Территория области обширна и разнообразна по природным ресурсам и условиям экономического развития , но во все времена люди были ее богатством
Население Иркутской области составляет 2 344 360 человека на 2023 год. От этого количества бурят 74746 человек, что составляет 3, 15%. Эвентов 1144 человек, а это 0,05%. Тофаралов 659 человек, 0,03%.Русские начали проникать в Прибайкалье в первой половине XVII в.,
Коренное население Иркутской области составляет всего 4тысячи человек это очень мало
Цель проекта: изучить коренное население Иркутской области, создать буклет.
Задачи: Провести исследование населения; анализ имеющихся в интернете информации Обобщить собранные данные в буклет.
Методы исследования: изучение литературы; поиск информации ; анализ материала.
Практическая значимость: буклет и презентацию можно использовать в ходе изучения географии России, Иркутской области.
Вложение | Размер |
---|---|
korennye_zhiteli.pptx | 573.95 КБ |
proekt_sobolev.docx | 37.74 КБ |
Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новогромово Коренные жители Иркутской области Автор : Соболев Георгий ученик 9 класса Руководитель: Попова Татьяна Викторовна 2024годСлайд 2
Территория области обширна и разнообразна по природным ресурсам и условиям экономического развития , но во все времена люди были ее богатством
Слайд 3
Население Иркутской области составляет 2 344 360 человека на 2023 год. От этого количества бурят 74746 человек, что составляет 3, 15%. Эвентов 1144 человек, а это 0,05%. Тофаралов 659 человек, 0,03%.Русские начали проникать в Прибайкалье в первой половине XVII в., Коренное население Иркутской области составляет всего 4тысячи человек это очень мало
Слайд 4
Цель проекта: изучить коренное население Иркутской области , создать буклет. Задачи : Провести исследование населения ; анализ имеющихся в интернете информации Обобщить собранные данные в буклет. Методы исследования : изучение литературы; поиск информации ; анализ материала. Практическая значимость: буклет и презентацию можно использовать в ходе изучения географии России, Иркутской области.
Слайд 5
Буряты — коренное население Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской обл. и Агинского Бурятского автономного округа Читинской обл. Буряты проживают также в Монголии, Казахстане, в других странах СНГ
Слайд 6
Среди бурят выделяются следующие этнические группы: булгаты (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), эхириты ( Баргузинский , Баяндаевский , Кударинский районы Бурятии, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), хонгодоры (буряты Иркутской области вне Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), хоринцы (Агинский автономный округ Читинской области, Хоринский и другие районы Бурятии), буряты северных районов ( Баунтского и др.) Бурятии (в значительной части — ассимилированные эвенки) и селенгинские буряты (центральные и южные районы Бурятии); в 1897 г. хоринцы составляли 36% численности российских бурят, булгаты — 28%, эхириты — 10%, хонгодоры — 6%, селенгинские буряты — 20%. Этнические и этнографические группы
Слайд 7
Религия. По официальным данным, в дореволюционный период западные буряты в основном исповедывали православие, восточные были приверженцами ламаизма, одной из форм буддистского вероучения. Ламаизм, утвердившийся на территории Бурятии в ХVШ в., действительно пустил там глубокие корни. Православие же, напротив, не сумело вытеснить древние шаманистские верования и имело поверхностный характер. Несмотря на христианизацию западных бурят, среди них устойчиво сохранялись традиционные верования, шаманизм. Верующие буряты в Забайкалье — буддисты
Слайд 8
Эвенки
Слайд 9
Среди многочисленных племен Восточной Сибири в первом тысячелетии выделялся по уровню культуры и своей политической роли народ с названием курыканы . В VI — X вв. н. э. этот народ был самым сильным и многочисленным в Прибайкалье. Расселялись курыканы по берегам Байкала, в долине Ангары и в верховьях Лены. Курыканы
Слайд 10
На современном этапе развития Иркутской области перед ней в целом стоят те же проблемы, что и перед большинством регионов страны Главная проблема - это экономический кризис, в котором оказалась область в последние годы. Только при решении экономических проблем возможно решение проблем социальных и демографических (таких, как увеличение уровня безработицы, снижение уровня рождаемости естественного прироста, увеличение оттока населения из области в западные регионы страны и т.д.). Это касается коренных жителей области. Большинство коренных жителей области обрусели сегодня встретить чистую кровь уже не возможно Работа над проектом проведена с удовлетворением, цель и задачи достигнуты. Выводы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новогромово
Индивидуальный исследовательский проект
«Коренные жители Иркутской области»
Автор: Соболев Георгий
Руководитель: учитель географии
Попова Татьяна Викторовна
2024 год
Оглавление
Стр.
Введение ………………………………………………….3
Глава 1 Этногеография Иркутской области…………….5
Заключение ………………………………………………12
Список литературы………………………………………13
Приложение………………………………………………14
2
Введение
Иркутская область - один из самых крупных по площади субъектов Российской Федерации, ее площадь огромна и составляет 774,8 тыс. кв. км. Территория области обширна и разнообразна по природным ресурсам и условиям экономического развития. Самая северная точка ее расположена почти на широте Санкт-Петербурга, а южная - на широте Саратова. Общая протяженность с севера на юг составляет 1400 км, с запада на восток - 1,2 тыс. км. Большая часть территории области расположена в пределах южной окраины Среднесибирского плоскогорья, ограниченного на юго-западе горными массивами Восточного Саяна, а на юго-востоке горными поднятиями Прибайкальских хребтов, резко обрывающихся у глубокой Байкальской впадины. Северо-восток занят Северо-Байкальским и Патомским нагорьями. Положение области в центре азиатского материка определяет резко континентальный климат, а вместе с этим и значительную разницу его по районам области.
Современная Иркутская область - это развитый индустриальный район Восточной Сибири. Она дает значительную долю всей промышленной продукции и электроэнергии Восточной Сибири. В области высоко развиты машиностроение и лесопромышленный комплекс, немалую роль играет химическая промышленность. Для экономического развития области, удаленной от центральных районов страны, большое значение имеет транспорт, причем основные перевозки осуществляются по железным дорогам.
Проект «Коренные жители Иркутской области» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на гражданское поведение.
Цель проекта: изучить особенности коренных жителей области, создать буклет.
Задачи:
Методы исследования:
3
Проблема проекта: установить, какие бывают буклеты, расширить знания о населении Иркутской области, создать буклет.
Практическая значимость: буклет и презентацию можно использовать в ходе изучения географии России. Изучая литературу, узнал много информации о населении. Статьи описывают традиции быт коренных людей, дается информация в большом объеме. Мне захотелось составить буклет об коренных жителях
4
Глава 1. Этногеография Иркутской области
Население Иркутской области составляет 2 344 360 человека на 2023 год. От этого количества бурят 74746 человек, что составляет 3, 15%. Эвентов 1144 человек, а это 0,05%. Тофаралов 659 человек, 0,03%.Русские начали проникать в Прибайкалье в первой половине XVII в., в начале XVIII в. их было около 25 %, в 1861 г. - 63 %, а в 1917 г. - около 80 %.
Следующими после русских по численности идут украинцы, которых всего 3,45 % (т.е. в 25 раз меньше).
Коренное население Иркутской области составляет всего 2,74 % насе-ления (включая данные по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, где бурятов, несмотря на название округа только 36,28 %, а русских - 56,54 %). Буряты в основном проживают на территории автономного округа, а также в Ольхонском районе вдоль побережья Байкала, а на самом острове Ольхон их немного. Остальные районы области можно назвать почти полностью русскими. Буряты в основном проживают в сельской местности, а в городах их очень мало.
1.1Буряты
Самоназвание - буряад, говорят на бурятском языке (в сельской местности), хотя молодежь языка в области уже практически не знает; верующие буряты, несмотря на христианизацию, остались шаманистами (да и то только в глухих районах области). Занимаются в основном скотоводством, земледелие развито гораздо хуже. Одним из наиболее ярких и древнейших видов бурятской культуры является фольклор (мифы, легенды, героический эпос, сказки, песни и т.д.).
На территории Иркутской области современные буряты сильно обрусели, но не потеряли своих национальных черт и язык.
Много в области татар (они составляют 1,4 % населения), белорусов (0,91 %) и чувашей (0,4 %). Кроме того, в области представлены немцы (0,27 %), мордва (0,24 %), евреи и азербайджанцы (по 0,17 %), башкиры (0,14 %), узбеки (0,12 %).
Коренные малочисленные народности Севера представлены 2 этносами - тофаларами и эвенками. Первые сосредоточены в поселениях Восточного Саяна в пределах Нижнеудинского района, а вторые в северных районах области, главным образом, в Катангском. Всего на середину 1993 г. численность тофаларов составила более 630 человек (с 1959 г. увеличилась на 47 %), а эвенков - более 1250 человек (с 1959 г. их численность уменьшилась на 30 %). Проживают очень компактно (особенно тофалары).
Для них характерны низкий уровень состояния здоровья, снижение рождаемости и естественного прироста, активная ассимиляция. Кризисно
5
состояние этих этносов требует урегулирования их прав на территории историко-хозяйственных ареалов, а также возможного сбережения от активного индустриального вмешательства.
Одно только название бурят вызывает немало вопросов, но их происхождение не менее загадочно. Самой крупной по численности народностью были лесные буряты. Буряты, как этническая общность, прошли длительный и сложный пусть исторического развития.
Вопросом об их происхождении ученые занимаются уже с XVIII в. Однако единого мнения об этногенезе бурят до сих пор не существует. В X – XII вв. происходит переселение народов в Сибири. Именно в это время на территории нашей области появились предки современных бурят. Ко времени прихода русских буряты вместе с эвенками составляли здесь основную массу населения.
Как считает официальная наука, этнос сформировался из различных элементов, а предками бурят стали монгольские, тюркские, тунгусо-маньчжурские и самодийские племена. Большинство историков склоняется к тому, что бурятские общины стали прямыми потомками байырку и курыкан, что населяли обширные территории Сибири.
Буряты делились на родовые и племенные группы, которые враждовали между собою. Наиболее многочисленными из бурятских племен были булагаты, кочевавшие по левому берегу Ангары и в районе Балаганских степей, эхириты — по рекам Куде и верхней Лене, и хоринцы – по Большой и Малой Бугульдейкам и на о. Ольхон. Большинство же хоринцев обитало в Забайкалье.
1.2 Эвенки
Наверняка вам приходилось слышать о тунгусах — а это те же эвенки. Считается, что этноним имеет якутское происхождение. Кроме того, существовало и менее распространённое название — “орочен”, используемое эвенкийскими племенами. Особенно распространено оно было в районах Приамурья. “Орочен” в переводе с местного языка значит “олений человек”, и именно так называли себя оленеводы Севера. Общепринятым вариантом
6
именования народа стало слово “эвенки”, которое вошло в повсеместный обиход совсем недавно — в начале прошлого века. Орочен в тайге, перевозящий ребенка.
Эвенки расселены по обширным просторам Сибири, Крайнего Севера и советского Дальнего Востока. В древние времена ареалом их расселения было Прибайкалье. Предки современных эвенков шли своими стойбищами на Север и Северо-Восток, преодолевая на своем пути сопки, переправляясь в утлых лодочках через каменистые реки. И теперь эти исконные охотники-звероловы, оленеводы и рыболовы живут по Лене, Енисею, по Нижней и Подкаменной Тунгускам, по Тунгиру, Олекме, Витиму, по притокам Амура, далеко в Якутии, на Сахалине и в самых северных точках Бурятии.
1.3Тофалары
В Нижнеудинском районе, на склонах Восточных Саян, живет очень древняя народность тофалары (тофы) , до30-х годов XX в. их называли карагасами. Сами тофалары называют себя тубалар. По происхождению и языку они близки к тувинцам. Тофам не было известно до прихода русских ни земледелие, ни скотоводство. Они жили в шалашах из травы, занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Одевались в звериные шкуры.
Карагасы кочевали к югу от оседлых поселений Енисейской и Иркутской губерний по рекам Кизиру, Казыру, Туманшету, Тагулу, в бассейнах верхнего течения Бирюсы, Уды, Кана, Гутары, Ии, Зимы и на левой стороне бассейна реки Оки. То есть уже к началу XX в. карагасы (тофалары) занимали почти ту же территорию, на которой проживают сейчас.
1.4Основные занятия коренного населения земли Иркутской.
Курыканы славились разведением лошадей, очень сильных и рослых. О том, что лошади составляли основное богатство курыкан, говорят многочисленные наскальные рисунки у деревни Шишкино на Лене и на горе Манхай по реке Куда, где изображено много лошадей и всадников. Кроме лошадей, они разводили крупный рогатый скот, овец и верблюдов. Первыми земледельцами в Прибайкалье были курыканы. Около их городищ
7
сохранились остатки пашен. Курыканы применяли искусственное орошение для полива полей и сенокосов. Остатки оросительных канав сохранились, например, в Кудинской степи около улуса Бартурки и за улусом Харазаргай в долине реки Куды. Большую роль в хозяйстве курыкан еще играло собирательство. Они собирали различные дикорастущие растения и употребляли их в пищу. У жилищ найдены специальные лопаточки, которые служили для выкапывания корней растений. Так же курыканы активно занимались кузнечным искусством.
Буряты в свою очередь постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест для охоты и рыбной ловли. Как и курыканы они разводили лошадей, крупный скот, овец и коз. Главным богатством бурятский семьи была лошадь. Она давала мясо и молоко, служила основным средством передвижения, ее легче было содержать на подножном корме. Буряты занимались и земледелием. Они умели выращивать ячмень и просо, но из-за постоянных кочеваний не могли возделывать большие поля. В некоторых местах буряты использовали древние канавы курыкан для поливного земледелия. В целом земледелие, как и скотоводство было примитивным и находился в зачаточном состоянии. До прихода русских было слабо развито сенокошение, не заготовляли на зиму корма для скота. Большое место в жизни приангарских бурят занимала охота и рыболовство. Охотились на медведей, лосей и на пушных зверей (соболя, лисиц, белку) . Буряты знали индивидуальную и коллективную охоту. В коллективной охоте могло принимать участите иногда по нескольку сот охотников. С помощью лука и стрел охотились на крупных и мелких зверей – изюбрей, медведей, коз, лис. бобров, соболей. Буряты восприняли от курыкан высокое кузнечное искусство. Они хорошо обрабатывали железо, делали из него оружие и хозяйственные вещи. Многое были прекрасными мастерами и настоящими ювелирами. Сохранились ножи, украшения для седел и другие вещи, сделанные с большим искусством. Так же у бурят развивался и домашний промысел.
В отличие от курыкан и бурят, эвенки помимо охоты и рыболовства занимались оленеводством. Олени давали молоко и мясо. Их шкура шла на приготовление одежды и на покрытие чума. Олени не требовали большого
8
ухода – круглый год они на подножном корму. На оленях ездили и перевозили весь небогатый скарб. Конечно, у эвенков большое место занимала охота. Они не имели себе равных по умению выследить зверя, поставить на него ловушку. Охотились эвенки на лося, дикого оленя, кабаргу, козулю. Охотник смело уходил в глухую тайгу и мог идти на лыжах по глубокому следу за соболем или другим зверьем несколько суток, ночуя прямо в снегу в любые морозы. Эвенки умели поднимать добычу с помощью самодельных берестяных труб или пищалок. Питались в основном мясом, рыбой и молоком. Оленье мясо заготавливали впрок, вялили и сушили его. Во время перекочевок мясо складывали в особые сомы, где оно при трении превращалось в муку. Ее заваривали кипятком и получался густой бульон. Любимым кушаньем была кровь животных в свежем и вареном виде, а также свежие костный мозг, сердце и печень животных. Рыболовство в хозяйстве играло подсобную роль, и рыба шла только на собственное потребление. Ее ели в свежем и замороженном виде, иногда сушили и вялили ее на солнце. Соль и хлеб эвенки почти не употребляли.
Тофалары занимались охотой и оленеводством. Охотились они на соболя, белку, рысь и других зверей, обитавших в присаянской тайге. Основным богатством у тофалар считалось оленье стадо. Олень для тофа – не только средство передвижения, он давал мясо и молоко, из шкуры шили одежду и обувь, жилы оленя использовали вместо ниток, а кости и рога шли на разные подделки. Как и многие другие народы они самоотверженным трудом добывали средства к жизни, совершенствовали орудия труда, развивали скотоводство, закладывали основы земледелия.
1.5 Культура, традиции и обычаи коренного населения Иркутской области.
Курыканы имели довольно высокую для своего времени культуру. Им была известна письменность. Об этом говорят надписи на древнетюркском языке на дне глиняной посуды, на бараньих лодыжках из пещер Байкала, на скалах у Верхоленска.У курыкан высокое развитие получило искусство, о котором мы можем судить по наскальным рисункам на верхней Лене у деревни Шишкино, на
9
Унге вблизи улуса Нукуты, на горе Манхай, в бухте Итырхей на о. Ольхон.
Многочисленнее всего писаницы шишкинских скал. Изображение на скалах говорят о высоком уровне искусства рисунка. Они позволяют сделать выводы и о внешнем облике курыкан, их одежде, верованиях и мифах. По писаницам можно наглядно проследить развитие классового расслоения: одежда и украшения всадников говорят о наличии среди них бедных и богатых, о выделении патриархально-феодальной знати, которая эксплуатировала бедных сородичей и рабов. Шишкинские писаницы по стилю и содержанию близки к киргизским писаницам по реке Енисею и к искусству алтайских тюрков. Рисунки показывают, что у курыкан была своя собственная патриархально-феодальная знать, угнетавшая и эксплуатировавшая зависимых от нее сородичей и рабов. Это всадники со знаменами в руках.
Бурятский национальный костюм – часть самобытной истории бурятского народа и яркий выразитель этнических особенностей, именно по этой причине национальная одежда бурят отражает и религиозные верования, и хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Бурятская традиционная одежда изготовлялась из меха, кожи, шерсти и различных тканей. Она заключала в себе массу сакральной символики и указывала на пол, возраст, этническую и родовую принадлежность, социальное положение в обществе, существующие культы предков и тип хозяйствования. Разнообразие одежды обуславливалось календарными сезонами и природно-климатическими особенностями территории проживания. Одежда подразделялась на рабочую, будничную и праздничную.
У бурят главной ячейкой общества считалась моногамная семья, куда входил ее глава, его жена, дети и родители. Согласно традициям бурятского народа, младший сын со своей супругой должен был жить вместе с отцом и матерью, чтобы заботиться о них.
К традициям бурятского народа относился обычай совершать помолвку жениха и невесты еще в младенчестве. Приезжали сваты и долго торговались насчет размеров калыма, делая поправку на финансовое положение сторон.
10
Гостеприимство бурятского народа — это результат традиции, сформировавшейся в течение веков, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться, узнать много нового. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников, давала мало возможностей для контактов с другими соплеменниками, поэтому каждый приезд гостей — это появление новых сведений и расширение познаний.
Верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм и шаманизм. Буряты-буддисты являются приверженцами северного буддизма (махаяна) . Шаманизм же в свою очередь распространён среди всех бурят, но наиболее сильное влияние имеет традиционно среди части бурят Иркутской области и старых баргутов Китая.
Эвенки в свою очередь отличались выносливостью, наблюдательностью и умением ориентироваться на необжитой местности. Этот народ храбрый, веселый, добрый. Эвенки – большие хлебосолы, но и сами любили подолгу находиться в гостях.
Счет года у эвенков начинался с марта месяца. Эвенки были хорошо приспособлены к кочевой жизни.
Религия эвенков сохранила весьма ранние архаические формы верования: анимизм, тотемизм, фетишизм. Христианство, воспринятое эвенками от русских, причудливо переплеталось с их традиционными представлениями о существовании добрых и злых духов, а также с различными магическими обрядами, исполняемыми шаманами (по случаю болезни сородича, пропажи оленей, «проводов» умершего в нижний подземный мир и т. п.) .
Эвенки верили, что мир наполнены злыми и добрыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман. Шаманов эвенки почтили особо. Они лечили больных, давали согласие на брак молодых, предсказывали будущее, сохраняли в памяти народные сказания и предания.
11
Тофалары считали, что тайга, реки, горы, болота имеют своего хозяина, но главным хозяином является старик Кудай. Он старик добрый, да распустил
злых духов, вот и мучают они людей. С Кудаем дружат шаманы. Шаманы, по представлениям тофов, умеют узнавать, какой дух рассердился, как его уважить, то есть шаман умеет ладить со злыми духами. Для этого шамана надо хорошо угостить, сделать ему подарок, а духам принести жертву. Особенностью религиозного культа тофов было то, что шаманами у них могли быть не только мужчины, но и женщины.
С приходом русских тофалары стали крестить, они особенно не сопротивлялись, так как считали, что два «хозяина» лучше защитят их от злых духов. Несмотря на это, они оставались верны своим вековым традициям.
Таким образом, племена и народности нашего края, как и всей Сибири, до прихода русских имели свою историю и культуру, ставшую составной частью общечеловеческого прогресса.
Заключение
Мы провели исследование На современном этапе развития Иркутской области перед ней в целом стоят те же проблемы, что и перед большинством регионов РФ.
Главная проблема - это экономический кризис, в котором оказалась область в последние годы. Только при решении экономических проблем возможно решение проблем социальных и демографических (таких, как увеличение уровня безработицы, снижение уровня рождаемости естественного прироста, увеличение оттока населения из области в западные регионы страны и т.д.). Это касается коренных жителей области.
В перспективе можно ожидать, что в ближайшие годы демографическая ситуация в области кардинально не изменится, а наметившиеся тенденции сохранятся и дальше. Уровень рождаемости, видимо, останется на таком же уровне, что и сейчас, или даже немного понизится; уровень смертности, вероятно, еще увеличится в связи с увеличением доли людей пожилого возраста в населении; уровень естественного прироста еще уменьшится из-за увеличения смертности. Кроме того, можно ожидать, что уровень миграции из области не уменьшится, а даже немного увеличится.
Работа над проектом проведена с удовлетворением, цель и задачи достигнуты.
12
Список использованной литературы
1Бояркин В.М. География Иркутской области. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985.
2Воробьев В.В. Географические особенности и проблемы формирования населения Восточной Сибири. - Новосибирск: Наука, 1972.
3Воробьев В.В. Население Восточной Сибири (современная динамика и вопросы прогнозирования)/ отв. ред. В.Б. Сочава. - Новосибирск: Наука, 1977.
4Города России: энциклопедия / Гл. ред. Г.М. Лаппо. - М: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
5Демографический ежегодник РФ за 1993 г., М: Госкомстат РФ, 1994.
6Естественное движение населения РФ за первое полугодие 1996 г. (статистический бюллетень), М: Госкомстат РФ, 1996.
7Медведева Э.А. Социально-экономическое районирование Приангарья, М: 1985.
8Численность населения РФ по полу и возрастным группам на начало 1995 г. - М: Госкомстат РФ, 1995.
9Экономическая и социальная география России: учебник для вузов / Под ред. А.Т. Хрущева. - М: КРОН-ПРЕСС, 1997.
13
Приложение
Дерево в снегу
Ералаш
Медведь и солнце
«Течет река Волга»
Музыка космоса