"В чём волшебство магического квадрата?" Презентация
Вложение | Размер |
---|---|
"В чём волшебство магического квадрата" | 141.78 КБ |
Введение
Меня зовут Мамонтов Александр. Я учусь в 4 «А» классе МАОУ СОШ № 40 г. Улан-Удэ.
Я люблю математику. Мне нравится решать сложные задачи и узнавать что-то новое в математике. Недавно мне в справочнике попалась интересная тема «Занимательные квадратные таблицы чисел».
Актуальность: Меня заинтересовало понятие «Магический квадрат», и я подумал откуда в математике магия? Ведь математика наука точная и в ней нет места волшебству, но я ошибался.
Предмет моего исследования: магический квадрат.
Цель исследования: выявить, в чём заключается «волшебство» магического квадрата.
Гипотеза исследования: влияет ли магический квадрат на развитие детей.
Объект исследования: сфера применения магических квадратов.
Задачи исследования:
- изучить понятие магических квадратов
- исследовать виды магических квадратов
- проанализировать практическое применение магических квадратов.
Понятие и разновидности магических квадратов
Магический, или волшебный квадрат — квадратная таблица n*n заполненная n2 различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова. Если в квадрате равны суммы чисел только в строках и столбцах, то он называется полумагическим. Нормальным называется магический квадрат, заполненный натуральными числами от 1 до n2. Примеры магических квадратов.
n=3
2 | 7 | 6 |
9 | 5 | 1 |
4 | 3 | 8 |
n=4
4 | 15 | 14 | 1 |
9 | 6 | 7 | 12 |
5 | 10 | 11 | 8 |
16 | 3 | 2 | 13 |
Ло Шу Единственный нормальный магический квадрат 3×3. Был известен ещё в Древнем Китае, первое изображение на черепаховом панцире датируется 2200 г. до н. э.
4 | 9 | 2 |
3 | 5 | 7 |
8 | 1 | 6 |
Самый ранний уникальный магический квадрат обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо:
7 | 12 | 1 | 14 |
2 | 13 | 8 | 11 |
16 | 3 | 10 | 5 |
9 | 6 | 15 | 4 |
Это первый магический квадрат, относящийся к разновидности так называемых «дьявольских» квадратов.
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 = 136
136 : 4 = 34
В XIII в. математик Ян Хуэй занялся проблемой методов построения магических квадратов. Его исследования были потом продолжены другими китайскими математиками. Ян Хуэй рассматривал магические квадраты не только третьего, но и больших порядков. Некоторые из его квадратов были достаточно сложны, однако он всегда давал правила для их построения. Он сумел построить магический квадрат шестого порядка, причем последний оказался почти ассоциативным (в нем только две пары центрально противолежащих чисел не дают сумму 37):
27 | 29 | 2 | 4 | 13 | 36 |
9 | 11 | 20 | 22 | 31 | 18 |
32 | 25 | 7 | 3 | 21 | 23 |
14 | 16 | 34 | 30 | 12 | 5 |
28 | 6 | 15 | 17 | 26 | 19 |
1 | 24 | 33 | 35 | 8 | 10 |
Сумма всех 36 чисел равна 666
666 : 6 = 111
Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»
Магический квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», считается самым ранним в европейском искусстве. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания гравюры (1514).
16 | 3 | 2 | 13 |
5 | 10 | 11 | 8 |
9 | 6 | 7 | 12 |
4 | 15 | 14 | 1 |
Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+12+15+5 и 3+8+14+9), в вершинах прямоугольников, параллельных диагоналям (2+8+15+9 и 3+12+14+5), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.
Данный квадрат является «Печатью Юпитера» (Sigillum Iouis), имеет параметры: 4, 16, 34, 136 (размер 4х4, 16 ячеек, сумма по направлениям — 34, сумма всех чисел равна 136).
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 = 136
136 : 4 = 34
Квадрат или печать Марса (Sigillum Martis) имеет параметры: 5, 25, 65, 325 (размер 5х5, 25 ячеек, сумма по направлениям — 65, сумма всех чисел равна 325).
11 | 24 | 7 | 20 | 3 |
4 | 12 | 25 | 8 | 16 |
17 | 5 | 13 | 21 | 9 |
10 | 18 | 1 | 14 | 22 |
23 | 6 | 19 | 2 | 15 |
325 : 5 = 65
Печать Солнца (Sigillum Solis) имеет параметры: 6, 36, 111, 666 (размер 6х6, 36 ячеек, сумма по направлениям — 111, сумма всех чисел равна 666).
6 | 32 | 3 | 34 | 35 | 1 |
7 | 11 | 27 | 28 | 8 | 30 |
19 | 14 | 16 | 15 | 23 | 24 |
18 | 20 | 22 | 21 | 17 | 13 |
25 | 29 | 10 | 9 | 26 | 12 |
36 | 5 | 33 | 4 | 2 | 31 |
666 : 6 = 111
Печать Венеры (Sigillum Veneris) имеет параметры: 7, 49, 175, 1225 (размер 7х7, 49 ячеек, сумма по направлениям — 175, сумма всех чисел — 1225).
22 | 47 | 16 | 41 | 10 | 35 | 4 |
5 | 23 | 48 | 17 | 42 | 11 | 29 |
30 | 6 | 24 | 49 | 18 | 36 | 12 |
13 | 31 | 7 | 25 | 43 | 19 | 37 |
38 | 14 | 32 | 1 | 26 | 44 | 20 |
21 | 39 | 8 | 33 | 2 | 27 | 45 |
46 | 15 | 40 | 9 | 34 | 3 | 28 |
1225 : 7 = 175
Печать Меркурия (Sigillum Mercurio) имеет параметры: 8, 64, 260, 2080 (размер 8х8, 64 ячейки, сумма по направлениям — 260, сумма всех чисел — 2080).
8 | 58 | 59 | 5 | 4 | 62 | 63 | 1 |
49 | 15 | 14 | 52 | 53 | 11 | 10 | 56 |
41 | 23 | 22 | 44 | 45 | 19 | 18 | 48 |
32 | 34 | 35 | 29 | 28 | 38 | 39 | 25 |
40 | 26 | 27 | 37 | 36 | 30 | 31 | 33 |
17 | 47 | 46 | 20 | 21 | 43 | 42 | 24 |
9 | 55 | 54 | 12 | 13 | 51 | 50 | 16 |
64 | 2 | 3 | 61 | 60 | 6 | 7 | 57 |
2080 : 8 = 260
Печать Луны (Sigillum Lune) имеет параметры: 9, 81, 369, 3321 (размер 9х9, 81 ячейка, сумма по направлениям — 369, сумма всех чисел — 3321).
37 | 78 | 29 | 70 | 21 | 62 | 13 | 54 | 5 |
6 | 38 | 79 | 30 | 71 | 22 | 63 | 14 | 46 |
47 | 7 | 39 | 80 | 31 | 72 | 23 | 55 | 15 |
16 | 48 | 8 | 40 | 81 | 32 | 64 | 24 | 56 |
57 | 17 | 49 | 9 | 41 | 73 | 33 | 65 | 25 |
26 | 58 | 18 | 50 | 1 | 42 | 74 | 34 | 66 |
67 | 27 | 59 | 10 | 51 | 2 | 43 | 75 | 35 |
36 | 68 | 19 | 60 | 11 | 52 | 3 | 44 | 76 |
77 | 28 | 69 | 20 | 61 | 12 | 53 | 4 | 45 |
3321 : 9 = 369
Если в квадратную матрицу n × n заносится не строго натуральный ряд чисел, то данный магический квадрат — нетрадиционный. Ниже представлены два таких магических квадрата, заполненные простыми числами (хотя 1 в современной теории чисел не считается простым числом). Первый имеет порядок n=3 (квадрат Дьюдени); второй (размером 4x4) — квадрат Джонсона. Оба они были разработаны в начале двадцатого столетия:
|
Есть еще несколько подобных примеров:
1 | 823 | 821 | 809 | 811 | 797 | 19 | 29 | 313 | 31 | 23 | 37 |
89 | 83 | 211 | 79 | 641 | 631 | 619 | 709 | 617 | 53 | 43 | 739 |
97 | 227 | 103 | 107 | 193 | 557 | 719 | 727 | 607 | 139 | 757 | 281 |
223 | 653 | 499 | 197 | 109 | 113 | 563 | 479 | 173 | 761 | 587 | 157 |
367 | 379 | 521 | 383 | 241 | 467 | 257 | 263 | 269 | 167 | 601 | 599 |
349 | 359 | 353 | 647 | 389 | 331 | 317 | 311 | 409 | 307 | 293 | 449 |
503 | 523 | 233 | 337 | 547 | 397 | 421 | 17 | 401 | 271 | 431 | 433 |
229 | 491 | 373 | 487 | 461 | 251 | 443 | 463 | 137 | 439 | 457 | 283 |
509 | 199 | 73 | 541 | 347 | 191 | 181 | 569 | 577 | 571 | 163 | 593 |
661 | 101 | 643 | 239 | 691 | 701 | 127 | 131 | 179 | 613 | 277 | 151 |
659 | 673 | 677 | 683 | 71 | 67 | 61 | 47 | 59 | 743 | 733 | 41 |
827 | 3 | 7 | 5 | 13 | 11 | 787 | 769 | 773 | 419 | 149 | 751 |
Последний квадрат, построенный в 1913 г. Дж. Н. Манси, примечателен тем, что он составлен из 143 последовательных простых чисел за исключением двух моментов: привлечена единица, которая не является простым числом, и не использовано единственное чётное простое число 2.
Латинский квадрат
Лати́нский квадра́т — таблица размеров n × n элементов, расположенных на поле квадрата таким образом, что в каждой строке и в каждом столбце таблицы каждый элемент встречается в точности один раз. Примеры:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 3 | 4 | 5 | 1 |
3 | 4 | 5 | 1 | 2 |
4 | 5 | 1 | 2 | 3 |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
a | b | c | d |
b | c | d | a |
c | d | a | b |
d | a | b | c |
Практическое применение магических квадратов
Головоломка судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Игровое поле представляет собой квадрат размером 9х9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз. Сложность судоку зависит от количества изначально заполненных клеток и от методов, которые нужно применять для её решения. Самые простые решаются дедуктивно: всегда есть хотя бы одна клетка, куда подходит только одно число. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить часы. Правильно составленная головоломка имеет только одно решение. Тем не менее, на некоторых сайтах в интернете под видом усложнённых головоломок пользователю предлагаются варианты судоку с несколькими вариантами решения, а также с ветвлениями самого хода решения.
17 | 89 | 71 | |
113 | 59 | 5 | |
47 | 29 | 101 |
Сначала смотрят на ряды, столбцы и блоки 3×3 с наиболее заполненными квадратами: легче решить там, где вариантов меньше. При заполнении ячейки нужно проверить столбец, ряд и блок 3×3. Нужно проверить, что все другие 8 чисел не дублируются. Когда в судоку осталось несколько открытых ячеек в блоке 3×3 и только одна ячейка подходит для данного числа, то именно это число нужно записать в данную ячейку. Перед заполнением следует удостовериться, что вписываемое в ячейку число не будет встречаться в другой ячейке в том же столбце, строке или в блоке 3×3. По такому же принципу заполняются остальные пустые ячейки.
Не стоит думать, что детям будет неинтересно решать судоку. Конечно, сразу предлагать классический вариант с большим полем и цифрами не стоит, но судоку с полем 3*3 или 4*4 и картинками вместо цифр – почему нет?
Можно распечатать поле для судоку и отдельно картинки, тогда задание превратится в своеобразный пазл – с той только разницей, что ребёнку нужно будет подумать, перед тем, как поставить картинку в нужное место.
Выводы:
Подводя итог работы, могу сделать вывод, что цель, которую я ставил, достигнута. Гипотеза, которую я выдвигал в начале моей работы - подтвердилась. Я узнал, в чём заключается "волшебство" магических квадратов. Теперь я могу рекомендовать решать головоломки своим одноклассникам, т. к. развиваются очень важные процессы у детей - логика, внимания, мышления и усидчивость. А при необходимости, используя мои знания полученные в процессе исследования, я могу помочь ребятам.
Заключение
В заключении хочу сказать, что благодаря знакомству с магическими квадратами, узнав правила их составления, познакомившись с латинским квадратом я обнаружил, что это и есть головоломка Судоку. Но всё волшебство заключается не только в том, что в магическом квадрате сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова, но и в том, что головоломка судоку, как разновидность магического квадрата, направлена, в первую очередь на развитее логики, внимания и мышления, а это очень важные процессы в развитии детей. Чтобы правильно поставить цифру или картинку, необходимо проанализировать всё поле судоку, а это совсем не просто, особенно без навыка. При решении судоку развивается внимание и усидчивость. Одной из особенностей этой игры является необходимость сконцентрироваться на задании – без этого неизбежны ошибки.
И, наконец, судоку – одна из немногих логических игр в которой результат можно определить визуально: правильно решенная головоломка приносит не только моральное, но и эстетическое удовлетворение, ощущение «правильности» и упорядоченности.
Такие маленькие победы очень важны для детей и взрослых.
Содержание
Введение
I. Понятие магических квадратов и виды магических квадратов
1. Магический или волшебный квадрат
2. Латинский квадрат
II. Применение магических квадратов
III. Выводы и предложения.
IV. Заключение
Литература
Список литературы
1. Справочник «Альфа и Омега» 1991 г.
2. Энциклопедический словарь юного математика Москва «Педагогика» 1985 г.
3. Информация из интернета. https://ru.wikipedia.org/wiki
Министерство образования и науки РБ
МАОУ «СОШ № 40 г. Улан-Удэ»
Республиканская научно-практическая
конференция учащихся 3 - 4 -х классов
«Первые шаги»
Номинация: «Математика вокруг нас»
Тема: В чем заключается волшебство «Магического квадрата»?
Автор:
Мамонтов Александр
Ученик 4 класса
МАОУ «СОШ № 40 г. Улан-Удэ»
Телефон:
+79148400035
Руководитель:
Аносова Светлана Ивановна
Телефон:
89835323032
Улан-Удэ
2023 г.
Заповеди детства и юности
Рисуем космос
Сказка про Серого Зайку
Мальчик и колокольчики ландышей
Сочинение