Найти подходящие методы развития памяти и сказать, что плохая память — это не приговор.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_mnemotehnika_-_sekrety_superpamyati_.docx | 332.97 КБ |
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Ехэ-Цакирская средняя общеобразовательная школа»
Мнемотехника - секреты суперпамяти
Выполнила: Базарова Сэсэг, ученица 8 класса
Руководитель: Чумбурел Аяна Орлановна, учитель математики МАОУ «Ехэ-Цакирская СОШ»
|
2023
Оглавление
1. Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3
2.Основная часть
2.1 Как устроена наша память--------------------------------------------------- 4
2.2 Психологические приемы, направленные на улучшение памяти---5
2.3 Мнемотехника-------------------------------------------------------------------7
2.4 Практическое применение мнемотехники--------------------------------8
«Единственное сокровище человека – это его память.
Лишь в ней – его богатство или бедность»
Адам Смит
У нас в классе часто бывает так, что мы запомнили все правила и формулы на уроке, но на следующий день ни одну не можем вспомнить. Я задалась вопросом, можно ли их не зубрить. Учёными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Только используем мы от 3 до 8% своей памяти. А развивать память можно, но только с помощью психологических средств. Для меня и моих сверстников это очень актуально.
С каждым новым учебным годом объём информации, который нужно запоминать, увеличивается и усложняется. Возрастает нагрузка на память. Поэтому, знакомство с психологическими приёмами улучшения запоминания информации, помогло бы облегчить работу памяти, полнее раскрыть её возможности.
Я с удовольствием смотрю телевизионные передачи «Удивительные люди» и «Лучше всех». Там очень много участников показывают необыкновенные номера, демонстрируя удивительную память. Один из участников смог с ходу за одну минуту запомнить последовательность 57 перетасованных наугад карт. Он поделился, что помогает в этом занятия мнемотехникой. Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов- овладеть ими может каждый желающий: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. Таким образом, у меня зародилась мысль , которая поможет мне, моим одноклассникам и всем школьникам развить память.
Тема моего исследования: «Мнемотехника-секреты суперпамяти».
Цель – Найти подходящие методы развития памяти и доказать, что плохая память — это не приговор.
Задачи :
- рассмотреть компоненты и виды памяти;
- изучить основные приемы мнемотехники для запоминания информации;
- исследовать некоторые особенности памяти школьников, используя методы опроса и эксперимента.
Практическая значимость работы заключается в том, что созданные схемы могут быть использованы на уроках.
Методы, используемые в работе:
Гипотеза: память можно улучшить, тренируя ее с помощью специальных упражнений и соблюдая условия эффективного запоминания.
Рассмотрим сначала, как устроена память и как она работает с точки зрения современной психологии. Всё, что происходит с нами, всё, что мы видим, говорим, слышим, может сохраняться долгое время. Внутренний мир человека наполнен образами тех людей, которые окружают его, героями прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, пережитых чувств. За хранение информации отвечает наша память. Память – это способность запечатлевать, сохранять, а в нужный момент узнавать и воспроизводить то, что человек видел, слышал, читал.
Память – это сложный процесс, он включает в себя такие компоненты, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Нарушение даже одного из них ведёт к расстройству памяти в целом.
Память бывает: кратковременная и долговременная. Кратковременная память сохраняет информацию всего несколько минут. Без специального повторения эта информация забывается. Долговременная память практически не имеет ограничений.
В нашем мозге есть центр памяти, своего рода архив, где хранится многообразная информация. Человеческая память хранит движения, чувства, образы, слова. Соответственно память бывает по своим видам двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Научившись ходить, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, мы, как правило, сохраняем эти навыки благодаря двигательной памяти.
Благодаря эмоциональной памяти мы помним переживания как весёлые, так и грустные. Помня их, мы стремимся туда, где нам было хорошо и приятно, и стараемся избегать ситуаций, в которых мы испытывали страх и горе.
Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной памятью. Зрительная память позволяет нам помнить лица близких людей, внешний облик предметов. Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание воды, трели соловья, лай собаки, шум моря. Обонятельная память даёт нам возможность помнить запахи. Осязательная память хранит ощущения тепла и холода, неприятные ощущения укола, тесной обуви и т.д.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Именно с помощью словесно-логической памяти мы заучиваем то, что задают нам учителя. Если же, мы повторяем не задумываясь и не понимая, то это механическая память или зубрёжка. Только сочетание осмысленного и механического запоминания позволит прочно усвоить материал. Для лучшего запоминания необходимо повторять материал. Такое целенаправленное запоминание называют произвольным, так как человек заставляет себя делать это с помощью воли. В тех случаях, когда запоминание происходит само собой, то говорят о непроизвольном запоминании.
О сохранении информации и её видоизменении можно судить по таким процессам памяти, как узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в тот момент, когда мы видим его повторно. Увидев в небе движущуюся точку, человек отмечает про себя: это птица или самолёт. Узнавание бывает полное и неполное.
Процесс воспроизведения труднее, чем процесс узнавания. Например, легче узнать текст при повторном чтении, чем воспроизвести его (пересказать), не заглядывая в книгу. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. При произвольном воспроизведении мы ставим цель вспомнить материал как можно полнее и точнее. Непроизвольное воспроизведение в отличие от произвольного не требует никаких усилий. В нашей памяти внезапно всплывает информация. Ни один человек не может точно знать, сколько он помнит. Для этого можно закрыть глаза и попытаться вспомнить всё, что мы видели когда бы то ни было. Кажется, что этому нет конца.
Если человек не может ни узнать, ни воспроизвести ранее усвоенный материал или допускает ошибки, то говорят о забывании.
2.2 Психологические приёмы, направленные на улучшение запоминания информации
Память каждого человека имеет свои особенности. У одних лучше развита зрительная память, для запоминания им непременно нужно увидеть (прочитать); у других – слуховая, они прекрасно запоминают «с голоса»; третьим необходимо делать записи, чтобы запомнить.
С процессом забывания мы сталкиваемся почти ежедневно, когда не можем вспомнить стихотворение или правило, когда не знаем, где ручка, книга и т.д.
В 1885г. Герман Эббингауз построил кривую забывания и выяснилось, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через час забывается 50%. Осмысленный материал сохраняется значительно дольше, но если его время от времени не повторять он также будет забыт. Смысловая память хранит примерно в 25 раз больше информации, чем механическая.
Думать, что запоминание всегда полезно – неверно. Мы запоминаем иной раз много совсем ненужных пустяков, что в итоге могло бы загромоздить нашу память, если бы вскоре не забывалось. Забывание спасает нас и от неприятных воспоминаний, помогает нам, отвлекаясь от деталей, сохранять самые основные понятия. Мы можем по-своему осмыслить и пересказать прочитанное именно потому, что не в состоянии всё запомнить дословно.
В психологической литературе отмечается, что память – не есть что-то постоянное, под влиянием условий она развивается и изменяется. Память можно и нужно тренировать.
Память – это, прежде всего, работа. Чем старше мы становимся, тем больше требований предъявляется к нашей памяти. Поэтому одна из важнейших задач – совершенствование памяти. Но не стоит надеяться на лёгкую победу – «научить» свою память непросто. Для этого мы должны усвоить основные законы запоминания, ведь именно с запоминания начинаются все процессы памяти. Запоминание происходит легко, если при выполнении домашнего задания будет поставлена цель – усвоить материал, а не механически запомнить, тогда самое главное и существенное запомнится безо всяких усилий. Чтобы облегчить запоминание необходимо постоянно поддерживать интерес к тем предметам, которыми мы занимаемся в школе и дома: изучать дополнительную литературу, связывать изучаемое с будущими профессиональными намерениями.
Хороший эффект даёт произвольное запоминание, т. е. когда поставлена специальная задача – запомнить материал на определённый отрезок времени. Психологи называют это «установкой на длительность запоминания». Оказывается, наша память способна «удерживать» знания ровно на столько, насколько вы задумали – на день, на полгода, навсегда.
Чтобы овладеть этими приёмами, следует в них хорошо разобраться. Здесь очень важно научиться ставить перед собой задачу запомнить тот или иной учебный материал. Прежде чем приступить к заучиванию, нужно вспомнить, что от нас требует учитель – запомнить дословно или передать смысл, запомнить материал последовательно или выборочно.
Одним из самых простых приёмов, облегчающих запоминание – выделение в изучаемом материале главных мыслей и оформление их в виде плана. План будет облегчать процесс воспроизведения того, что мы выучили. Психологи установили, что ученики, которые при подготовке уроков составляют план, имеют более прочные знания.
Научившись составлять план по разным предметам, мы овладеваем умением правильно готовить уроки, становимся последовательнее, аккуратнее при выполнении домашних заданий.
Эффективный приём запоминания – сравнение. Умение сравнивать материал с уже известным, находить сходство и различие поможет лучше его запомнить.
Для запоминания очень важно повторение. Но повторение должно быть активным и разнообразным. Очень важен способ повторения. Психологи различают концентрированное и распределённое во времени повторение.
2.3 Мнемотехника
В процессе работы я узнала, что существует много разных техник и приемов запоминания. Наиболее распространенная из них мнемотехника.
Мнемоника ("мнемотехника") - техника запоминания. Это специальные приёмы и способы, облегчающие запоминание нужной информации путём ассоциаций, связей. Термин произошел от греческого слова mnemonikon, что в переводе и означает "искусство запоминания". Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.
Основные приемы:
Некоторые люди могут подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду.
Мнемотехникой пользовались еще древние египтяне, индейцы майя. Целые мнемонические системы есть в трудах римского оратора и полководца Цицерона, которые подходят для людей с визуальным мышлением, так как используют для запоминания зрительные коды. Основоположником альтернативной мнемонической техники считают римского оратора Квинтилиана – автора самого известного учебника по риторике того времени. Он предлагает более простые методы запоминания, которые базируются на «тщательном и прилежном заучивании чего-либо». Предложенные Квинтилианом советы схожи с современными научными методами: сосредоточьтесь, успокойтесь, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом. В средневековые и более поздние времена многие ученые разъезжали по Европе, предлагали научить людей так называемой memoriatechnica. Самые известные: итальянский философ Джордано Бруно, французский логик Петр Рамус. Разные мнемотехники использовали легендарные исторические личности, как Наполеон Бонапарт и Юлий Цезарь. Юлий Цезарь знал всю армию, каждого солдата, обладал фотографической памятью. Бонапарт Наполеон использовал свой дар для разработки стратегий войн, так же помнил бессчетное количество воинов, что давало ему преимущество в сражениях. Сергей Рахманинов обладал колоссальной зрительной памятью, использовал ее в направлении музыки.
В советском союзе тоже занимались изучением этой отрасли, такие ученые как, А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко и многие другие.
2.4 Практическое применение мнемотехник
Для более точного выявления причин плохого запоминания формул и правил, было
проведено анкетирование одноклассников и учителей. В опросе приняли участие 4 педагога и 8 учащихся. Результаты представляем в таблице:
№ | Вопросы | Ответы учителей | Ответы учащихся |
1 | Назовите причины плохого запоминания (формул, правил, слов) | Дети не тренируют свою память и у них нет желания учить | Лень (3ч); у меня плохая память (2ч); Я хорошо запоминаю (2ч); затрудняюсь ответить (1ч) |
2 | Какие трудности испытывают учащиеся? | Очень часто допускают ошибки в словарных диктантах . Более половины учащихся класса испытывают затруднения в применении формул на практике | - |
3 | Каким образом возможно исправить ситуацию? | «Зубрить» материал; сделать карточки; писать конспекты тренировать память с помощью специальных упражнений | Учить (3ч); тренировать память (5ч) |
4 | Знаете ли вы приемы «мнемотехники»? | Да-2 Нет-2 | Да-2 Нет-6 |
Анкетирование показало, что мои одноклассники, в основном, не используют специальные приёмы запоминания, а опираются в учёбе исключительно на свою природную память. Но всё же, есть ребята, не подозревающие о существовании мнемотехники, но использующие её приёмы, подсказанные взрослыми или учителями.
Получив данные результаты я пришла к выводу, что необходимо подключить своих одноклассников к моей исследовательской работе, т. е. вовлечь их к изучению элементов мнемотехники и совместному составлению сборника мнемо-схем по математике и другим предметам. Думаю, что начиная с 8 класса по 11 класс в результате совместного труда у нас «родится» хороший сборник мнемо-схем, который нам очень пригодится на уроках.
Я показала, что примером мнемотехники может служить известное выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которое помогает нам запомнить порядок цветов в радуге. Легко запоминающееся зарифмованное правило: «Жи-, ши- пиши с буквой «и»- еще один пример мнемонического приема.
На уроках математики нам часто показывают различные мнемонические упражнения. Например, для запоминания правил умножения и деления положительных и отрицательных чисел, положительное число - представляем как «друг», а отрицательное - «враг». Чтобы легко запомнить правило умножения одночлена на многочлен, нам говорили фразу: «заходим в дом, здороваемся с каждым». См. приложение 6.
После знакомства с элементами мнемотехники мои одноклассники задумались, сказали, что оказывается они знакомы и частично применяют мнемотехнику в повседневной жизни и на уроках. Поэтому они с интересом подключились к составлению мнемо-схем. Как известно у большинства людей преобладает зрительная память, и при изучении новых правил очень удобно использование зрительных образов для их понимания и запоминания. Я составила зрительные образы – схемы для решения простейших уравнений, для действий с обыкновенными дробями, для формул сокращенного умножения, для свойств степеней с одинаковыми основаниями и степеней с одинаковыми показателями. См. приложение 9. Я пришла к выводу, что составленные схемы помогают лучше понять смысл формул и воспроизводить их словесные формулировки. Таким образом, все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации. Моя работа имеет практическую значимость, потому что данный материал может быть использован на уроках и для подготовки к экзаменам. На уроке алгебры при изучении темы «Умножение одночлена на многочлен» многие умножают на одночлен первое слагаемое в скобках, забывая умножить остальные слагаемые, стоящие в скобках. Для предотвращения данной ошибки, я придумала схему ( см. приложение ). Еще можно использовать следующую ассоциацию: «Мама прилетела к гнезду, и она кормит каждого своего птенца». Моя гипотеза нашла подтверждение в проведенном исследовании. Моим одноклассникам понравились запоминалки, и мы решили как можно больше собрать разных «запоминалок». Изучение предметов становится более эффективным, если на уроках используются какие-то мнемонические приемы и правила. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев, каждый может придумать свои приемы, которые можно использовать для улучшения своей памяти.
3.Заключение
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. В процессе моей исследовательской работы я выяснила, что польза запоминания состоит еще и в том, что, запоминая, мы тренируем свой мозг, который, кстати, нуждается для полноценного функционирования в не меньших тренировках, чем тело. И работа по запоминанию является отличной тренировкой для него. Придумывание мнемо- схем помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим.
В заключении необходимо отметить, что созданные мной схемы помогают мне и моим одноклассникам запомнить и применять правила и формулы на уроках и думаю, что пригодятся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Также сборник схем может с лёгкостью заменить традиционные шпаргалки, но в отличие от бумажных, будут храниться в нашей памяти, а не в кармане.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют психологические приёмы, которые могут помочь эффективно организовать запоминание учебной информации (стихотворений, художественных и научных текстов), тем самым не только облегчая работу памяти, но и заставляя её работать лучше.
4.Список использованной литературы
Приложение 1
Вопросы
плохая | хорошая | отличная |
никогда | иногда | часто | всегда |
Графическое представление результатов опроса
Хитрость Дидоны
Несчастный Андрей
Галка в чужих перьях
Каргопольская игрушка
Развешиваем детские рисунки дома