 1951 году прадедушке исполнилось двадцать лет. 10 апреля 1951 года его призвали в ряды советской Армии. Службе он отдал три с лишним года. Об армейской жизни вспоминает с теплотой. По его твердому убеждению. Это хорошая школа для молодых людей. И своих сыновей он воспитал так, чтобы служба в армии занимало важное место в их жизни. Все они честно отдали родине свой гражданский долг, были хорошими солдатами.
Мой прадедушка возвратился со срочной службы 10 октября 1954 года. Вернулся в свою деревню и сразу включился в колхозную работу. Отдыхал только два дня, а на третий день вышел на работу.
Он всегда считался одним из лучших плотников в хозяйстве. Многие годы возглавлял в колхозе «Красный Зилим» строительную бригаду. Сколько за годы трудовой деятельности его руки видели работы! Возводили фермы, строили другие объекты. До сегодняшнего дня стоит здание правления колхоза «Красный Зилим», что строила его бригада. В летнее время занимались ремонтом сельскохозяйственных объектов. А зимой заготавливали древесину на «делянках». Не было того года , чтобы прадедушка не был отмечен за свой безупречный труд руководством хозяйства. Об этом говорят сейчас многочисленные почетные грамоты, дипломы, вымпелы ударника коммунистического труда. Он по праву носит звание ветерана труда. Почетного колхозника. В свое время правление хозяйства приносило ему звание «Мастер- золотые руки».
Хасан Хайбуллович давно уже на заслуженном отдыхе. Однако он живо интересуется жизнью района , является до сих пор поддержкой для своих детей и внуков. И они, в свою очередь, не оставляют родителей без внимания. Благодаря их помощи у них светлая счастливая старость.
Он всегда говорит: «Жизнь сейчас хорошая, потому , что нам, людям старшего поколения, есть с чем сравнивать. А молодежь таких трудностей, какие выпали на нашу долю, не видели. Поэтому меня всегда возмущает , когда говорят, что тяжело жить. Нет работы. Дело для любого в деревне найдется . Другой вопрос , что молодым хочется все сразу и много.. Многие стремятся уехать за большим рублем. А кто же в своей деревне жить останется, кто на своей земле работать будет?
Мне очень жаль, что на долю прадедушку выпало столько трудностей, но я им горжусь. Всю войну он защищал свою Родину , пусть и в тылу. Мне кажется, что мой прадедушка внёс большой вклад в Победу.
Глава IV
Происхождение фамилии моей родословной
Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. Все граждане нашей страны имеют фамилии, записанные в документах. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. А между тем фамилия - это та ниточка, которая связывает нас с нашими корнями, с нашей историей. Это наше семейное имя. Оно может повлиять на всю дальнейшую жизнь человека
Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.
Меня очень заинтересовало происхождение фамилии по материнской линии- Каримова. Я начал искать материалы и информацию. Следствием моих исследований получилось такое генеалогическое древо.
Мой далекий родственник был – Карим. У него был сын Яхья, о чем говорилось из поколения в поколение.
В ревизской книге 1816 года под номером 15 была записана семья Кутлугильды Яхшаниева. Кутлугильды родился в 1776 году. У него было 2 жены: Кашенбике (24) года, вторая Гульминаз (25 лет).
От первой жены Кашенбики родились 2 дочери: Муслима (1801) и Салима (1811г).
В ревизской книге 1834 года семья Кутлугильды Яхшаниева была записана под 29 номером. Ему было 58 лет.
От второй жены- Гульминаз у Кутлугильды родились; Абделькарим (16 лет), Мухаметкарим (14 лет), Ибрагим (8 лет), Хисаметдин (3 года), Яхья (2 года).
Далее Абделькарим берет имя отца вместо фамилии- Кутлугильдин.
В ревизской книге 1850 года семья Абделькарима Кутлугильдина записана по номером 29.
У Абделькарима было 2 жены : Халима и Кумушбика.
У Халимы не было детей. Кумушбика родила дочь Гульзифу 1849 г.р.
Мухаметкарим, , Ибрагим, Хисаметдин, Яхья - были родными братьями.
У Мухаметкарима Кутлугильдина была жена Хадиса. Дочери Малика (1845г), Нафига (1850г).
Ибрагим Кутлугильдин был женат на Салиме Юлбарисовой. У них родилась дочь Галима.
Хисаметдин Кутлугильдин женился на Гульнафис Абдрахмановой , что свидетельствует запись в ревизской книге 1859г. У них родился сын Хайбулла (1862г). Позже он берет имя отца как свою фамилию- Каримов.
По переписи 1917 года ,семья Хайбуллы Каримова записана подномером 15, ему на то время было 55 лет.
Таким образом, я выяснил откуда произошла фамилия моей матери (Каримова Айгуль Шафхатовна). Она берет свои истоки от дедушки Абделькарима. И у меня получилось очень интересное генеалогическое древо.
Заключение
Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составила генеалогическое древо. Изучила происхождение имён и фамилий своего рода.
Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению. Я совершил увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Многое для меня было тайной. Мы смогли с родителями добраться в исследовании до 6 колена. По мере исследования, я узнавал, кем были и чем занимались мои родные, также составила семейное древо с интересными и известными персонами в свое время, куда вошли еще представители рода. Я точно знаю, что на этом моя работа не окончена, наш род продолжает жить и процветать, а значит, надо будет постоянно дополнять родовое дерево.
Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.
Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.
Литература
1) Антология башкирской литературы. Уфа-1995г.
2) Интернет – ресурсы.
3) Ревизская сказка 1816г.
4) Ревизская сказка 1834г.
5) Ревизская сказка 1850г.
6) Ревизская сказка 1859г.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Тигрёнок на подсолнухе
Басня "Море и река"
Муравьиная кухня
Наводнение