Математические, да и любые другие тренажёры для школьников помогают достичь успехов в учёбе, научиться не просто решать примеры и задачи в одно или несколько действий, но и самостоятельно совершенствовать навыки устного счёта. Занятия с использованием тренажёров развивают в ребенке самостоятельность, логику, учат новым навыкам.
В настоящее время всё большую популярность (пандемия, дистанционное обучение) набирают интернет-тренажёры. Интернет-тренажёр представляет собой современный программный комплекс. В его основу положены тренировки, методика оценки знаний, тестовые задания. Используя его, удаётся обучаться дистанционно
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematicheskie_trenazhyory-1.docx | 519.1 КБ |
МБОУ СОШ г. Мамоново
Проект
«Математические тренажёры
в нашей жизни»
Автор: ученица 3-1 класса Баранецкая Александра Сергеевна
Руководитель проекта: Агеевец Людмила Ивановна
2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Уверена, что каждый из вас сталкивался с ситуацией, когда близкий человек в магазине или на улице что-то нашёптывал себе под нос. Со мной неоднократно происходили такие случаи. Например, в строительном магазине папа, стоя перед выставкой с обоями или плиткой, что-то сосредоточенно просчитывал. Или я наблюдала за мамой в продуктовом магазине, которая после сложения каких-то элементарных чисел, проводила заполнение корзины определённым количеством овощей или фруктов.
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем как пользуемся ею постоянно. А ведь вопрос «Зачем нам нужна математика?» актуален и до сих пор ученики задают его.
Вычислять быстро, подчас на ходу - это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение.
Я решила выяснить, как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни. А то взрослые постоянно твердят, что им часто приходится решать задачи математического содержания ежедневно. Я хотела узнать, так ли важна математика в жизни любого человека и в том числе школьников начальных классов, как мы. Что она может нам дать?
Цель моего проекта: доказать на примерах, что без математики в повседневной жизни не обойтись.
Для реализации цели были сформулировать следующие задачи:
- выяснить, какое место в истории занимает наука математика;
- определить, что такое «математические тренажёры», какую роль в жизни школьника они играют и какие функции выполняют;
- рассмотреть несколько примеров применения математики в повседневной жизни;
- сделать выводы по результатам проекта.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Математика – это одна из древнейших наук, имеющая дело с числами, количеством и формой. Её основы были заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика сопровождает человечество уже несколько тысяч лет. Математика как наука сформировалась около двух тысяч лет назад. На это указывают дошедшие до нас египетские папирусы, вавилонские таблички, где встречаются решения различного рода задач. То есть все то, что было заложено давно, в те времена, до сих пор актуально, все законы, которые когда-то были открыты учеными, все они до сих пор верны.
Наверняка вы слышали, что математику называют царицей всех наук. И это не случайно. Ведь вся информация, которая касается этой науки, насчитывает более ста тысяч книг. (1)
С древних времён в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счёта. Счёт был нужен, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Требовалось, например, узнать сколько земли засеять зерном, чтобы прокормить семью, как измерить засеянное поле и оценить будущий урожай. То есть это всё потребности экономики. Учёный, историк Фридрих Энгельс писал, что «самый древний источник математических знаний – это пальцы рук».
Первыми существенными успехами в арифметике стали исследование числа и изобретение четырёх основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Среди геометрических понятий, первыми достижениями стали прямая и окружность.
Таким образом, используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук. (2)
2. Понятие математические тренажёры и зачем они нужны?
Математические тренажеры - современный и эффективный способ совершенствоваться в устном счёте, решении задач, тренировать мозг.
Используя тренажёры, школьник имеет возможность не только познать азы математики, но и сформировать устойчивые навыки выполнения задач, отдельных операций, а также цикла действий. Он имеет полное представление об этапах выполнения математических действий, закрепляет полученные знания и навыки.
Математические, да и любые другие тренажёры для школьников помогают достичь успехов в учёбе, научиться не просто решать примеры и задачи в одно или несколько действий, но и самостоятельно совершенствовать навыки устного счёта. Занятия с использованием тренажёров развивают в ребенке самостоятельность, логику, учат новым навыкам.
В настоящее время всё большую популярность (пандемия, дистанционное обучение) набирают интернет-тренажёры. Интернет-тренажёр представляет собой современный программный комплекс. В его основу положены тренировки, методика оценки знаний, тестовые задания. Используя его, удаётся обучаться дистанционно, проводить самотестирование по разного уровня сложности математическим программам.
Набирающие все большую популярность математические тренажёры выполняют следующие функции:
Тренажёр - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма.
Работу по тренажёрам можно включать на различных этапах урока:
3. Математические тренажёры по математике в начальной школе.
Основная задача всей математики начальной школы - сформировать у ребёнка вычислительные навыки. А чтобы добиться в этом успеха, нужна, конечно же, практика. Эту самую практику дает систематическое решение различных примеров и задач, то есть так называемые математические тренажёры. Рассмотрим пару примеров математических тренажёров, которые используются в начальной школе:
Ни для кого не секрет, как важно знание таблицы умножения деления, в частности при выполнении арифметических расчётов и решении примеров по математике.
Однако, что если ребёнка пугает этот огромный набор цифр, именующийся «Таблицей умножения и деления», а уж знать его наизусть, представляется совсем непосильной задачей?
Данный тренажёр работает на основе специально разработанного алгоритма повышения сложности примеров: начиная с самых простых цифр «2 x 2», постепенно повышая сложность до «9 x 9». Тем самым завлекая в процесс изучения.
Таким образом, запоминать таблицу умножения придётся небольшими порциями, что существенно снизит нагрузку, так как дети будут направлять своё внимание всего лишь на несколько примеров, забыв про весь «большой» объём. (4)
Ниже представлены примеры данного тренажёра:
3.2. Тренажер «Устного счёта»
Данный тренажёр является одним из тренажёров по математике для развития навыков устного счёта с удобным, интуитивно-понятным управлением.
Принцип работы основан на подборе примеров по математике подходящего вам уровня сложности для всех классов, решение которых способствует развитию навыков устного счёта.
Ниже представлено несколько примеров тренажёра устного счёта для 1-3 классов:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Но оказалось, что приходится использовать математику ещё чаще. Наши родители на работе и дома постоянно решают задачи, и не только математические. Сколько денег нужно заработать, чтобы отправится в отпуск? Сколько денег надо, чтобы выполнить ремонт в квартире? Сколько нужно заплатить за коммунальные услуги или за телефон? И тут на помощь приходит математика.
А нужна ли математика лично нам?
Я провела опрос в классе и обратилась с этим вопросом к ученикам и их родителям (Приложение 1)
В опросе приняли участие 26 школьника и 26 родителя. Вот результаты опроса:
Рис.1: Опрос среди учащихся. Рис. 2: Опрос среди родителей.
Все опрошенные мною учащиеся ответили, что да, знания математики необходимы в повседневной жизни. Среди ответов школьников на вопрос где они уже применяю математику были ответы: при счёте денег, времени, при походе в магазин, во время компьютерных игр, при игре на физкультуре, при приготовлении блинов.
Все родители при анкетировании ответили, что математика необходима в будущем для их детей, а сами они встречаются с математикой каждый день. На вопрос в каких сферах родители используют математику в своей повседневной жизни были ответы: в магазине, на работе, при оплате коммунальных услуг, при приготовлении пищи, при планировании распорядка дня, при проведении ремонта, при планировании расходов и доходов, при строительстве дома, при вождении автомобиля, при уборке, в огороде, в спорте, в медицине.
И действительно, с математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты и так далее.
Рассмотрим несколько примеров где встречается математика и докажем её необходимость в жизни человека.
Пример 1. Медицина.
Задача:
Во время больничного мне было прописано лекарство, которое нужно было пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какое количество упаковок лекарства должна купить мама, чтобы хватило на весь курс?
Решение:
1) 0,5 · 3 · 8 = 12 (г) - лекарства нужно на курс лечения
2) 0,25 · 10 = 2,5 (г) - лекарства в 1 упаковке
3) 12 : 2,5 = 4,8 (упак.)
Ответ: на полный курс лечения маме потребуется купить 5 упаковок лекарства.
Пример 2. Срок годности.
Срок годности – время хранения продуктов питания и других материалов, в течение которого они остаются безопасными для употребления. Однажды на упаковке с влажными салфетками я увидела надпись «Срок годности – 30 месяцев». И тут в моей голове началась сплошная математика, я начала считать, а сколько же это в годах?
Задача:
Срок годности влажных салфеток для детей – 30 месяцев. Сколько лет можно использовать данные влажные салфетки?
Решение:
1) 30 : 12 = 2,5 (г)
Ответ: влажные салфетки можно использовать 2 года 6 месяцев с даты изготовления.
Пример 3. Торговля.
Задача №1:
Мама утром дала мне 100 рублей. По дороге со школы я зашла в магазин, чтобы купить сок. Пакетик сока стоит 28 рублей 50 копеек. Какое количество сока я смогу купить? Сколько денег у меня останется?
Решение:
1) 100 : 28,5 = 3,5 (п.)
2) 100 – 28,5 · 3 = 100 – 85,5 = 14,5 (руб.)
Ответ: на 100 рублей я смогу купить 3 пакетика сока и ещё останется 14 рублей 50 копеек.
Задача №2:
Зайдя после школы в супермаркет, я увидела рекламную акцию: «КУПИ 2 ШОКОЛАДКИ И ПОЛУЧИ ТРЕТЬЮ В ПОДАРОК!». Шоколадка стоит 36 рублей. Какое количество шоколадок я смогу получить всего, если у меня есть 200 рублей карманных денег?
Решение:
200 : 36 = 5,5 (шок.)
Ответ: на 200 рублей я смогу купить 5 шоколадок + 2 шоколадки я получу в подарок. Всего 7 шоколадок будет у меня.
Пример 4. Ремонт дома.
Во время ремонта как минимум всегда необходимо рассчитать объём требуемых материалов в соответствии с площадью комнаты. Допустим, необходимо закупить обои, какова будет последовательность действий? Примерно так:
- вычислить площадь всей комнаты;
- вычесть от общей площади площадь окна (окон) и двери;
- исходя их размера рулона, рассчитать на какую площадь хватит 1 рулона обоев;
- разделить площадь всей поверхности на площадь 1 рулона;
- сложить основное количество обоев с количеством прозапас (около 10%);
- купить понравившиеся обои и начать ремонт. И это ещё не всё. Исходя из количества купленных обоев, необходимо рассчитать нужное количество клея. Сплошная математика.
Задача:
Для ремонта квартиры купили 35 рулонов обоев. Сколько упаковок клея необходимо купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов?
Решение:
35 : 6 = 5,8 (уп.)
Ответ: нужно купить 6 упаковок клея.
И таких жизненных примеров, где требуется применение математики – огромное количество.
ВЫВОДЫ
Можно сделать вывод, что математика важна и в любой профессии и в любом направлении. С цифрами работают экономисты и бухгалтеры, инженеры и архитекторы. Музыканты отбивают ритм, художники используют масштаб и проекции, водители прокладывают маршрут и рассчитывают расход бензина. Расписание уроков или движения поездов, карту местности или звездного неба невозможно составить без применения математики. В современном мире на помощь человеку пришли калькуляторы и компьютеры, но без знания математики, так же не обойтись. Она развивает наш ум и логику, память и внимание, помогает в решении жизненных задач. В школе математика не просто учит ребёнка определённым действиям, а развивает мышление, логику, комплекс умений. Занятие математикой, решение математических задач развивает личность, делает её целеустремлённее, самостоятельнее. (5, с.35)
В повседневной жизни любой человек решает математические задачи. Он ходит в магазин, рассчитывает свой бюджет, оплачивает счета, выбирает тариф интернета и телефонной связи, рассчитывает приобретение тех или иных товаров, планирует, участвует в ремонте, строительстве, берёт кредит и так далее. Теперь, когда мы едем с папой в строительный магазин я не задаю себе вопрос: «А что же считает папа прежде чем купить обои?»
Любой человек должен уметь свободно решать задачи, которые возникают у него в жизни. Применение математических знаний даёт возможность для нахождения быстрого и оптимального решения жизненных ситуаций. При этом обучиться применению знаний на практике можно в школе, практикуя автоматизм действий с помощью математических тренажёров.
В моей работе было затронуто немного истории развития математики, рассмотрены математические тренажёры, используемые в школьной программе, а также особенности применения математики в быту. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что математика может применяться в разных сферах повседневной жизни и она имеет большое значение для человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Статья Интернет «Древняя математика: интересные факты из истории науки для детей и взрослых» 2019 г., https://blog.wikium.ru/drevnyaya-matematika-interesnye-fakty-iz-istorii-nauki-dlya-detej-i-vzroslyh.html.
2. Статья Интернет «Как появилась математика: основы и история развития науки. Роль математики в жизни и интересные факты», https://fb.ru/article/400486/kak-poyavilas-matematika-osnovyi-i-istoriya-razvitiya-nauki-rol-matematiki-v-jizni-i-interesnyie-faktyi.
3. Статья Интернет «Математический тренажёры: функции и польза», https://mateshka.ru/matjematichjeskije-trjenazhjery-funkcii-i-polza.html.
4. Статья Интернет «Использование тренажеров на уроках математики» автор - Хафизова Вера Николаевна, https://urok.1sept.ru/articles/533289.
5. Комиссаров, М. Л. Роль математики в нашей жизни / М. Л. Комиссаров, Н. П. Комкова. - Текст : непосредственный // Юный ученый. - 2020. - № 2 (32).
Барсучья кладовая. Александр Барков
Мост Леонардо
Рисуем кактусы акварелью
Учимся ткать миленький коврик
Цветущая сакура