В современном мире цифровых технологий невозможно представить
людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры –
неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для
ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них
в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время
невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо
регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на
самотёк.
Всё больше и больше эти вещи входят в нашу жизнь. Мы выбрали эту
тему, потому что нам интересно стало разобраться, что больше: пользы или
вреда приносят эти устройства, ведь со всех сторон мы слышим
противоречивую информацию. Врачи рекомендуют отказаться от гаджетов.
Но это сделать нереально. Например, современная ситуация в мире сама нам
диктует правила. Многие дети на карантине и учатся дистанционно,
занимаются дополнительно, посещают репетитора и всё это с помощью сети
Интернет и гаджетов. Именно поэтому, считаем данную проблему
актуальной и интересной.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gadzhety1.docx | 37.57 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Бекшанка»
МО «Барышский район»
«Дети и гаджеты»
Исследовательская работа
Авторы:
Долганова Виктория , 3 класс
Овчинкин Семён, 4 класс.
Руководители:
Зотеева Елена Викторовна
учитель начальных классов, 89297943348.
Кечаева Виктория Александровна
учитель начальных классов, 89084746779.
2024г.
Содержание
1.Введение _______________________________________________________1
Цели, задачи работы _______________________________________________1
2.Основная часть_______________________________________________
Что такое гаджеты, их место в жизни школьников.____________________
Исследование учёных в области гаджет-зависимости_____________________
Влияние гаджетов на физическое здоровье ребёнка.___________________
Польза гаджетов ________________________________________________
Анкетирование детей младших возрастов._____________________________
Рекомендации по использованию гаджетов детьми для родителей__________
Практические рекомендациипо использованию гаджетов детям.__________
3. Заключение.___________________________________________________
4. Список литературы___________________________________________
Актуальность выбранной темы.
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк.
Всё больше и больше эти вещи входят в нашу жизнь. Мы выбрали эту тему, потому что нам интересно стало разобраться, что больше: пользы или вреда приносят эти устройства, ведь со всех сторон мы слышим противоречивую информацию. Врачи рекомендуют отказаться от гаджетов. Но это сделать нереально. Например, современная ситуация в мире сама нам диктует правила. Многие дети на карантине и учатся дистанционно, занимаются дополнительно, посещают репетитора и всё это с помощью сети Интернет и гаджетов. Именно поэтому, считаем данную проблему актуальной и интересной.
Цель: Изучить, какую роль играют гаджеты в жизни учеников.
Задачи: 1. Раскрыть понятие «гаджет-зависимость», дать
характеристику, выявить причины ее
возникновения;
2. Оценить отрицательное и положительное влияние
на жизнь подростков.
3. Провести анкетирование на выявление интернет –
гаджет зависимости;
4. Провести опрос на определение отношения
подростков к ограничению в использовании
гаджетов;
5. Проанализировать результаты исследования;
Предмет исследования. Проблема гаджет-зависимости среди школьников (на
примере зависимости от использования смартфонов).
Гипотеза. Мы предполагаем, что современные школьники не могут
обходиться без гаджетов, большинство школьников
подвержены гаджет-зависимости.
Объект исследования. Ученики МОУ СОШс. Новая Бекшанка.
Методы исследования. Анкетирование, опрос, анализ данных, изучение
литературных источников.
1.Основная часть
Что такое гаджеты, их место в жизни школьников.
Исследование учёных в области гаджет-зависимости
Массовая компьютеризация, которая началась в 80-х годах, привела к тому, что стали появляется люди, уделяющие персональному компьютеру намного больше времени, чем того требовали работа и отдых. 2000-е года принесли миру время активного развития гаджетов и социальных сетей, что продолжается по сегодняшний день. Появился даже особый термин —
«гаджет-зависимость», акцентирующий пристрастие человека к гаджет устройствам, от которого ему тяжело оторваться, из-за сильной привязанности, а печальнее всего, что более половины гаджетоманов — это дети и подростки. Ученые, изучающие вопросы гаджет- зависимости, считают, что в наиболее развитых странах эта беда будет опаснее алкоголизма и наркомании. Западные ученые уже давно занимаются проблемой гаджет- зависимости, и там эта проблема решается уже на уровне правительства.
В Италии разработали законопроект, где предлагается отправлять зависимых
подростков в реабилитационные центры, а все учителя должны будут пройти курсы по профилактике и устранению телефонной зависимости у детей и подростков.
А французские школьники во время всего учебного дня не могут воспользоваться гаджетом, он должен оставаться в кармане.
В Германии тоже рассматривается о возможности введения подобного ограничения.
В России на данный момент нет закона, который бы запрещал или ограничивал использование гаджетов в школах, колледжах, техникумах. Тем не менее, стало известно, что более десяти тысяч школ в РФ ввели частичный запрет на использование гаджетов в школе,то есть только на время уроков.
Японские ученые-генетики научно объяснили гаджет-зависимость, они выяснили,что гаджеты влияют на особый фермент дофамин –«гормон счастья». Основными характерными симптомами гаджет зависимости являются: состояние эйфории при использовании прибора, невозможность оторваться от гаджета, ощущение пустоты и депрессия при отсутствии девайса, пренебрежение семьей и друзьями, проблемы с работой,
учёбой, снижение умственной и физической продуктивности, повышается уровень нервозности, тревожности, агрессия по отношению к окружающим, проявление социофобии и страха перед людьми. Зависимый человек не может реально воспринимать окружающий мир без него, гаджета.
В конце февраля 2020 года в журнале Addictive Behaviors была размещена статья, авторы которой со всей серьезностью утверждали, что зависимость от смартфонов физически меняет мозг человека. Согласно этой статье, после всех проведённых исследований ученые сделали вывод, что мозг гаджет-зависимого человека имеют такие же изменения головного
мозга, какие имеются у наркоманов.
Проблема зависимости от гаджетов – уже не миф, а суровая реальность. Чтобы не попасть в сети и не стать рабами технических новинок, ученые советуют людям чаще вспоминать о давно забытых хобби, дружеских посиделках, семейных отношениях, спорте, театре и других видах увлечений, которые смогут отвлечь от виртуального мира и внести спокойствие в жизнь человека.
Наше исследование посвящено ответам на вопросы о том, как сами школьники относятся к данному запрету, готовы ли они на время отказаться от смартфонов, и какую роль играют гаджеты в жизни обучающихся нашей школы. Результаты исследования приведены во второй главе.
Влияние гаджетов на физическое здоровье ребёнка.
-Проблемы со зрением
если ребенок бесконтрольно проводит за монитором слишком много времени, есть риск, что через какое-то время острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку. По заключению экспертов близорукость у людей стала развиваться на 35% чаще в сравнении с 1997 годом.
Также при длительном чтении со смартфона глаза устают, потому что подсветка находится за экраном и направлена прямо в глаза. Поэтому для чтения можно использовать специальные ридеры и poket-book`и, в которых подсветка направлена на экран сбоку, а не прямо вам в глаза, что намного безопаснее.
-Осанка и здоровье внутренних органов
дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.
-Нарушение циркадных ритмов
экран смартфона может плохо влиять не только на зрение. свет, излучаемый им, может приводить к сбоям биологических часов человека. В организме есть такой механизм под названием циркадный ритм. он чувствителен к температуре окружающего освещения. На закате преобладают теплые красные оттенки, такой свет даёт команду циркадному ритму и тот запускает в организме процесс сна. На рассвете преобладают холодные синие оттенки света и по ним организм понимает что пора переходить в режим бодрствования. Смартфоны светом своих экранов постоянно выводят из строя наш биоритм, и это приводит не только к бессоннице. возникает риск сахарного диабета, ожирения, болезней сердца, почек и даже рака, очень часто возникает депрессия.
Производители начали осознавать эту проблему и внедрять в свои прошивки режим в котором экран к вечеру плавно переходит к теплым оттенкам, которые имитируют природное освещение на закате.
Как снизить вред от использования устройств
Чтобы ребенок легче воспринял ограничения, нужно объяснить их ему заранее, рассказать о причинах их появления и придерживаться созданных вами правил, не делая исключений.
- Время просмотра мультфильмов постарайтесь ограничить, ориентируясь на возраст ребенка. Пусть мультфильмы и игры выдаются дозированно и никогда - как поощрение.
- Начинать желательно с одной 10 – 15 минутной серии мультфильма или игры - для малыша 2 – 3 лет этого обычно достаточно.
- Определяя количество времени, которое ребенок будет проводить за игрой в гаджеты, также ориентируйтесь на его возраст и, главное, на советы офтальмолога и невропатолога.
Чтобы «оторвать» ребенка от мультфильмов, увлекательных игр на планшете или компьютере, предложите ему еще более интересные занятия. Читайте с малышом книги, рисуйте и лепите вместе, сочиняйте и разыгрывайте истории в кукольном театре. Так вы будете стимулировать развитие его воображения, мышления и памяти, чего не происходит, когда ребенок смотрит телевизор. Кроме того, так он получит опыт интересной жизни, захватывающих впечатлений в реальности, а не в виртуальном пространстве.
Делайте что-то вместе с ребенком. Посмотрим, как это работает. Вам нужно приготовить суп? Прекрасно, ведь вашему малышу тоже будет полезно и интересно смотреть на овощи, узнать их названия, погрызть морковку и спеть вместе с вами песенку. Может быть, он захочет даже стоять рядом и «помогать» - резать игрушечные овощи на своей детской доске. Эта ситуация кардинально отличается от картины, когда мама включает своему ребенку мультфильм, чтобы за время просмотра приготовить ужин.
Зависимость малыша от гаджетов начинается с родителей — и положить конец этой зависимости также могут только они. И начинать, как и в любом воспитательном процессе, нужно с себя: расставлять приоритеты, следить за режимом, искать замену «цифровым удовольствиям». А главное - налаживать теплый и полноценный контакт с малышом.
Это не значит, что нужно запретить детям играть в компьютерные игры и пользоваться гаджетами, ведь проблема заключается не в обладании вещью, а в том, как она используется. В любом случае, ребенок стремится к налаживанию отношений с окружающим миром, установлению эмоционального контакта с окружающими, поэтому стоит уделить основное внимание деятельности, которая развивает и активизирует психику, таким как традиционное чтение, рисование, занятия музыкой, спортом, живом общении со сверстниками и родителями, и, конечно же, учить детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами, которые сами по себе безвредны.
Польза гаджетов
Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить любовь к чтению намного проще, если время от времени читать красочные интерактивные книги.
Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видеоуроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня.
К плюсам гаджетов можно отнести:
- Возможность раннего обучения;
- Применение актуальных знаний и идей;
- Доступ к социальным связям;
- Новые знакомства и контакты.
Анкетирование детей младших возрастов
В ходе работы мы провели анкетирование среди учащихся 1-5 классов МБОУ «СОШ №52» на тему «Использование гаджетов» . После вопроса о том, знают ли они значение слова «гаджет» и дальнейшего его объяснения (оказалось, что в каждом из опрошенных классов около половины детей сходу смогли назвать гаджеты, которыми они пользуются, а кто-то после нашего ухода признался учителю, что не ответил из-за своего стеснения, но он тоже знал ответ на поставленный вопрос), мы провели небольшое анкетирование, которое состояло из следующих вопросов:
По результатам данного опроса, в котором участвовало 190 учеников, мы получили следующие данные:
Вывод:
Результаты анкетирования показали, что большинство опрашиваемых учеников не имеют зависимости от своих гаджетов, и это безусловно хорошо. Но есть и те, которые проводят с ними слишком много времени. Поэтому для тех же учеников 1-5 классов мы провели небольшую лекцию о вреде гаджетов, рассказали им о последствиях бесконтрольного времяпрепровождения с телефоном. Это был полезный опыт для нас и я надеюсь, что ученики вынесут из услышанного что-то полезное для себя.
Практические рекомендации для родителей и воспитателей
Что рекомендуют педиатры?
Здоровье и хорошее самочувствие подрастающего поколения – основа для развития гармоничной, полноценной личности. Дабы обеспечить ребенку беззаботное детство, важно поддерживать достаточный уровень его физической активности, сформировать здоровый рацион, следить за гигиеной сна и, что самое главное, укрепить веру в себя с помощью нормальных взаимоотношений в семье.
Новые рекомендации Американской педиатрической академии разработаны с учетом всех факторов и регламентируют время у телефона, а также условия его применения малышом.
Правила использования гаджетов детьми в возрасте до 5 лет таковы:
- Знакомьте малыша с гаджетами.
Спокойно рассказывайте малышу 1,5−2 лет о мобильном телефоне и планшете также, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородках, одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».
- Не давать смартфоны и планшеты детям возрастом до 2 лет;
- Использование цифровых гаджетов в целях раннего развития не оправдано. Лучше не торопить события и выдавать планшет только после того, как ребенок проявит интерес к играм или видео;
- Продолжительность использования гаджетов детьми от 2 до 5 лет необходимо ограничивать одним часом в день. При этом все время находитесь у экрана вместе с сыном/дочкой;
- Откажитесь от игр и видео с большим количеством отвлекающей рекламы и контентом, содержащим сцены жестокости;
- Выключайте телевизоры, компьютеры, убирайте из рук телефоны, если не используете их в настоящий момент;
- Телефон не должен стать средством против истерик. В противном случае возможны проблемы с саморегуляцией – ведь ребенок не научиться самостоятельно преодолевать эмоциональные состояния;
- Перед началом игры проверяйте приложения, играйте вместе с чадом;
- Откажитесь от телефона как минимум за час до сна.
Создайте «План здорового использования медиа-устройств в семье». Он позволит найти баланс времени, распределенного на игры в планшете и общение с домочадцами, грамотно защитить данные от доступа третьих лиц, направить ребенка на изучение действительно полезной информации.
Относитесь к средствам массовой информации, как к любой другой среде в жизни вашего ребенка, где должны быть правила и ограничения. Знайте друзей своих детей, как в Интернете, так и в реальной жизни. Знайте, какие платформы, программное обеспечение и приложения используют дети, какие сайты они посещают и что они делают в Интернете.
Поощряйте активное времяпрепровождение. Активные развлечения и игры намного лучше стимулируют развитие ребёнка, чем компьютерные игры.
Не оставляйте детей у экрана в одиночку. Со-просмотр фильма, совместная игра или учёба улучшают социальные взаимодействия, связь с детьми и качество обучения. Играйте в видеоигры вместе со своими детьми. Это хороший способ продемонстрировать хороший спортивный и игровой этикет. Смотрите шоу с ними; у вас будет возможность познакомиться и поделиться своим жизненным опытом. Не просто следите за детьми в Интернете, а взаимодействуйте с ними - так вы сможете лучше понять их.
Будьте хорошим примером для подражания. Обучайте хорошим манерам онлайн. Поскольку дети - отличные подражатели, ограничьте и себя в использовании гаджетов. Это позволит вам больше заниматься с детьми, а не просто смотреть в экраны.
Цените личное общение онлайн. Двусторонняя связь важна для развития языковых навыков и коммуникативных умений. Видео-чат с папой в командировке или бабушкой, которая живет далеко, полезнее, чем переписка. Исследования показали, что такой разговор улучшает языковые навыки гораздо лучше, чем «пассивное» прослушивание или одностороннее взаимодействие с экраном.
«Беспроблемные» зоны. Подзаряжайте устройства вне детской, чтобы у ребенка не было соблазна использовать их. Выключайте телевизор, если вы его не смотрите, чтобы фоновое вещание не отвлекало детей. Эти простые изменения увеличат количество совместного семейного времяпровождения, способствуют здоровым привычкам и лучшему сну.
Не создавайте эмоциональных привязок к гаджету. Часто планшет или телефон используют, чтобы успокоить ребенка. Нужно научить его справляться с сильными эмоциями, успокаиваться через дыхание или придумать другие действия, которые помогут бороться со злостью или скукой.
Помните: коварство виртуальной реальности состоит в том, что она может заменить реальный мир в неблагоприятной для пользователя ситуации. Больше времени уделяйте «настоящим» развлечениям – совместным прогулкам, езде на велосипедах, вылазкам, путешествиям: это поможет сохранить доверительные отношения с ребенком.
Практические рекомендации по использованию гаджетов для детей
По результатам своей работы и обобщив все факты, я составил памятки использования гаджетов для детей:
Изучая литературу по данной теме, мы определили, что гаджет – в переводе с английского языка - приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей.
Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее. Однако, при чрезмерном увлечении электроника, которая призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно. Они делают жизнь проще и комфортнее.
Излишнее увлечение гаджетами может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное использование гаджетов может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Есть такие нарушениия, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с гаджетом. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на гаджет, как отдаляется от друзей, забывает поесть. В связи с этим мы провели анкетирование и эксперемент.
Наш эксперимент «день без гаджетов в школе» прошел не зря. Многие учащиеся осознали, что частое использование гаджетов может привести к зависимости. Анкета «Зависимость от гаджетов» показывает, что нашим одноклассникам не нужно беспокоиться. Наша гипотеза подтвердилась частично, что гаджеты наносят вред организму человека. Необходимо просто применять гаджеты редко и по делу, например, позвонить родителям, найти информацию к уроку и пр. Настроение в конце нашего эксперимента значительно улучшилось. Мы составили рекомендации по проведению «Супер-переменки». Так у нас и появилась своя небольшая копилка развлечений на перемене.
Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.
Каждый час необходимо устраивать отдых для глаз, делая при этом простые, но в то же время неоценимо полезные упражнения
4. Список литературы:
16. Савин А. Любовь к техническим новинкам превратилась в манию // Известия. 2004.
28 янв. URL: http://izvestia.ru/news/286322 (дата обращения: 14.12.2019).
Карандаши в пакете
Как нарисовать зайчика
Девчата
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
В какой день недели родился Юрий Гагарин?